Методический семинар Коллективное творческое дело
методическая разработка по теме
методические рекомендации по созданию крепкого коллектива, воспитания всесторонне развитой личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_kollektivnoe_tvorcheskoe_delo.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Коллективное творческое дело»
В условиях модернизации образования проблема развития инициативы и творческих возможностей детей в России приобретает особую актуальность. Неоценимую значимость этот вопрос приобретает в контексте поиска путей духовного становления личности ребёнка через коллективную творческую деятельность.
Интерес к этой проблеме объясняется ещѐ и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.
Понятие «Коллективное Творческое Дело» И.П. Ивановым определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.
Отличительными признаками КТД могут стать:
- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
- его социальный характер (для кого это нужно?),
- высокая мотивация создателей.
Таким образом, дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.
КТД - форма работы, которая направлена на:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие интеллектуальных способностей.
- Реализацию коммуникационных потребностей.
- Обучение правилам и формам совместной работы.
- Создание мотивации ребенка для участия в КТД.
Основные мотивы ребенка для участия в коллективных творческих делах:
- Потребность в коммуникации.
- Выполнение данного КТД, для того чтобы принимать участие в других делах.
- Желание выиграть (дух соревнования).
- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
- Осознание развивающей роли КТД.
- Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
КТД дают возможность ребенку –
- реализовать и развивать свои способности;
- расширять знания об окружающем мире;
- приобретать навыки проектирования;
- проявлять организаторские умения;
- закреплять коммуникативные навыки;
- формировать способности школьников к рефлексии (анализу).
КТД дают возможность педагогу –
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские способности;
- изучать детский коллектив;
- объединять обучающихся, педагогов, родителей;
- управлять процессом развития личности;
- развивать рефлексивные способности.
И как следствие:
- формирование коллектива единомышленников;
- освоение культурного пространства;
- формирование личности.
Задачи коллективного творческого дела
Задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями растущего человека, в рамках коллективного творческого дела:
1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.
2. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
3. Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.
Условия педагогического успеха
Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения поставленных педагогических задач?
1. Общая забота.
2. Единство уважения и товарищеской требовательности.
3. Единство мыслей и действий, воли и чувств.
4. Единый коллектив.
5. Творчество, а не шаблон.
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?
Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, природе, обществу, труду, семье, самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.
Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
Классификация коллективных творческих дел
Существует несколько классификаций КТД:
1. По жанру.
2. По длительности подготовки и проведения.
3. По объему.
По виду деятельности определяют коллективные творческие дела:
1. Художественно-эстетические.
2. Интеллектуально-познавательные.
3. Трудовые.
4. Общественно-политические.
5. Социально-ориентированные.
6. Спортивные.
7. Организаторские.
8. Экологические.
Методика организации и проведения КТД
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.
1. Предварительная работа коллектива.
Первая стадия – это стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела.
Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.
2. Коллективное планирование.
Происходит на общем сборе коллектива: или на сборе, который составляет общий план работы этого коллектива на очередной период, или на специальном сборе-старте, на котором планируется данное КТД. На этом этапе нужно выбрать совет дела или того человека, который будет руководить подготовкой дела.
3. Коллективная подготовка КТД.
Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов.
4. Проведение КТД.
На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный советом дела. Это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости.
5. Коллективное проведение итогов КТД.
На этой стадии проводится общий сбор участников проведенного дела.
Сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД (Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря кому и чему?); к недостаткам и ошибкам (Что не получилось? Почему?); к урокам на будущее (Что нам предстоит использовать и дальше? Как действовать по-другому?).
6. Стадия ближайшего последействия КТД.
Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.
Заключение
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни, основой которых является создание внешних условий, заменяющих методы воздействия, предусматривает новый, ненасильственный способ организации воспитания.
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты. Здесь важен замысел коллективного творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят.
Детская импровизация – высшее достижение КТД. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения.
КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том, что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Главное, вызвать у ребят потребность думать об окружающем мире, искать пути его совершенствования, и в конкретных делах преобразования среды совершенствовать самого себя.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей
КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики. Однако при этом нужно помнить, что успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый.
Коллективные творческие дела активно практикуются в Доме детского творчества «Жемчужина» в объединении «Батик». Кружок имеет декоративно-прикладное направление. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет и заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами. Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, перед младшими и старшими, родителями создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. В период подготовки к празднику открывается «мастерская Деда Мороза». В «мастерской» создаются цеха, куда входят цех по изготовлению реквизитов и декораций для холла учреждения, сцены, актового зала, зала хореографии (совместная работа педагогов, воспитанников и их родителей), цех по пошиву костюмов, новогодней атрибутики, цех по изготовлению сувениров, подарков, бутафории и новогодних игрушек.
Благодаря коллективной работе среди учеников выявились отличные организаторы, декораторы, прикладники, рукодельники, художники, сценаристы, певцы и актеры. Каждый в коллективе объединения знает свои сильные стороны, и учиться новым навыкам у своих коллег. Коллективное творческое дело в нашей работе имеет огромное влияние как на личность каждого ученика творческого объединения «Батик», так и на весь большой коллектив нашего учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
Методическая разработка коллективного творческого дела "С любовью к вам, учителя", посвященного празднованию Дня учителя
В данной методической разработке вы сможете найти сценарий мероприятия, план подготовки и проведения, необходимое оборудование, а также небольшой фотоотчет о поведении праздника....
Методическая разработка коллективного творческого дела "О маме...", посвященного Дню Матери
В этой работе отражен сценарий, план подготовки и проведения праздника....
Методический семинар Коллективное творческое дело (презентация)
Презентация на тему Коллективное творческое дело...
Методическая разработка. Квест-игра “Здоровым быть -это здорово!" ( Коллективное Творческое Дело в рамках “Недели здоровья”)
Игра-квест «Здоровым быть- это здорово!» направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия...
Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей по теме "Коллективное творческое дело (КТД")
Технология КТД - это эффективная технология воспитания и развития учащихся, основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.https://cloud.mail.ru/publ...