Мастер-класс "Обратная связь и рефлексия"
учебно-методический материал на тему
Качество образования во многом определяется качеством организации образовательного процесса, в том числе теми отношениями, которые возникают между его участниками: педагогом и обучающимися. Формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса – одна из ведущих задач, стоящих пред каждым педагогом. Развитие рефлексивной культуры личности является одной из ведущих идей современного образования. Такая культура характеризуется готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, работать в условиях неопределенности, умением обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, умением ставить и решать неординарные практические задачи, способствует формированию мотивации личности к саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексия и обратная связь | 82.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И РЕФЛЕКСИЯ
Качество образования во многом определяется качеством организации образовательного процесса, в том числе теми отношениями, которые возникают между его участниками: педагогом и обучающимися.
Введение ФГОС ОО актуализирует проблематику взаимоотношений педагога и школьников, так как методологической основой стандартов образования второго поколения является системно-деятельностный подход. Формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса в познании окружающей деятельности и изучении учебных предметов – одна из ведущих задач, стоящих пред каждым педагогом.
В связи тем, то в образовательном процессе участвует большое количество людей – важно уметь слышать и понимать другого. Например, используя рефлексивные умения, необходимые при занятии любой деятельностью, связанной с аналитическими и оценочными действиями человека, понять то, что произошло в процессе работы, какие возникли эмоции и чувства у каждого участника совместной деятельности. При этом внимательное отношение со стороны педагогов к настроению, чувствам школьников можно рассматривать как один из признаков профессионального педагогического мастерства.
Приемы установления обратной связи используются преподавателями прежде всего для того, чтобы образовательный процесс был привлекательным и интересным для каждого из его участников.
На наш взгляд, использование различных приемов обратной связи и рефлексии позволяет:
- сломать устоявшиеся стереотипы у обучающихся о том, что все зависит от учителя;
- сделать процесс обучения интересным, привлекательным;
- внимательно относиться к окружающим людям;
- включать участников образовательного процесса в активную деятельность;
- поддерживать атмосферу диалогичности и интерактивности.
Что понимается под обратной связью в образовательном процессе?
Интерес к вопросам организации обратной связи в образовательном процессе во многом определяется тем, что взаимодействие педагога и обучающихся – процесс двусторонний и для его результативности и педагогу, и обучающимся нужно постоянно «чувствовать друг друга».
Обратная связь – это реакция человека на то, что он увидел или услышал. Информация от получателя (в нашем случае – обучающегося или обучающихся) передается назад отправителю (педагогу), показывает, насколько она принята, понята, усвоена.
Содержание обратной связи в образовательном процессе:
Что такое рефлексия?
Развитие рефлексивной культуры личности является одной из ведущих идей современного образования. Такая культура характеризуется готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, работать в условиях неопределенности, умением обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, умением ставить и решать неординарные практические задачи, способствует формированию мотивации личности к саморазвитию.
Рефлексия – не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит (Г. Лейбниц. Философский словарь).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в современной жизни чтобы не чувствовать себя изгоем:
- Самостоятельность – не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в соей деятельности.
- Предприимчивость – ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи учится не отчаиваться, а оценивать ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность – умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и так далее.
Характеристика приемов работы педагога по развитию рефлексии обучающихся
Существует множество способов установления обратной связи с обучающимися. Выбор конкретного приема зависит от возраста школьников, от формы мероприятия, его цели и содержания, времени, отводимого на рефлексию, а также от стиля деятельности педагога.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
Цель: выявление отношения к процессу и результатам своей работы в заданном аспекте; учить формулировать и выражать свое мнение согласно заданной позиции (нужны шляпы шести цветов).
Ход работы:
Шесть шляп символизируют собой шесть способов (или направлений) мышления, шесть абсолютно разных и дополняющих друг друга точек зрения на один и тот же предмет.
Белая шляпа – оперирует только имеющимися фактами и цифрами, задача шляпы – охарактеризовать работу, пользуясь только фактами.
Красная шляпа – это эмоции, внезапные прозрения и интуиция. Надевший красную шляпу – пылкий оратор и политик, всегда берущий в расчет сиюминутный настрой толпы, изучает возможные эмоциональные реакции других людей.
