Инновационные технологии в обучении биологии в условиях ФГОС
статья на тему
Статья для публикации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_obuchenii_biologii_v_usloviyah_fgos.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в обучении биологии в условиях ФГОС
Галина Валентиновна Пилюгина
учитель биологии, высшая квалификационная категория
МБОУ СОШ № 92
городского округа г. Воронеж
Современная российская школа перешла на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. Целью и смыслом современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого и нравственного развития.
Инновации ( англ. Innovation − нововведение) − внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Главная цель инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Какие инновационные образовательные технологии применяю на своих уроках?
1. Технология дифференциации и индивидуализации
В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащегося. Главным достоинством технологий дифференциации и индивидуализации является возможность адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям.
Одним из оптимальных решений пробуждения интереса к предмету и повышению качества обучения является, на мой взгляд, использование разноуровневых заданий на различных этапах урока.
Использую следующие дифференцированные задания:
- по уровню трудности (либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных учеников);
- по объему (часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительное);
- по уровню творчества ( различный характер познавательной деятельности учащегося: репродуктивный или творческий, т.е. применение знаний в незнакомой ситуации, выполнение более сложных мыслительных действий: поисковых, преобразующих);
- по степени самостоятельности ( выполнение заданий самостоятельно или под руководством учителя);
- по степени и характеру помощи учащемуся ( стимулирующая помощь в виде организации деятельности ученика, ободрении; направляющая помощь в виде «подсказок»; обучающая помощь в виде анализа предстоящей работы и плана действий);
- дифференцированные домашние задания ( по уровню трудности, по уровню творчества).
2. Групповые технологии
Групповые технологии применяются с целью обеспечения активности учебного процесса и для достижения высокого уровня усвоения содержания.
Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Задание выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. Учащихся, которые боятся публично выступать, можно задействовать в другой сфере деятельности : например, записывать высказывания или быть членом жюри. «Слабым» и недисциплинированным ученикам определить роль наблюдателя или члена жюри.
Например, в 9 классе по теме: «Общие законы действия факторов среды на организмы» для изучения нового материала применяю групповые технологии.
1.Класс делится на группы, проводится инструктаж учителя.
2.Работа в группах
Задания для групп:
Тема «Закон оптимума»
- Что такое оптимум? Критическая точка?
- Какие зоны можно выделить в пределах выносливости видов?
- Доказать на конкретных примерах, что закон оптимума имеет большое практическое значение.
Тема «Закон экологической индивидуальности видов»
- В чем заключается сущность закона экологической индивидуальности видов?
- Каковы могут оказаться последствия незнания данного закона и отсутствия его учета в сельскохозяйственной практике?
Тема «Закон ограничивающего фактора»
- Что такое ограничивающий фактор?
- Какие факторы, влияющие на организм, являются оптимальными, а какие ограничивающими? Доказать на конкретных примерах.
Тема «Закон совместного действия факторов»
- В чем заключается сущность закона совместного действия факторов?
- Какие примеры можно привести, доказывающие действие данного закона?
Тема «Закон незаменимости факторов»
- Как вы понимаете закон незаменимости факторов? Доказать конкретными примерами.
- В чем заключается сущность эффекта замещения?
- Как проявление сходного биологического эффекта, вызванного изменениями количественных показателей совместного действия факторов, используется в практике сельского хозяйства?
3.Отчеты группы о проделанной работе, заполнение таблицы «Общие законы действия факторов среды на организм».
Общие законы действия факторов среды на организм
Название закона | Формулировка закона |
Закон оптимума | Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организмы. |
Закон экологической индивидуальности видов | В природе не существует двух видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к выбору факторов среды. |
Закон ограничивающего фактора | Наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений. |
Закон совместного действия факторов | Результат влияния любого экологического фактора на жизнедеятельность организмов во многом зависит от того, в какой комбинации и с какой силой действуют в данный момент другие. |
Закон незаменимости факторов | Действие одного какого-либо фактора не заменяется другим фактором. |
3. Информационно-коммуникативные технологии
Уроки с применением ИКТ − это качественно новый тип урока. На уроках биологии должно быть много наглядности, поэтому наличие компьютерных программ − необходимость в проведении современных интересных уроков. Цифровые образовательные ресурсы дают возможность показывать фотографии, интерактивные схемы, таблицы, сложные биологические процессы. Программный материал, представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания темы.
