Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Описание используемых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы с обоснованием их эффективного применения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Термин «педагогическая технология» впервые  упоминается в работах по педологии в 20-е г. ХХ века. Под данным термином подразумевалась совокупность приёмов и средств, направленных на чёткую и эффективную организацию учебных занятий.                                                                        На сегодняшний день существует множество определений понятия «педагогическая технология». Следует отметить, что современное определение данного термина отражает различные подходы к его исследованию: личностно-ориентированный, деятельностный, социологический и др. Итак, что же такое педагогическая технология?                        Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (В.М.Монахов).                                        Выбор той или иной технологии обучения зависит в первую очередь от специфики содержания учебного предмета и способа его конструирования.         В своей работе я использую следующие педагогические технологии:                        1.Личностно-ориентированные технологии.                                                В центр внимания я ставлю уникальную         личность ребёнка. Главной целью моей работы является достижение обучающимися следующих качеств: стремление к максимальной реализации своих возможностей, открытость для восприятия нового опыта, способность к осознанному и ответственному выбору в разных жизненных ситуациях. В основе личностно-ориентированного подхода к обучению лежит понимание и взаимопонимание, поэтому главная установка учителя, на мой взгляд, - не только на познание предмета, но и на общение и взаимопонимание с учениками. Основными способами существования ребёнка в образовании являются творчество и исследовательский поиск. При этом учитель обязан ему помогать в решении творческих задач.                                                        2.Информационно-коммуникационные технологии.                                        В настоящее время внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть обучения. И уроки русского языка и литературы не являются исключением. Я активно применяю в своей работе информационно-коммуникационные средства. С их помощью мне удаётся обеспечить наглядность при объяснении нового материала, облегчить контроль знаний, активно вовлекать учащихся в учебный процесс, повысить интерес к предмету. Создавая презентации к урокам, ребята учатся самостоятельно искать и обрабатывать информацию. При подготовке к урокам широко использую Интернет-ресурсы.                                                        3.Технология проблемного обучения.                                                        Технология проблемного обучения – это форма организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по усвоению знаний и способов деятельности посредством восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, анализа проблемных ситуаций, их решения путём выдвижения гипотез, их доказательства и проверки правильности решения.                Технологию проблемного обучения я применяю на следующих этапах урока: актуализация знаний, постановка проблемы, изучение нового материала.                                                                                                        На этапе актуализации знаний я включаю такие задания: сравните и назовите отличие, найдите лишнее, поделите на группы и др.                                Этап постановки проблемы требует создания проблемной ситуации. Здесь, например, я могу предложить обучающимся практическое задание, которое невозможно выполнить без знания нового материала. Нередко применяю приём подводящего диалога. Ученики делают привычные им задания, после проверки правильности их выполнения задаю ребятам наводящие вопросы и постепенно подвожу их к формулировке темы урока.                На этапе поиска решения проблемы обучающиеся выдвигают ряд гипотез посредством моих наводящих вопросов. Завершается поиск решения формулировкой правила.                                                                                Таким образом, создание на уроке проблемной ситуации помогает добиться активной мыслительной работы обучающихся, так как помогает вызвать у них потребность в знаниях.                                                                4.Здоровьесберегающие технологии.                                                        Учитывая сложность таких предметов, как русский язык и литература, особое внимание я уделяю здоровьесберегающим технологиям.                                Свои уроки я стараюсь строить в соответствии с динамикой внимания учеников, учитываю время для каждого задания. Во избежание усталости чередую виды работ. Чтобы не допустить перегрузки обучающихся, я строго соблюдаю объём всех видов диктантов, контрольных и зачётных работ. При наличии времени  в течение урока делаю игровые паузы и эмоциональную разгрузку. Ну и, конечно, не менее важным элементом здоровьесберегающих технологий является доброжелательное отношение к ученикам.                                5.Технология разноуровневого обучения        .                                                Разноуровневое обучение – это форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой каждый обучающийся имеет возможность освоить учебный материал в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.                                                                        В своей практике я использую следующие приёмы разноуровневого обучения:                                                                                                        1.выполение заданий разных уровней сложности;                                        2.работа по индивидуальным карточкам;                                                        3.дифференцированное домашнее задание;                                                4.индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений.                                Итак, применяемый мной разноуровневый подход к выбору заданий помогает ориентировать возможности ученика на разный уровень сложности программного материала, который доступен именно ему.                                        Таким образом, применение вышеперечисленных педагогических технологий позволяет мне повысить эффективность и результативность учебного процесса.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

Отчет по систематическому использованию современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Слайды на тему "Систематическое использование современных образовательных технологий"...