Теоретические основы формирования и управления здоровьесберегающей средой школы
статья на тему
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_zdorovesberegayushchey_sredoy.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Колесникова О.М.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21» город Старый Оскол
Теоретические основы формирования и управления
здоровьесберегающей средой школы
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Модернизация российского образования требует поиска дополнительных собственных возможностей адаптации системы образования к современным требованиям жизни. Одним из таких резервов является сам ученик и внутришкольная среда. В настоящее время в педагогических, психофизиологических и медицинских исследованиях среди ряда факторов формирования здоровья ведущим определяется здоровый образ жизни, что отражено в работах Р. И. Айзмана, В. Ф. Базарного, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Э. М. Казина, В. В. Колбанова, А. Г. Комкова, Г. А. Кураева, Ю. П. Лисицына, Н. К. Смирнова и др. Известно, что существуют группы детей, которые предпочитают здоровый стиль поведения, и группы поведения с риском для здоровья. Укрепление нового стиля поведения и переориентация на здоровый образ жизни школьников второй группы невозможно без учёта ценностно-мотивационной сферы человека. Детерминанты здорового образа жизни целесообразно рассматривать с наиболее значимыми индикаторами физического и психического здоровья, социального благополучия школьника и готовности учителя работать в условиях приоритета здоровья. Как выявляют исследования Э. Н. Вайнера, Л.П. Вашлаевой, Г. К. Зайцева, Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной, Т. С. Паниной, Н. И. Приходько и др. многие педагоги не выделяют здоровье как приоритетную личностную ценность, невысоко оценивают роль собственных усилий в сохранении и развитии здоровья, не владеют методами самодиагностики и саморегуляции состояний, не обладают системой знаний о здоровье, комплексом навыков и технологий сохранения и развития здоровья ученика и собственного здоровья. Отсутствие здоровья определяется во многом образом жизни человека, который сознательно или бессознательно не принимает системы ценностей здоровья и как следствие не способен быть благополучным. При таком толковании понятия «здоровье» проблема его сохранения и развития переходит из информационно-профилактической в педагогическую проблему организации процесса воспитания и обучения с учётом санитарно-гигиенических, социально-медицинских, психофизиологических факторов.
Анализ научных данных указывает на необходимость осуществления образования в здоровьесберегающей парадигме, что наиболее соответствует современному состоянию здоровья школьников. Здоровьесохраняющее образование, по мнению педагогов-психологов, возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы
Проблемы здоровьесбережения в полной мере касаются обучения информатике. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде, который мож...
Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий
Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащ...
«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»
Доклад на педсовете по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В данной теме будут рассмотрены следующие вопросы: понятия творчества, мышления, творческого мышления; охарактеризованы основные виды мышления, без развития которых невозможно формирование творческого...
Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)
В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПО СРЕДСТВАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Древнее изречение Гиппократа...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО СТИЛЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретическая глава магистерской работы. В рамках реализации ФГОС. "Важным фактором в построении урока являются психологические особенности каждого обучающегося, которые раскрываются в процессе о...