«Применение технологии проблемного обучения»
статья на тему

Ванчугова Ольга Михайловна 394

Применение технологии проблемного обучния

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Применение технологии проблемного обучения»

                                                                               

                                                   

                                                                         

                                                   Учитель биологии

                                                   ГБОУ СОШ №394

                                                   Красносельского района

                                                   Санкт-Петербурга

                                                   Ванчугова Ольга Михайловна

                                                     

                                                                     

г. Санкт – Петербург

2015 год

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………........ 3

  1. О  технологии проблемного обучения ……………… 4 - 14

  1. Описание урока………………………………………………15 - 16
  2. Технологическая карта урока по применению технологии проблемного обучения ……………………………………………………..17 – 25
  3. Заключение…………………………………………………..26
  4. Источники информации……………………………………..27

Введение

Требования образовательного стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования – это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Каким образом к этим результатам прийти? Одним из путей , которые сегодня помогут учителю выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ, становятся современные технологии:

-технология организации самостоятельной деятельности школьников;

-технология организации исследовательской деятельности школьников;

- технология организации проектной деятельности школьников;

-технология проблемного обучения;

-технология развития критического мышления;

-технология диалогового взаимодействия;

-технология «Педагогическая мастерская»;

-технология кейсов.

В своей работе  я использую технологию проблемного обучения.

Технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом.

                   

О технологии проблемного обучения.

Описание технологии проблемного обучения.

Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог

Д. Дьюи, разрабатывая проблему развития мышления в учебном процессе.

Д. Дьюи считал, что обучающийся должен пройти тот путь, который уже прошел ученый, совершивший то или иное открытие в науке. Обучающийся должен самостоятельно разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы, искать ответы, ошибаться и снова искать. Он считал, что для XX века характерно сближение учебного и научного познания.

        В России проблемное обучение также стало разрабатываться в русле исследований психологии мышления в пятидесятых годах под руководством известных психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Основу теории проблемного обучения составили их идеи о том, что процесс мышления осуществляется прежде всего , как процесс решения проблем; закономерности мышления и закономерности процесса усвоения знаний в значительной степени совпадают; одним из главных условий управления обучением, обеспечивающим развитие мышления, является преднамеренное создание проблемных ситуаций и решение проблем.

        Дидактические аспекты проблемного обучения получили раскрытие в работах И.Л. Лернера, М.Н.Скаткина, М.И. Махмутова, А.М.Матюшкина и др. в 70 80 годы XX века. Сущность проблемного обучения И.Л. Лернер видел в том, что обучающийся под руководством преподавателя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем.

        М.И. Махмутов на основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований определяет проблемное обучение как «этап развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся  с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности;  процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности. Устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

        Создание в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и решения проблем – способствует эффективной активизации мыслительной деятельности школьников, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию их творческого мышления.

        Проблемная ситуация служит не только источником интеллектуального затруднения, что является необходимым условием развития мышления обучающихся, но и важным мотивационным, а вместе с тем и эмоциональным средством в процессе обучения.

Таким образом, педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:

- создание возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности школьников;

- развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;

- развитие эвристических и творческих способностей школьников;

- обеспечение прочности приобретаемых знаний.

 Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

Приемы, этапы, стратегии.

        Проблемное обучение – это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

        Таким образом, в основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. Problema – задача, задание).

В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений. Объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения ( от фр. Situation – положение, обстановка, совокупность обстоятельств).

В узком смысле – проблема – осознание субъектом невозможности разрешения трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Таким образом, можно говорить об объективных проблемах и о субъективных проблемах

         Применительно к теории обучения можно сказать, что проблемная ситуация представляет собой особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно  или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действий. Необходим анализ проблемной ситуации, в результате которого возникает, формулируется проблема.

        Должна ли проблемная ситуация «создаваться» из самого характера материала? Существуют две точки зрения:

  1. создание педагогом проблемной ситуации, независимо от того является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер ( т.е. на данном этапе в науке вопрос ясен, но для активизации мышления обучающегося педагог создает проблемную ситуацию);
  2. нет надобности искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.

