Эссе "Я учитель"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе
Я учитель…
Я учитель… В этом суть моего бытия. В этом смысл моего недавнего прошлого, счастливого настоящего и, думаю, успешного будущего.
Задача педагога – познание тайн детской души. Как постичь эти тайны, как помочь раскрыться индивидуальности, не вспугнув откровения и не ранив невзначай? Об этом думал и Ф.М.Достоевский: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для учителя литературы очень важно развивать эстетические, интеллектуальные и духовные потребности учеников, увлекать за собой, помочь каждому ребёнку найти свою «золотую книгу» в жизни. Что может дать литература детям, которым жить в 21 веке?
Я считаю, что опоры «духовности» так необходимы нашим сегодняшним ребятам, вступающим в новую жизнь. Учитель литературы имеет редкую возможность не ставить перед собой специально развивающие цели. Если он живет литературой, он уже развивает эмоции детей. Надо только сопереживать с ними. Тогда у ученика будет сердце наполняться радостью. Я проживаю огромное количество жизней. Каждый класс, ребенок имеет свою уникальную ауру. Они разные. Почувствовать ученика, настроиться на волну, приблизиться к душе ребенка – вот моя задача.
Уверена, что именно сегодня целевые точки воспитания должны быть смещены в сторону формирования нравственных качеств: совести, долга, ответственности. Стараюсь воспитывать своих учеников посредством духовного богатства литературы. Именно сегодня, как никогда, важно и нужно помочь ребенку освоить культурные и духовные традиции своего народа. Гуманность – одно из главных нравственных качеств, которыми должен обладать человек. Мудро сказал тот, кто считает, что школа – мастерская гуманности. Именно учитель должен научить детей идеалам добра, любви, правды, красоты. Поэтому современной школе нужен новый учитель, профессиональная компетентность которого позволит ему успешно управлять образовательным пространством в системе «учитель – ученик», который не только учит, но и в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания учеников. Учитель воспитывает и обучает, любя, веря, надеясь, готовя детей к выходу в современную взрослую жизнь, ведет ребенка по пути открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что такое современный урок? Для меня – это радость и волнующая встреча с моими непоседливыми и пытливыми мальчишками и девчонками. Это возможность дать ребенку реализовать себя без боязни быть непонятым. Это и сцена, на которой я играю и познаю мир снова и снова вместе с детьми. Я вхожу в класс с улыбкой, оставляя за дверью груз повседневных забот.
Урок – это время знаний. Главная моя задача на уроке – развитие внутренней мотивации ребят, которая создает интерес к учебной деятельности. На уроках русского языка я использую самые разные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, уроки - семинары. На уроках литературы применяю следующие формы работы: творческая мастерская, виртуальные экскурсии, конкурсы чтецов, суд над литературным героем. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности. Межпредметная связь – неотъемлемая часть моих уроков. Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика.
Урок – это и время развития. Человек развивается, когда творит. Уверена, что на уроке должна быть атмосфера творчества, в которой возникает возможность искать, пробовать, совершать открытия. Активно на своих уроках и во внеклассной работе реализую метод проектов. Так, при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).
Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. На уроках литературы практикую работу с народными пословицами и поговорками, что развивает кругозор обучающихся, расширяет знания о языке. Иллюстрации самих ребят к пословицам и поговоркам воздействуют на эмоциональную сторону восприятия, вызывают положительные эмоции. Заучивание развивает память, приобщает к культуре. Владею информационными технологиями и применяю их на уроках. Преимущества ИК-технологий в том, что они позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышать творческий потенциал, способствуют развитию самостоятельности, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность учащихся. При работе с ИКТ повышается темп урока.
Урок – это время общения. Для этого необходимо доверие ученика. Стараюсь не обманывать ребят, не унижать их. Пытаюсь вызвать у учеников желание продолжить диалог. В этом помогает личностно-ориентированный подход, раскрывающий и развивающий индивидуальные особенности ребенка.
Но для того, чтобы «Его Величество Урок» не был формальным, безликим, а нёс бы в себе неповторимость и открывал новые пути в познании мира, необходимо определить для себя, что нельзя делать на уроке. Для меня это семь «не»:
Не будь скучным.
Не будь злым.
Не обманывай.
Не стремись нравиться.
Не равняй себя с учениками.
Не предавай ребёнка в себе.
Не ругайся.
Но более важно постоянно помнить о том, что важно и нужно делать для достижения гармонии в отношениях «учитель-ученик»:
Секрет успеха в постоянстве цели.
Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.
Ребёнок больше всего нуждается в нашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможное.
Все методические приемы, которые я использую в своей педагогической деятельности, - это образцы сотрудничества и сотворчества. Без мудрости, целеустремлённости, понимания невозможно сегодня работать учителю в школе. Вот почему девизом моей профессиональной деятельности являются слова:
« Жить, гореть и не угасать; жить, а не существовать!»
Трифонова
Ольга
Викторовна г.Бежецк