Желтая шляпа – выразитель всего самого оптимистичного и позитивного, что было; шляпе необходимо найти «позитив» в «негативе».
Зеленая шляпа – рассматривает процесс, выделяя самые провокационные, нетрадиционные и нестандартные ходы, самые смелые и безумные творческие идеи.
Синяя шляпа – характеризует организационные и управленческие стороны процесса деятельности.
Черная шляпа – подвергает аргументированной критике то, что происходило; находит и фиксирует недочеты и недостатки, может быть выбрана одним человеком или небольшой группой (4-5 человек).
Время для представления своего мнения – от 1 до 3 минут.
РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ
Цель: выявление отношения к происходящему, умения формулировать свое отношение к происходящему и самостоятельно в письменной форме его выражать.
Ход работы:
Варианты действий:
А) В начале урока мы рассуждали так: «…». Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы изучали (наблюдали, сравнивали, выполняли)… пришли к выводу, что… В конце урока мы поняли… Теперь мы думаем, что…
Б) В начале изучения темы «________» я думал, что… Наиболее важным для меня в этой теме было выяснение следующих вопросов: … Я ожидал, что самым трудным для меня будет… В конце изучения темы для меня неясным осталось следующее… Хотелось бы спросить у преподавателя…
В) Рефлексивное сочинение – недельный отчет. Недельный отчет – заполнение 1 раз в неделю отчетов по заданным вопросам: Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Г) «Рефлексивная страница в дневнике» - свободное пространство, оформленное надписями:
Главное настроение недели
Самые важные дела недели
Теперь я могу
Что я хочу изменить
Данный прием можно использовать в конце мероприятия или реализовать в качестве домашнего задания. Также возможно использование такого приема в коне изучения какой-либо темы.
ВОПРОС
Цель: выявление отношения к происходящему, развитие коммуникативных умений, умений формулировать свое отношение к происходящему.
Ход работы:
Варианты действий:
А) Формулировки вопросов:
- Что было самым важным?
- Достигли ли мы цели работы?
- Что не удалось сделать и почему?
- Что стало понятно?
- Какие задания были самыми трудными для вас?
- Зачем мы сегодня делали… ?
- Правильно ли мы спланировали свою деятельность?
- Что бы вы изменили в своей работе для улучшения результатов?
- За то вы можете похвалить себя (одноклассников, учителя)?
- Где можно применить новое знание?
Б) Вопросы для рефлексии обучающегося: Что я делал? Какой целью? Почему я это делал именно так? Какой результат я получил? Какой вариант деятельности для меня лучше и почему?
Вопрос для рефлексии педагога: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше?
В) Вопросы для рефлексивного обсуждения:
- Что понравилось больше, что меньше?
- Чему я научился?
- Что я умел, а в данном проекте (уроке) смог проявить?
- Какую позицию я занимал?
- Каких знаний, умений мне не хватало?
- Кто из товарищей меня восхитил, удивил?
Г) Игра «Шапка вопросов»
Каждый ученик формулирует и записывает по три вопроса:
Первый – из области своего точного знания (Почему?);
Второй – из области своего незнания (Реши…);
Третий – из области сомнения (Верно ли, что…).
Листы с вопросами складываются в общую шапку, поочередно достаются, готовятся ответы, а затем обсуждаются с автором. Вопросы для удобства ипользования могут быть записаны на листах разного цвета.
Д) Вопросы для коллективного обсуждения обучающимися в конце четверти:
- Какими нас видят учителя?
- Какие могут предъявить претензии?
В чем причины неудовольствия?
- Как можно разрешить проблемы?
Рекомендуемое количество вопросов от 1 до 3 в конце мероприятия. Вопросы могут формулировать и задавать сами обучающиеся, эта работа может быть проведена в парах или группах.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: выявление отношения к происходящему, развитие коммуникативных умений, умений формулировать свое отношение к происходящему.