Обучение на основе реконструкции опыта.

         Но какой бы точки зрения ни придерживался педагог, на первом этапе технологии он всегда предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы, а обучающийся осознает проблемную ситуацию, анализирует исходные данные  и формулирует проблему.

        Формулировка проблемы – в отличие от проблемной ситуации – означает, что теперь познающему удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и искомое (неизвестное). Э то расчленение выступает в словесной формулировке проблемы в виде проблемной задачи. Следовательно, условие и требование задачи составляют заранее известный отправной пункт, с которого начинается следующий мыслительный процесс решения. Происходит преобразование проблемной ситуации в задачу.

          Проблемная задача предполагает ряд действий – для ее решения обучающемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск. Например, нужна ли привязка данного типа сооружений в заданных условиях, скажем, типового проекта, к определенной местности? Это уже достаточно крупная учебно-познавательная задача, для решения которой требуется провести специальный поиск способа действия или найти какие-то недостающие данные.Еще одно базовое понятие проблемного обучения – это проблемный вопрос. М.И. Махмутов считает, что от не проблемного вопроса проблемный вопрос отличается тем, что первый из них ориентирован на непротиворечивую ситуацию. Проблемный вопрос – это одноактное действие

Способы создания проблемных ситуаций.

(по А.М.Матюшкину)

1.Побуждение обучающегося к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность обучающихся и приводит к активному усвоению новых знаний.

2.Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления.

3. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности. Противоречие в данном случае возникает между житейскими представлениями и научными знаниями об этих фактах.

4. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися заданий практического характера. Проблемные ситуации возникают при попытке обучающихся самостоятельно достигнуть поставленной цели.

5. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов.

6. Организация междисциплинарных связей.

7.Ознакомление обучающихся с историческими фактами. На основе этого обучающиеся сталкиваются с проблемными ситуациями, имевшими место в процессе становления изучаемой ими теории.

Приемы создания проблемных ситуаций

(по Г.К.Селевко)

-педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

-сталкивает противоречия практической деятельности;

-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагает обучающимся рассмотреть явления с различных позиций (например, командира. Юриста, финансиста, педагога);

-побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

-ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Приемы создания проблемных ситуаций

(по В.И.Андрееву)

1.Создание ситуации выбора, принятие решения.

2. Сравнение, сопоставление фактов, явлений.

3.Экскурсы в историю открытий, изобретений. Предложение учащимся установить причинно-следственные связи, отношения между явлениями, процессами.

4.Показ приемов, фактов, иллюстрирующих рассогласования между теорией и жизненным опытом учащихся.

5.Принципиально новый взгляд на привычное явление.

6.Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.

7. Постановка перед учащимися вопросов, требующих: а) эксперимента, выдвижения гипотезы; б) поисков новых взаимосвязей между явлениями; в) объяснения одних и тех же фактов, явлений с позиций разных наук.

Алгоритм решения проблемы

(по В.М.Вергасову)

Этапы решения

Содержание решения

1.

Выявление (формулировка)

проблемной

ситуации

Четко сформулировать, что требует созданная ситуация. Что известно для решения проблемы?

Что требуется найти? Достаточно ли данных для решения данной проблемы? Что еще необходимо для решения проблемы? Нельзя ли сформулировать проблему проще? Решались ли ранее проблемные ситуации?

2.

Составление гипотез и отбор оптимальной

Какие пути решения проблемы можно предложить? Какие трудности встретятся при решении проблемы по данной гипотезе? Какие преимущества гипотезы? Какие ранее применялись гипотезы для решения подобных ситуаций? Какая из гипотез имеет больше достоинств и меньше недостатков.

3.

Решение проблемной ситуации

Действуя по выбранной гипотезе, оценивайте каждый шаг. Проверьте, насколько он правилен при решении данной проблемы. Можно ли убедиться, что совершенный шаг правильный? Не осталось ли что-нибудь не решенным? На все ли вопросы проблемы удалось получить ответ?

4.

