Статья:Проектный метод в научно-исследовательской деятельности учащихся.
статья на тему

Научно-исследовательская деятельность учащихся – особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы, имеющий интерес  для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод в научно-исследовательской деятельности учащихся.

XXI век изменил российскую жизнь: изменились производство, быт, общественные и экономические отношения, культура и многое другое. Все это повлекло за собой изменения в системе образования. Одной из его доминант стал компетентностный подход, предполагающий значительное усиление практической направленности образования. В рамках такого подхода результатом образования должна быть не сумма усвоенной информации, а способность человека извлекать эту информацию, анализировать ее, применять свои знания в различных проблемных ситуациях.

Содержание социально-гуманитарных дисциплин предполагает широкое исследовательское поле, на котором учащиеся учатся решать проблемные задачи, развивают критическое мышление, вырабатывают умения аргументировать и отстаивать собственные позиции, предлагают пути решения тех или иных проблем, осваивают национальные и общечеловеческие ценности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы, имеющий интерес  для учащихся. Цель научно-исследовательской деятельности в педагогическом смысле - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Такая цель связана прежде всего с тем, что  в условиях информационного общества, в котором знания о мире быстро устаревают, главным становятся не только сами знания, сколько способы и методы их приобретения и использования. Включаясь в процесс исследования, учащиеся входят в культурное пространство самоопределения, проектирую собственную предметную деятельность в избранной области, а также анализируя эту деятельность.

Задачи научно-исследовательской деятельности:

  1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности.
  2. Развитие познавательной самостоятельности учащихся.
  3. Освоение учащимися универсальных способов социальной  деятельности: информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной.
  4. Информационная компетенция – это владение навыками:

- поиска и сбора информации (библиографические указатели, справочная литература, Интернет, опросы, работа с источниками и т.п.)

- обработки информации (составление плана, диаграмм, таблиц, графиков; анализ, систематизация, обобщение информации, формулирование самостоятельных выводов и др.)

Коммуникативная компетенция – способность и готовность к общению с учителями, работниками библиотеки, сверстниками, умение публично представлять результаты своего труда.

Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми при выполнении коллективного проекта.

Проблемная  компетенция – готовность и умение разрешать поставленные проблемы.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщенного опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей[1].

Проектный метод – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у учащихся специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска (выделение проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, оформление выводов, анализ собственной деятельности и др.)

Основные принципы метода проектов:

  1. Концептуальность (опора на стройную систему философских и психолого-педагогических концепций). Областью целеполагания метода является создание условий для развития естественной познавательной активности ученика и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.
  2. Системность (целостная последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных стройной логической схемой). Метод включает этапы выполнения учебного исследования, определенные функции ученика и учителя, способы их взаимодействия, критерии оценки результатов работы.
  3. Воспроизводимость (возможность применения метода на различных этапах обучения, в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности)[2].
  4. Принцип личной заинтересованности учащегося в разработке проекта
  5. Принцип деятельности (активно – исследовательское усвоение знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач и проблем).

Использование проектного метода в процессе подготовки школьников позволяет решать следующие задачи:

  1. Формирование проектного мышления;
  2. Стимулирование мотивации учащихся на приобретение знаний;
  3. Включение всех детей в режим самостоятельной работы;
  4. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
  5. Развитие умений пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  6. Развитие способности применять знания в конкретной жизненной ситуации;
  7. Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;
  8. Развитие важнейших компетентностей для современной жизни:
  • работы с информацией;
  • способности брать на себя ответственность;
  • участия в совместном принятии решения;
  • регулирования конфликтов ненасильственным путем;
  • оценки и анализа социальных привычек, связанных со здоровьем, окружающей средой;
  • способности делать свой выбор;
  • владения устным и письменным общением;
  1. развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения[3].

Существующая педагогическая практика позволяет дать следующую классификацию проектов:

- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.

- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные[4].

               Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

  • Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

  • Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.
  • Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку домашней утвари  XIX века для кабинета истории).

          Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

          Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо документы макеты, разработки, карты, схемы и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими историческими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о минипроекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.

            Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной  деятельности учащихся. Но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.

            Анализ результатов внедрения в систему преподавания методов проектов позволяет судить об их эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, выводы[5].

           Антон Семенович   Макаренко говорил: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу».

  Библиографический список.

  1. Высшее образование в России: состояние и направление развития/ Под ред.проф.В.Л.Глазычева.М., 2004
  2. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2007.
  3. Методика преподавания обществознания в школе/Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  4. Огоновская И.С. Азбука исследователя. – Екатеринбург: Сократ,2008.
  5. Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М., 2003.
  6. Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников // Право в школе. 2004. - № 1
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М., 2005.
  8. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.:  Школа-Пресс, 2000 г.
  9. Intel. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Русская редакция,2004.


[1] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М., 2005. – С.75.

[2] Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников // Право в школе. 2004. - № 1. – С. 17.

[3] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.. – С.78.

[4] Огоновская И.С. Азбука исследователя. – Екатеринбург: Сократ,2008. – С.63.

[5] Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2007. – С. 89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.

Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...

Научно-исследовательская работа с учащимися

текст выступления на педсовете...

Статья "Методы организации научно - исследовательской работы"

В статье приводятся некоторые этапы организации научно - исследовательской работы с учащимися....

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....