Современные образовательные технологии в обучении немецкому языку
статья на тему

Бухтоярова Т.В.

Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний;
с другой стороны – находить пути включения каждого ученика
в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_obucheniya_nemetskomu_yazyku.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии обучения немецкому языку.

  1. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.

      Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний;
с другой стороны – находить пути включения каждого ученика
в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.       Овладевая коммуникативным подходом в преподавании иностранных языков, педагоги традиционно ставят во главу угла личностно-ориентированный урок. Основной ценностью личностно ориентированного урока является обращение к процессуальной стороне освоения, то есть к тому, как учится ученик и как он сотрудничает с учителем (одноклассниками). Грамотно построенный личностно- ориентированный урок изменяет:

тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;

характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

  1. Типы уроков.

В  педагогической практике используются разные типы уроков. Они определяются особенностями задач. Это:

  1. комбинированный урок;
  2. урок изучения нового материала (урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование);
  3. урок закрепления знаний и совершенствования умений
    и навыков (семинар-практикум, экскурсии, самостоятельные работы);
  4. урок обобщения и систематизации (системное повторение крупных блоков учебного материала, изучаемого на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения);
  5. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (устный или письменный опрос, диктант, изложение, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование). Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, объяснения и обратной связи.

      Интегрированные уроки помогают формировать у школьников более целостную картину мира, создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовольствие. В образовании путь интеграции сегодня является самым перспективным, поскольку основывается на мудром принципе энергосбережения. Интеграцию можно считать естественным состоянием человека, когда он стремится к некой целостности бытия. Когда психологи говорят об интегрированной личности, они имеют в виду такого человека, который способен ощущать единство мироздания, комфортно чувствовать себя в этом единстве и беречь свою индивидуальность в любой ситуации. Педагогическая мысль уже не первое столетие пытается утвердить необходимость интеграционного подхода в образовании. Еще
в XVII веке Ян Коменский писал: «Все, и самое большое и самое малое, так должно быть прилажено между собой и соединено, чтобы образовать неразрывное целое». Общие цели интеграции любого типа и уровня в целом тождественны: мотивация к изучению предмета, интенсификация процесса обучения, развитие творческих способностей обучаемых, совершенствование интегративных мыслительных способностей, развитие догадки, совершенствование эффективности процесса познания.

      Процесс обучения иностранному языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. Современный преподаватель иностранного языка должен обладать навыками использования информационных технологий в профессиональном контексте. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность обучающимся запросить определенную форму помощи, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками и т. д. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео- и аудиоинформация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. На данный момент существует огромный выбор мультимедийных продуктов, интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

  Глава 2. Проектная технология в обучении немецкому языку.

2.1 Основные требования к проекту.

      Мне хотелось бы подробнее остановиться на методе проектов .  В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Суть понятия “Проект” - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
    Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учебное заведение, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж.Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей . Дж. Дьюи выдвинул лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным.
    Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на практический результат. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
    Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета?
    Прежде всего учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.
    Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартам, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
    Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур.
    Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
    Рассмотрим основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения), например, организация путешествий в разные страны, проблема свободного времени молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями и т.д.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ( программа туристического маршрута, выпуск газеты по проблеме, планировка квартиры, репортаж с места событий, интервью со “звездой” и т.д.)
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов.
  5. Определение межпредметной взаимосвязи базовых знаний, необходимых для работы над проектом.
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов:
  1. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  2. выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования;
  3. оформление конечных результатов;
  4. анализ полученных данных;
  5. подведение итогов, корректировка, выводы.

2.2 Структура проекта. Виды проектов.

    Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

Этапы выполнения проекта:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Целеполагание

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи.

Помогает в анализе и синтезе.
Наблюдает.

3. Выбор методов проверки принятых гипотез

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.

Обсуждают методы проверки.
Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает.
Консультирует.
Советует (по просьбе).

4. Выполнение

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией.
Синтезируют и анализируют идеи.
Проводят исследование.
Оформляют проект.

Наблюдает.
Направляет процесс анализа (если это необходимо).

5. Защита проекта

Представление результатов проектирования.
Оценка результатов.

Защищают проект.
Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

    В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника. Главное сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Проекты бывают:

  1. исследовательские (с четкой структурой)
  2. творческие (без детальной проработки структуры )
  3. ролево-игровые (структура открытий)
  4. информационные (с четкой структурой): сбор информации
  5. практико-ориентированные (с четкой структурой): вывод на основе полученной информации

По продолжительности проведения бывают:

  1. минипроекты (краткосрочные, в рамках урока )
  2. средней продолжительности (неделя, месяц)
  3. долгосрочные (до года)

    Как показала практика, метод проектов дает хорошие результаты, дает возможность вовлечь всех до одного в образовательную деятельность, развивает сотрудничество, взаимопомощь. Работа над проектом не требует специальных учебников – практически весь материал учащиеся приносят сами.

Рассмотрим палитру защиты проектов:

1. Стенгазета

11. Игра

2. Коллаж

12. Демонстрация

3. Живопись/графика

13. Телемост

4. Стихотворение (написать)

14. Клип

5. Перевод (литературный)

15. Коллаж

6. Диафильм ( из рисунков )

16. Постер

7. Фотовыставка

17. Кроссворд

8. Викторина

18. Аудиозапись

9. Ярмарка

19. Видеофильм

10. Викторина

20. Интервью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в обучении английскому языку

В брошюре речь пойдет преимущественно о компьютерных технологиях, используемых для повышения мотивации к изучению языка....

Современные образовательные технологии в обучении английскому языку.

60% данного файла - по материалам интернета, 40% из личного опыта. Необходим при аттестации....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С РАС И ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЛИПЕЦК).

В этом докладе я хотела бы поделиться с Вами своим опытом как мы работаем в Центре Дистанционного Образования и используем на своих уроках английского языка - современные образовательные технологии. ...

Использование современных информационных технологий в обучении немецкому языку (из опыта работы)

Статья посвящена обобщению опыта внедрения курса «Информационно-компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» в средней школе с углубленным изучением немецкого языка....

Применение современных образовательных технологий на уроках немецкого языка

Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и ...