Анализ решения проблемной ситуации

Все ли данные проблемной ситуации использованы?  Если нет, то почему при решении они не понадобились? Нельзя ли принятую гипотезу модернизировать или упростить? Правдоподобен ли результат? Можно ли полученное решение использовать? Какие дополнительные результаты можно получить при решении данной проблемы? Что можно получить, если проблему изменить так:?

Матрица согласования приемов технологии и УУД для основной школы.

Приемы

Деятельность педагога и обучающихся

Деятельность учащихся в терминах УУД

(ФГОС)

Предъявление проблемной ситуации

Педагог предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существующую проблему. а обучающийся осознает проблемную ситуацию, анализирует исходные данные и формулирует проблему

Ученик научится:

-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- делать умозаключения(индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные, коммуникативные УУД)

Формулировка проблемной задачи

Приблизительное расчленение данного (известного) и искомого (неизвестного). Это расчленение выступает в словестной формулировке проблемы в виде проблемной задачи

Ученик научится:

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные УУД)

Проблемный вопрос

Постановка проблемного вопроса. Проблемный вопрос – это «одноактное» действие, суждение, в котором всегда содержится некоторая информация утверждающая что-либо, и собственно вопрос-требование. Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.

Ученик научится:

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

-структурировать тексты. Включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

( Познавательные УУД)

Составление гипотез и отбор оптимальной

Педагог осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию. Ученик выдвигает гипотезу, обосновывает ее

Ученик научится:

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- делать умозаключения ( индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные УУД)

Решение проблемной ситуации

Ученик осуществляет проверку гипотезы, решает проблему. Учитель дает направляющие указания

Ученик научится:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственной связи;

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

(Регулятивные, познавательные УУД)

Анализ решения проблемной ситуации

Педагог осуществляет анализ действий ученика в ходе решения. Ученик анализирует ход решения

Ученик научится:

-адекватно  оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

(Регулятивные, познавательные УУД)

Методические комментарии

        Для разработки проблемных ситуаций учителю необходимо знание различных классификаций.

Классификация №1 проблемных ситуаций по содержанию неизвестного X

X – цель;

X – объект деятельности

X – способ деятельности;

X – условие выполнения деятельности.

Классификация №2 проблемных ситуаций по уровню проблемности

- возникающие независимо от приемов;

- вызываемые и решаемые учителем;

- вызываемые учителем, решаемые учеником;

- самостоятельное формирование проблемы и решения.

Классификация №3 проблемных ситуаций по виду рассогласования информации

- несоответствия между уже имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями…);

- неопределенности (необходимость многообразного выбора из системы имеющихся знаний единственно необходимой системы);

- неожиданности;

- конфликты;

- предположения;

- опровержения.

Классификация №4 проблемных ситуаций по методическим особенностям

- непреднамеренные;

-  целевые;

- проблемное изложение;

- эвристическая беседа;

- проблемные демонстрации;

- исследовательские лабораторные работы\4

- проблемный фронтальный эксперимент;

-мысленный проблемный эксперимент;

- проблемное решение задачи;

- проблемные задания;

- игровые проблемные ситуации.

Классификация №5 проблемных ситуаций по уровню проблемного обучения

  1. Уровень «несамостоятельной  активности». Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении обучающимися.  Это общедидактический метод проблемного изложения.
  2. Полусамостоятельный  уровень. Педагог ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством педагога решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдаются отрыв от образца, открывается простор для размышлений.
  3. Самостоятельный уровень. Ученик ставит проблему, учитель помогает ее решить. Ученик работает с текстом, применяет имеющиеся уже знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы.
  4. Уровень творческой активности. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Решение проблемы требует творческого подхода, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства.

Для третьего и четвертого уровней характерен эвристический вид деятельности

Эвристический вид мыслительной деятельности:

- имеет в своей основе интуитивное мышление, не характеризующееся строгой логической последовательностью мыслительных операций;

- на практике интуиция выступает в быстром восприятии предмета, идеи, замыслов, в ясном  его понимании;

- в процессе учения с различными формами интуитивного мышления тесно связаны и способность представления, творческий подход, и ускоренное умозаключение, и здравый смысл, обусловленные наличием богатого опыта в области решения психологически трудных проблем и получения новых знаний.