Ход работы:
Варианты предложений:
А) На уроке Вы (ты)
- узнал, что…
- понял, что…
- научился…
- смог…
- попробовал…
Б) Мне было интересно…
Сегодня я понял…
Завтра на роке я хочу…
В) В поездке мне понравилось…
Меня удивило и потрясло…
Если бы у меня была возможность что-то изменить в поездке, я бы…
Если бы я снова поехал в такую же поездку, я бы повторил…
Г) «Рефлексивный экран»
Дети по очереди говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с экрана:
- Сегодня я узнал… | - Я научился… | - Мне захотелось… |
- Было интересно… | - У меня получилось… | - Мне сегодня удалось… |
- Было сложно… | - Я смог… Я смогу… | - Я получил от занятия… |
- Я выполнял задание… | - Урок дал мне для жизни… | - Для меня было открытием, что… |
- Я понял, что… | - Мне захотелось… | - На мой взгляд, мне удалось… |
- Теперь я могу… | - Меня удивило… | - Я бы учла (учел) на будущее… |
- Я почувствовал, что… | - Я попробую… | - На занятии было важным… |
- Я приобрел… | - Семинар дал мне для работы… | - Завтра я хочу на уроке… |
- На будущее необходимо учесть… | - Урок был нужен для того… |
ПИСЬМО КАЖДОМУ УЧЕНИКУ
Цель: высказать отношение педагога (одноклассника) к обучающемуся в письменном виде.
Ход работы:
Варианты действий: в конце четверти либо учебного года педагог пишет письмо каждому ученику. В письме может быть отмечено следующее:
- удачные моменты года;
- позитивные изменения, которые произошли в ученике;
- пожелания на будущее;
- просьба подумать о дальнейшей работе.
Получателем реакции будет не педагог, а обучающийся, хотя возможен и вариант письма в адрес педагога. В связи со значительными временными затратами данный прием используется редко. Письмо в адрес ребенка может написать его одноклассник. Письма не содержат заданий на каникулы. Важно, что письмо содержит положительную информацию и адресовано персонально ученику.
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО
Цель: выявление отношения к происходящему, развитие коммуникативных умений, умений формулировать свое отношение к происходящему и выбирать необходимы слова для его выражения из предложенных или подбирать самостоятельно.
Ход работы:
А) На уроке я работал… (активно или пассивно). Свой работой на уроке я… (доволен или не доволен). Мое настроение… (улучшилось или ухудшилось) к концу урока.
Б) Для того чтобы улучшить свои результаты, мне необходимо… За… я могу себя похвалить.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
(ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ, АНКЕТИРОВАНИЕ)
Цель: выявление отношения к своей деятельности, процессу и результатам совместной работы; обучение работе с оценочными листами.
Ход работы:
Варианты предложений:
А)Используется опросник, в котором записаны либо вопросы, либо утверждения. При этом можно использовать следующую шкалы, чтобы выразить мнение относительно утверждений: АН – абсолютно не согласен; Н – не согласен; О – одинаково (нейтральное отношение); С – согласен; АС – абсолютно согласен; НП – не применимо.
Утверждение | АН | Н | О | С | АС | НП | Не знаю |
Я хорошо учусь, если… | |||||||
Выполняю домашние задания | |||||||
Использую диаграммы и таблицы | |||||||
Работаю с компьютером | |||||||
Читаю учебник | |||||||
Выполняю работу с напарником | |||||||
Получаю помощь от взрослого | |||||||
Делаю что-то руками | |||||||
Слушаю рассказ учителя | |||||||
Делаю записи по ходу работы | |||||||
Читаю и перечитываю материал | |||||||
Я знаю, что понимаю, когда… | |||||||
Я могу работать над проблемой с учебником | |||||||
Я могу применять изученное в новых ситуациях | |||||||
Я получаю хорошую оценку на экзаменах | |||||||
Я могу объяснить научный материал кому-либо другому | |||||||
Я вижу, как различные понятия связаны друг с другом |
В следующем варианте опросника акцент сделан на организацию процесса обучения:
1 | На уроке я работал | Активно / пассивно |
2 | Своей работой на уроке я | Доволен / недоволен |
3 | Урок показался мне | Коротким / длинным |
4 | За урок я | Не устал / устал |
5 | Мое настроение | Улучшилось / ухудшилось |
6 | Материал урока был мне | - понятным / непонятным; - полезным / ненужным; - интересным / скучным - легким / тяжелым |
7 | Домашнее задание кажется мне | Интересным / неинтересным |
ОЦЕНИ СЕБЯ, КОМАНДУ, ДЕЛО
Цель: выявление отношения к своей деятельности, процесс и результатам совместной работы; учить работать с оценочными листами.
