"Дорога к здоровью"
статья на тему
Ствтья о здоровьесберегающих образовательных технологиях в МКОУ "Детский дом-школа № 95"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие образовательные технологии в МКОУ "Детский дом-школа № 95" | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДОРОГА К ЗДОРОВЬЮ»
Последние десятилетия состояние здоровья российских детей вызывает серьёзную тревогу родителей, государственных деятелей, специалистов различного профиля. Исследователи отмечают, что объективным показателем неблагополучия является ухудшение здоровья сегодняшних школьников по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования. Негативные тенденции роста заболеваемости детей в процессе обучения повышает актуальность проблем охраны здоровья учащихся.
Здоровье обучающихся находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.
Специалисты доказали, что здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяется средой, в которой он проводит достаточно большое время.
Для ребёнка от 6 до 17 лет такой средой является школа, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени бодрствования ребёнка школьного возраста. В то же время в этот период происходят наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Важнейшей целью внедряемых здоровьесберегающих педагогических технологий является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – за ответами на все эти вопросы ребёнок обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной в практике.
Администрация и педагогический коллектив МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом-школа №95» «Дом детства» огромное внимание уделяют обучению вопросам здоровья, воспитанию культуры здоровья, использованию здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы, что вместе составляет единое целое – дорогу к здоровью.
В своей деятельности педагогический коллектив большое внимание уделяет таким факторам, как:
- действие звуковых раздражителей (создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков, создающих предпосылки благоприятного психологического климата);
- воздушно-тепловой режим (расположение отопительных приборов под оконными проёмами, поддерживаемая температура в классах и спальных комнатах +18-20 градусов, относительная влажность воздуха в пределах 40-60 %, проветривание учебных помещений до и после занятий);
- естественное и искусственное освещение (обеспечение в помещениях школы бокового левостороннего освещения, исключение очень ярких светильников, низкого уровня освещённости, оборудование оконных проёмов регулярными солнцезащитными устройствами – жалюзи, тканевыми шторами световых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели);
- видеоэкология (использование в классных помещениях цветовую гамму, создающую тёплую, жизнерадостную атмосферу; материалов и красок, создающих матовую поверхность светлых тонов бежевого, зелёного и голубого цвета; мебели цвета натурального дерева);
- использование компьютеров (установление регламента продолжительности работы школьников с компьютерами; использование рационального кондиционирования воздуха, введение регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления; обеспечение оптимальных параметров микроклимата);
- вопросы питания (обеспечение правильного, рационального питания – состав, качество и количество продуктов питания, режим питания, гигиена питания, организация питания, качество используемой воды, создание оптимальных условий культуры питания: картины на стенах, цветы на столах, салфетки, использование необходимых столовых приборов);
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, переутомления и перенапряжения обучающихся, обеспечения им условий успешного обучения и сохранения их здоровья.
Администрация и педагогический коллектив МКОУ «Детский дом-школа
№ 95» «Дом детства» придерживаются рациональной организации учебного процесса, обеспечивая:
- оптимальный объём учебной нагрузки (количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий);
- оптимальный объём дополнительных занятий в школе - факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.д. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
- наличие занятий активно-двигательного характера – динамических пауз, уроков физической культуры, спортивных занятий и т.д. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Большое внимание уделяется составлению рационального расписания учебных занятий, рациональной организации уроков, позволяющих удовлетворению физиологических потребностей ребёнка, потребности в физической и психической безопасности (избегание стрессовых ситуаций),
потребности учащихся в общении и уважении, потребности в самоуважении, самоосуществлении.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагогов МКОУ «Детский дом-школа № 95» «Дом детства» является работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной работе. Система деятельности педагогического коллектива по сопровождению здоровья детей включает оздоровительные мероприятия следующего характера:
- Мероприятия, направленные на повышение резистентности и расширение адаптационных возможностей организма: оптимизация питания учащихся, фитопрофилактика, закаливание, дыхательная гимнастика.
- Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления: контроль за естественным и искусственным освещением, гимнастика для глаз во время урока.
