Мастер-класс "Тимбилдинг"
методическая разработка по теме

Шлеменко Ольга Андреевна

Мастер-класс по теме "Тимбилдинг"

Ссылка на презентацию http://www.proshkolu.ru/user/ozornaya/folder/1119356/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тимбилдинг мастер-класс28.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС   «Тимбилдинг»

21 век требует воспитания активного человека, умеющего подстраиваться под новые условия. Не секрет, что в настоящее время молодые люди очень часто меняют работу ищут себя. Наиболее успешными становятся коммуникабельные, умеющие работать в команде, вести за собой.

Слайд

Тема моего мастер - класса: «Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»

Слайд

В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование». Уходит в прошлое авторитарное руководство. Приходит эра командного управления. Данный термин пришел из  бизнеса и применяется к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Коллектив класса – это и есть суперкоманда. Отношения в коллективе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, важны не только для развития коллектива, но и для успешной учебной деятельности.

Слайд

Зачем тимбилдинг  детям? (способствует формированию коллектива, позволяет выявить лидера,  дети учатся взаимодействовать друг с другом)

В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками.

Слайд

             Сущность и особенности технологии    « тимбилдинг» «…По отдельности мы — капли, вместе мы – океан!»

Актуальность: 

Современные условия в том числе и стандарт второго поколения требуют от детей умения работать в группе, команде. Нужна система. Поэтому я использую приёмы тимбилдинга на уроках, в воспитательной работе и во внеурочное время.

С помощью тимбилдинга возможно объединить детей, взрослых, детей и взрослых  в единый союз. Чем мы сегодня и займёмся.

1.Игра   *ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ.

Ведущий приглашает на сцену одного из участников, с которым как он считает имеет что-то общее. Например, «Женя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что мы с тобой живем на одной улице  (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.). Женя выходит на сцену и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся на сцене.

- Когда эта игра уместна?

Данная игра уместна при формировании группы на уроке

Также данная игра уместна на уроке  обществознания или  классном часу по теме «Толерантность»

2.Игра   *Электрическая цепь

Часто в подростковой среде возникают конфликтные ситуации. Учитель проводит беседы, но  порой этого бывает недостаточно. Больший эффект будет  от тактильного контакта. В данном случае будет уместен прием Электрическая цепь.

Вам необходимо сесть на стулья , образуя круг. Соедините руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.

Задача участников: 
Встать, не разрывая электрической цепи. На счет 3 встаем

Если цепь оборвалась, возьмитесь крепче за руки, удобнее поставьте ноги и поддерживайте друг друга. Повторите упражнение еще раз. На счет 3 встаем

3. Игра   *Счет до 10

Также тимбилдинг позволяет выявить лидера.

“Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, (по правилам необходимо применить повязку). можете опустить голову вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но задание состоит в том, что считать вы будете не вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Игра позволяет не только выявить лидера, но и отдавать лидерскую позицию  партнеру.

Например первый раз дошли до 3 , во второй раз до 6. Значит кто-то уступил свою позицию.

4. Игра   * «Верёвочка»

Я предлагаю для начала провести игру, а затем вы мне скажите с какой целью ее проводят

 Для проведения этой игры берётся верёвка, связываются  её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих)

Участники встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник, квадрат, ромб». (Можно завязать в узел)

Возможны варианты решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам (практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры)

Данная игра  была направлена на выявление лидера 

Учителю в коллективе, чтобы провести любое мероприятие,  нужны помощники – ЛИДЕРЫ класса.  

5. Игра   * Импульс

Часто при использовании групповой формы работы на уроке, учитель применяет жеребьевку.  Таким образом возникают группы случайного состава. Для создания комфортной обстановки можно использовать прием импульс.

 Участники берутся за руки. Получается цепь. Задание: передать импульс от первого участника последнему. Тот же, по окончанию игры, должен поднять руку

Игра успешна только в том случае, если участники справитесь за максимально короткое время. 3 раза.

- Как изменилась атмосфера? (Стало веселее. Простое упражнение, но эффективное, способное разрядить обстановку)

Еще одним примером в данном случае является прием «Едины». Ребятам необходимо взяться за руки и одновременно их поднять.

Эти приемы способствуют формированию единого коллектива. Ребята настраиваются на совместную групповую работу. Подчеркивается, что роль каждого неоценима, также как и взаимовыручка.

Кроме того, достоинством является небольшое время проведения игры.

Также прием тимбилдинга используется в внеурочное время, например в веровочном курсе во время похода. Или на экскурсии.

«Узелки».
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

«Бревно».
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

* Это упражнение дает возможность прочувствовать командный дух.

«Прогулка  слепых».
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

Таким образом, в свете всего вышеизложенного и основываясь на собственном педагогическом опыте, я считаю, что применение средств «тимблдинга» в условиях учебного процесса способствует формированию коллектива, позволяет выявить лидера,  дети учатся взаимодействовать друг с другом 

Упражнение  «Аплодисменты» (ритуал прощания).
Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.