Организация пространства может быть различной в зависимости от организации мероприятия (выполнение работы возможно индивидуально, в парах, группах по 4-5 человек).
Ход работы:
Я | МЫ | ДЕЛО |
Художник Учитель Ученик Читатель Экспериментатор Аналитик Докладчик Организатор Слушатель… | Активные – пассивные Внимательные – невнимательные Доброжелательные – злые Находчивые – безынициативные Уверенные – сомневающиеся Эмоциональные - спокойные | Интересное Увлекательное Полезное Нужное Творческое Восхитительное |
Использование данного приема вариативно. Например, можно использовать его частично или 1-ю часть – индивидуально, 2-ю часть – обсуждая в группах, 3-ю часть – обсуждая в коллективе.
Кроме того, возможно каждую позицию оценить в баллах.
«PMI»
(Плюс, минус, интересно)
Цель: выявление отношения к процессу и результатам своей работы; учить фиксировать свое отношение в процессе работы в специальной таблице; корректно его выражать перед сверстниками и педагогом.
Ход работы:
В работе используется специальный лист:
+ | - | Интересно |
Таблицу можно заполнять после каждого этапа мероприятия или в конце. Обсуждение можно построить как по горизонтали, так и по вертикали.
ОГОНЕК ОБЩЕНИЯ (Колечко красоты, сердечко)
Цель: формулирование своего мнения, пожеланий в адрес сверстников (с передачей какого-либо символического предмета).
Ход работы:
Варианты действий:
А) дети по очереди (по кругу) передают символическое колечко (сердечко и т.п.) и говорят: - сегодня меня порадовало… или хочу сказать «спасибо» за …
Б) Ребенок дарит медали (сердечко) разного цвета тем, кому посчитает нужным. Например, зеленый - самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем проводится анализ: У кого больше всего медалей? Как вы думаете, почему?
ХИМС
Цель: выявление отношения к происходящему по заданной логике.
Ход работы:
Х И М С
В качестве ключевого слова, задающего логику рефлексии, может быть использовано любое сочетание букв или слово, отражающее основное содержание мероприятия. Главное, чтобы обучающиеся знали значение каждой буквы. Например, слово КЛАСС, где К – креативность, Л – любопытство, А – активность, С – сложность, С – свобода.
В выносках на рисунке представлено значение каждой буквы.
Таким образом, представленные этапы урока – это совместная рефлексивная деятельность учащихся и учителя, которая позволяет учащемуся оценить свои знания, сделать собственные выводы, а учителю совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»
Урок изучения нового материала в 8 классе.Вводится понятие "Электроотрицательность", "Ковалентность", "Полярность связи"....
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Открытое мероприятие "Неделя связи" для групп вторых и третьих курсов специальности "Сети связи и системы коммутации"
Ежегодно проводится тематическая "Неделя связи". Для групп ССК. В рамках недели проводится конкурс "Лучший связист". Студенты групп готовят газеты или презентации о своей професии. Затем проводится ви...
План - конспект занятия Тема: «Понятие рефлексии, саморегуляции» (упражнения на рефлексию и саморегуляцию)
Занятие для подростков...
Выступление на РМО по теме: Формы рефлексии на уроке математики. Основные этапы урока рефлексии.
В данной работе рассмотрены основные этапы урока рефлексии....
Педагогическая рефлексия как условие эффективности педагогической деятельностиМетодические рекомендации по организации рефлексии на уроках химии.
Методические рекомендации по организции рефлексии на уроках химии....
Контроль, оценивание, обратная связь и рефлексия в традиционном и онлайн-обучении
Анализ работы в дистанционном формате...