- Мероприятия для уменьшения статического напряжения опорно-двигательного аппарата: физкультминутки с упражнениями, формирующими правильную осанку и укрепляющими мышечный корсет, подвижные игры.
- Мероприятия, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшение деятельности центральной нервной системы: обучение элементам аутотренинга в кабинете психологической разгрузки, мышечная релаксация; использование функциональной музыки в различных режимных моментах (при подготовке учащихся к утренней гимнастике, в начале и в конце урока, во время проведения физкультминуток, на переменах, перед сном и т.д.).
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Администрация и педагогический коллектив МКОУ «Детский дом-школа
№ 95» «Дом детства» огромное внимание уделяет личности ребёнка и его интересам, помогает ему раскрыть свою индивидуальность и таланты, открывает перспективу для будущего развития личности и её самоутверждения. Большую роль в этом играет внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, даёт возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, а также общения со сверстниками, которое воспринимается как нечто очень важное.
Традиционным в педагогическом коллективе МКОУ «Детский дом-школа № 95» «Дом детства» стало использование таких форм работы, как диспуты, встречи с интересными людьми, КВНы, выступление агитбригады, конкурсы «А ну-ка, девушки!», «Если ты мужчина», выездные шефские концерты, общешкольные праздники.
Хочется осветить ответы ребят на одной из дискуссий для учащихся 8-10 классов, тема которой была: «Жизнь. Здоровье».
На вопрос воспитателя: «Как вы думаете, что такое жизнь?», немного подумав, ребята ответили:
1. Жизнь – это то, что никто не вправе губить.
2. Жизнь – это шанс и очень большие возможности, которые человеку надо разумно использовать.
3. Жизнь – это всегда борьба за что-нибудь, а для многих и за здоровье.
На вопрос воспитателя «Что такое здоровье?», последовали следующие ответы:
1. Здоровье – это, прежде всего, состояние полного физического благополучия.
2. Я считаю, что отсутствие здоровья или каких-либо физических недостатков, - это ещё не совсем здоровье. Оно невозможно без духовного и социального благополучия.
Воспитатель: «Изречение древнеримского государственного деятеля Аппия Клавдия гласит: «Каждый – кузнец собственного здоровья». Как вы это понимаете?
Ребята, после некоторых раздумий, ответили:
1. Если человек дышит чистым воздухом, правильно организует свой труд и отдых, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то, я думаю, такого человека можно назвать кузнецом своего здоровья.
2. Каждый из нас ещё и сам себе доктор. Мы знаем о себе всё: сколько часов сна делает нас бодрыми, какую пищу не принимает наш организм, какие привычки губят наше здоровье. Быть здоровым – это, прежде всего, любить себя и разумно к себе относиться.
Эти ответы радуют. Надеемся, что со временем у ребят сформируется опыт здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей. А внедряемые здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, в овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Музыкальный руководитель
МКОУ «Детский дом-школа № 95»
Турченюк Галина Павловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кругосветка "Дорога к здоровью"
Кругосветка «Дорога к здоровью» ...
Дисциплина на дороге - залог здоровья
Тема безопасности на дороге очень важна, особенно, когда говорим о детях, об их здоровье и жизни. И для того, чтобы уберечь наших детей, им регулярно нужно...
Тематическое планирование воспитательных мероприятий по подпрограмме "Дорога к Здоровью"
Дорога к Здоровью.Цель:Сохранение и укрепление здоровья детей.Задачи:1. Прививать и усовершенствовать навыки личной гигиены;2. Формировать потребность в...
"Дорога к здоровью"
Статья о здоровьесберегающих образовательных технологиях в МКОУ "Детский дом-школа № 95"...
Сказка "Как Ульяна нашла дорогу к здоровью"
Сказка про девочку Ульяну, которая неразлучно была связана с сотовым телефом, что забыла о своем здоровье....
Занятие ко дню здоровья на тему: «Дорога к здоровью»
Цели:1. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни2. Закрепить ранее полученные знания детей о здоровье3. Показать пр...
Игровая программа "Дорога к здоровью"
Мероприятие направлено на формирование у детей стремления к ЗОЖ....