На уроках можно использовать готовые цифровые образовательные ресурсы, что экономит время подготовки к уроку, а также создавать собственные мультимедийные презентации с новым материалом, разнообразными формами закрепления и проверки знаний.
Мои ученики сами с желанием участвуют в процессе создания презентаций. Это дает им возможность не только использовать свои способности в поиске и передаче нужной информации по заданной теме, но и в проявлении своей индивидуальности и творчества. Использую презентации, созданные учащимися, на всех видах уроков, особенно во время проведения семинаров и конференций.
4. Игровые технологии
Игровые технологии используются учителями давно, но не утратили своей актуальности. В своей работе я стараюсь организовать обучение так, чтобы у всех или, по крайней мере, у большинства детей появилось желание изучать биологию. Главный путь − это вызывать интерес ребенка к изучаемому материалу. Интерес к уроку поддерживаю необычными приемами обучения, новизной подачи материала с учетом индивидуальных особенностей.
Цель моих уроков предельно проста − оживить скучное, заинтересовать обыденным, увлечь творчеством.
В моем педагогическом багаже много проведенных уроков игрового характера. В 6 классах мною проведены уроки-путешествия «Путешествия капельки», «Цветок − орган семенного размножения», «Путешествие в страну двудольных растений», «Космическое путешествие по исследованию флоры на планетах Солнечной системы». Такие уроки обучают речевым структурам, биологическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям в непринужденной игровой обстановке.
На уроках закрепляющего и обобщающего характера провожу уроки-спектакли, уроки-сказки. Например, «Сказка про царя Гороха» ( 6 классы ), урок-спектакль «Паучьи сказки − детские рассказки», шоу-драма из жизни простейших «Ползет амеба по субстрату» ( 7 классы ). Такие уроки представляют собой театрализированные представления, в которых участвуют дети в различных ролях, это и поэты, и писатели-фантасты, и сказочники, и актеры. Дети живо воспринимают их и выступают в роли великолепных актеров, сказочников, писателей. Они сами придумывают сказки на разные темы. Обязательно на таких уроках звучит правильно подобранная музыка. Создание эмоциональной сферы восприятия учебного материала и «проживание ситуаций» делает такие уроки запоминающимися.
Большое внимание в своей работе уделяю урокам, которые представляют имитационно-деловые игры. Такие уроки моделируют профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни. Например, уроки-телепередачи ( 6, 7 классы ). На таких уроках учащиеся выступают в роли выдающихся специалистов в области биологии, экологии, кинематографистов, актеров, писателей, телезрителей. Учащиеся на таких уроках демонстрируют не только свои знания, но и творчество, юмор.
В старших классах провожу уроки-конференции ( медицинские конференции в 8 классах, научные конференции в 9−11 классах ), круглые столы, уроки-суды ( «Суд над табаком», 8 классы), уроки-размышления ( «Проблемы рационального использования видов и сохранения их многообразия», 10 классы). Такие формы уроков позволяют учащимся перейти от пассивного восприятия темы к активному участию в решении проблем, стоящих перед человеком. Уроки игрового характера создают доброжелательный настрой и делают преподавание более эмоциональным и гуманным, а новый материал интересным и ненавязчивым.
Литература
- Лиймет Х.И. Групповая работа на уроках.− М., 1975.
- Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Под ред. Е.С.Полат.− М., 1999.
- Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение.− М.: Сентябрь, 2002.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.− М.: РПП, 1996.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.− М., 1998.
- Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина.−Барнаул: БГПУ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, ...
Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, ...
Формирование УУД при обучении биологии в условиях перехода на ФГОС ООО
В статье, давая характеристику УУД, я представляю свой опыт по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД при использовании разных форм деятельности....
презентация по курсу виртуальной стажировки: "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"
Презентация п оитогам виртуальной стажировки "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"...
Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».
В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...
Применение инновационных педагогических технологий на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО
В статье рассматриваются пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием различных педагогических технологий....
Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики
Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...