        Роль творческой интуиции возрастает, когда применение известных способов решения не дает возможности добиться положительного результата.

Структура эвристического вида деятельности.

  1. Осознание затруднений и анализ проблемной ситуации.
  2. Определение основного затруднения и формулировка проблемы.
  3. Решение проблемы

А) путем использования эвристических способов;

Б) поиск способов решения путем выдвижения ряда гипотез, их логического развития до действий и сравнительной оценки

В) выдвижение гипотезы и нахождение решения  

 интуитивным путем, в результате внезапной догадки.

  1. Проверка правильности гипотез путем применения добытого решения на практике.

Чем эвристический метод отличается от проблемного?

Компонент

Эвристический метод

Проблемный метод

Цель

Расширение личного опыта или создание продукции

Усвоение обучающимися заданного предметного материала путем выдвижения педагогом специальных познавательных задач-проблем

Объекты поисковой деятельности

Проблемы и задачи. Индивидуальный личностный потенциал, когнитивные и др. процедуры и виды деятельности обучающихся

Приемы и задачи

Для реализации проблемной технологии необходимо (по Г.К. Селевко):

- отбор самых актуальных сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способность вызывать активную познавательную деятельность ученика.

Описание урока.

Класс – 5а

 Учебник -  СуховаТ.С.,  Биология: 5 – 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С.Сухова,  В.И.Строганов – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176с.

Тема.

Отличие живого от неживого. 6 часов.

Урок 1

Тема урока: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Цель урока: Создать условия для формирования представлений учащихся об окружающей природе и методах ее изучения.

Задачи урока:

образовательные: на основе знаний  о телах неживой и живой природы, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятия «наблюдение, измерение, эксперимент»;

развивающие: развивать способность к логической мысли, умению сравнивать и практически доказывать свою точку зрения;

сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её в виде таблицы;

воспитательные: воспитать стремление к знаниям, формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы.

Тип урока:

 Урок  изучения нового материала (открытия нового знания)

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр фрагмента фильма.

 Методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой, взаимная проверка.

 Средства обучения: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии; компьютер; проектор; видеофильм.

 Дидактические материалы и оборудование:  живые растения, животные, коллекции минералов, измерительные приборы, лабораторное оборудование, рисунки учебника.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Формировать интерес к окружающей природе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

 Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать способы ее достижения.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности. Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успеха и неудач в деятельности.

Познавательные УУД:

Осуществлять  поиск информации,  анализировать и оценивать ее достоверность.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Создавать модели и схемы для решения задач. Проводить наблюдение, измерение, эксперимент под руководством учителя.

Давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе.

Формулировать собственное мнение, аргументировать.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предметные результаты.

Умение:

- называть  методы биологической науки (наблюдение,  эксперимент, измерение) и  понимать их роль в познании живой природы;

-узнавать и называть оборудование для научных исследований.

Проводить биологические опыты и измерения, наблюдения и объяснять их результаты.

Понимать смысл биологических терминов

Технологическая карта урока.

 Тема: « Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем»

 5 класс

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

( формирование УУД)

Предьявление проблемной ситуации

Формулировка проблемной задачи

Предъявление проблемной ситуации педагогом.

Педагог задает наводящие вопросы, помогает осознать проблему

 Достаточно ли использования только наблюдения для формирования представления об окружающей природе.

Добрый день. Я рада вас видеть.

Начнем урок с просмотра видеофрагмента «Мир живой природы».

Мир, окружающий нас,

многообразен. Человек много знает о нём.

Отгадайте загадки.

1.Он чёрной тучей был сначала

Он белым пухом лёг на лес

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

2.У нас под крышей белый гвоздь висит

Солнце взойдёт - гвоздь упадёт.

3.Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет.

4.Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встанет, туда он и глянет.

Скажите, пожалуйста, откуда появляются такие народные мудрости?

