Доклад "Содержание ИКС"
статья на тему
Историко-культурный стандарт содержит основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. ИКС представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_soderzhanie_iks.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
Туркина Людмила Валентиновна
Подготовила Туркина Л.В.,
учитель истории
МБОУ «Ахтырская ООШ»
октябрь, 2014 г.
Слайд 1
С инициативой создать единый учебник истории выступил президент Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в феврале 2013 года.
Дмитрий Ливанов, министр образования
«У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет. У нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будет разработана единая линейка школьных учебников по истории».
По словам министра, все учебные руководства будут проходить общественную и профессиональную экспертизу.
Проект Историко-культурного стандарта был подготовлен Институтом российской истории РАН, в состав авторского коллектива вошли известные историки, авторы учебных пособий, представители педагогического сообщества.
Стандарт был утвержден Рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и опубликован 1 июля 2013 года в сети интернет для широкого общественного обсуждения.
Слайд 2.
За основу принципов историко-культурного стандарта взят закон об образовании.
Слайд 3
Историко-культурный стандарт содержит основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. ИКС представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
Слайд 4
Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Концептуальное положение ИКС
- Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу.
Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.
Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
2. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
3. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.
4. В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. Д
Учебник является «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.
Слайд 5 .
Разделы ИКС и структура курса истории
Слайд 6
Концепция историко-культурного стандарта направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Задача ИКС – создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
Стандарт нужен для чёткого представления объёма фактологического материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ по истории
А относительно деятелей искусства и учёных - с указанием их конкретных произведений. Учитель должен ясно представлять тот минимальный объём материала, который он обязан "выдать" на уроке.
А сверх стандарта - полная свобода учителя! Таким образом, стандарт должен стать "законом" прежде всего для составителей ЕГЭ.
P.S.
Из личного опыта работы
Акцент на патриотическое воспитание в целом правильный, но в стандарте этого "патриотизма" очень много.
- все-таки "воспитать чувство гордости" - это не цель. Чувства воспитать нельзя. Было бы правильно "способствовать возникновению чувства гордости". Иначе, если у кого-то из учеников чувство не воспитается? Будет не выполнен стандарт?
Поэтому необходимо отбирать факты на основе объективного научного метода, и структурировать их так, чтобы были сформулированы предпосылки даже не для "гордости", а для уважения к прошлому страны.
- "гордость военными победами" - зачем то сделан на это акцент? А как же гордость гражданскими победами? Достижениями в науке и искусстве? И как будут преподнесены поражения российской армии? Должна быть не только гордость победами, но уважение к военным подвигам русских солдат. Например, в 1700 году российская армия проиграла в битве под Нарвой, это не говорит, что не было патриотизма..
В стандарте есть определение - "позитивный пафос исторического сознания". Историческое сознание - это понимание причинно-следственных связей, понимание закономерностей исторического развития. В истории России были и победы, и поражения, и созидание, и разрушение, которые должны восприниматься объективно, без пафоса.
История православия "пронизывает все содержание" ИКС. Это правильно для истории Древней и Средневековой Руси, но уже в 18 веке стала формироваться светская культура страны, основанная на идеалах эпохи Просвещения, в которой роль религии не была ведущей.