 На чём основывался человек, составляя подобные загадки?

 Что ему нужно сделать, чтобы составить текст загадки?

Скажите, вы можете сказать что знаете все о природе?

А как человек может узнать о природе?

Какие наблюдения проводили вы самостоятельно?

Как вы считаете трудно вести наблюдения?

Предлагаю прочитать  рассказ об известном знатоке насекомых

 Ж.А .Фабре (выдается фрагмент, заготовленного учителем текста)

Подумайте, дайте ответ, какими качествами должен обладать исследователь?

 Изучите предложенный текст и ответьте на вопрос  « Это научное наблюдение»?

 

Чем научное наблюдение отличается от ненаучного?

Давайте подумаем и вместе сформулируем тему нашего урока.

 ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ НАД УЧЕБНОЙ ЗАДАЧЕЙ НА ЭТОТ УРОК.

 

Слушают, смотрят фильм, отвечают на вопросы по фильму.

Отгадываю загадки.

Работают с текстом,

Рассказывают о том, что наблюдали в природе.

Отвечают на вопрос «Всякое  ли наблюдение является научным?»

Составление списка качеств исследователя

 Делают предположения о том, какое наблюдение является научным.

Анализируют исходные данные.

Делают выводы.

Осознают и формулируют проблему.

ФОРМУЛИРУЮТ И ЗАПИСЫВАЮТ ТЕМУ УРОКА.

Формулируют учебную задачу.

Личностные: понимают важность знаний об окружающей природе, возможность ее познаваемости.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями, вступают в диалог

делают умозаключения и выводы

Познавательные:

формирование умения ориентироваться в предложенном материале,

находить нужную информацию, анализировать, высказывать  личное отношение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Проблемный вопрос

Есть ли другие методы?

Какой метод познания мы обсудили?

Как человек еще узнает о природе?

Выполнив задания, сами постарайтесь найти ответ на вопрос.

Отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают свое мнение, делают умозаключения.

Личностные: понимают важность знаний о методах изучения природы, желание узнать больше.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу, осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: организуют работу в группах,

Ставят задачу, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями, вступают в диалог, составляют план выполнения задачи

Познавательные:

формирование умения структуировать знания, выделять важную  информацию, анализировать, высказывать  личное мнение;

на основе личного исследования делать вывод.

Решение проблемной ситуации

Методы изучения природы: измерение, эксперимент

Сейчас вы выступите в роли исследователей. Проведем практическую работу «Определение среднего роста учащихся 5а класса».

Учитель выдает карточки с заданиями.

 Выявите средний рост учащихся группы, класса.

        Выявите, какой рост имеют большинство

учащихся.

Определите минимальный и максимальный рост.

        Составите таблицу.

По данным таблицы

начертите диаграмму.

Сделайте вывод.

 Оцените свою работу.

Сейчас вы   уже настоящие исследователи.  И  для того чтобы научиться проводить эксперимент выполните работу.

Объяснение практической работы, инструкция

Практическая работа « Условия восприятия сладкого и соленого вкуса»

Сделать вывод.

Оценить работу друг друга

Совместно делают общий вывод и составляют характеристику каждого метода.

 Мы рассмотрели методы изучения природы, даже сами выполнили исследования.   Чем мы пользовались?

При других исследованиях, достаточно знаний  только оборудования, которое мы сегодня использовали?

 Давайте познакомимся с лабораторным оборудованием и приборами.

Для этого используем текст и рисунки нашего учебника. С. 5 – 6.

Наблюдает за работой в группах, парах. Задает наводящие вопросы.

Делятся на 3

группы.

Из числа учеников выбирают руководителя рабочей группы.

Выясняют, какие инструменты необходимы  для проведения исследования.

Получают инструменты у учителя.

Используют  учебник, карточки.

Выдвигают гипотезу определения среднего роста учащихся в группе, классе.

Определяют алгоритм проведения исследования.

Выполняют задания.

Делают выводы.

 Представляют свои исследования .

 Проводят самооценку  работы в группах.

 

Работа в парах.

Выполнение работы по инструктивной карточке. Восприятие сладкого, соленого.

Обсуждение

Результатов.

Выводы.

Взаимооценка по результатам выполнения работы.

Делают общий вывод: наблюдение измерение и эксперимент- методы изучения природы.

Используя предложенный текст, составляют характеристику каждого метода.

Учащиеся находят рисунки в учебнике, читают названия лабораторного оборудования и инструментов, используемых в исследовательской деятельности, по очереди подходят к столу и выбирают соответствующий объект.

Работа по учебнику С.5  - 6.

Личностные: осмысление возможности самостоятельного исследования живой природы.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы, умение прогнозировать

познавательные:

формирование умения проводить, измерение, эксперимент, работать с гипотезой, делать выводы

коммуникативные:

умение работать в паре, слушать сверстников, строить монологическое высказывание

Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку

Выполняют предложенные движения

Анализ решения проблемной ситуации

Как вы решали поставленные задачи?

Педагог проводит

анализ деятельности учеников (индивидуальная работа, работа  в группах, в парах)  в ходе решения задач урока

Учащиеся анализируют ход решения поставленной проблемы

Ученик научится:

-адекватно  оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять познавательную рефлексию.

Применение общего способа действия для решения частных задач

Первичное закрепление знаний

Нам удалось изучить несколько методов исследования природы. Мы можем их использовать в разных науках.

Давайте попробуем выполнить задания.

Выполняют задания по карточкам на закрепление изученного материала.

познавательные: умение устанавливать причинно- следственные связи, давать определения понятиям.

регулятивные: умение осуществлять самоконтроль.

коммуникативные:

умение слушать, аргументировать свою точку зрения, строить монологическое высказывание

Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.

Как я оцениваю свои знания по этому вопросу? Что я могу сделать, чтобы знать лучше?

 Педагог дает оценку работы. Желательно похвалить каждую группу .

Отмечает самых активных, хорошо работавших учеников.

Предлагаю вам дома, используя разные источники информации, выполнить задания.

Задание 1.Продумайте, проведите опыт и сделайте сообщение по следующему плану

1.Зачем делаю?

2.Как делаю?

3.Что получил (результат работы)

4. Вывод. Стр.4 в учебнике.

А сейчас я выдам вам маленькие сердечки (красного и зеленого цвета).

Если вы довольны, урок вам понравился – прикрепите на доске зеленое сердечко. Если нет – красное.

 Спасибо за совместную работу.

Оценивают свои знания.

Формулируют свое мнение.

Планируют работу по закреплению полученных знаний и умений.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия.

регулятивные: умение самостоятельно оценивать свои знания и способы достижения их корректировки

коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,

формулировать собственное мнение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

При разработке технологической карты к уроку  «Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем» использовалась технология проблемного обучения. Урок подготовлен для проведения в 5а классе.

         ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучающегося. В век динамических  изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Акцентируется внимание на личностно-ориентационном подходе в обучении.

Технология проблемного обучения открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся. Несет элементы творческого, исследовательского подхода, способствует формированию самостоятельности и творческой активности.

Литература:

Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные  педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 176с. – (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»)

Зарянова Ф.В., Казачкова Т.Б. Работа в группах и парах сменного состава. Л., 1990. – 44с.

 Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание Введение в естественно-научные предметы  Учебник для общеобразовательных чреждений. М.: ДРОФА 2013.174с.

И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.Сухова Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Биология: 5 – 9 классы:программа.-М.:Вентана-Граф, 2012.-304с.

Сухова Т.С., Строганов В.И. Методическое пособие Биология

5 класс:- Вентана-Граф, 2013 – 96с.

Сухова Т.С.Биология : 5 – 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / М. : Вентана-Граф, 2014. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

THE ROLE OF BOOKS IN OUR LIFE (урок с применением технологии проблемного обучения)

Урок разработан для учащихся 7-го класса В (углублённое изучение языка, 4 часа в неделю)УМК “Английский язык” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 7 класса школ с углубленным изучением англи...

Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка

Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"

На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...