Ученик 2030 года
статья ( класс) на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Эссе о перспективах российской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ученик 2030 года33 КБ

Предварительный просмотр:

Школа, ученик и педагог в 2030 году

Автор: Корпачёв Вячеслав Викторович, учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 1987  г. Москвы

         Перспективу современной российской школы я вижу как содружество трёх неразрывно связанных сторон, субъектов педагогического процесса — учащихся, их родителей и педагогов. Это — три стороны образовательного треугольника. Но ведь этот треугольник — не только собственно образовательный, обучающий и научающий, он, этот треугольник, то есть педагогический процесс, есть инструмент воспитания,  есть процесс воспитательный.

         Школа — это в широком смысле слова важнейший институт воспитания ребёнка, институт социализации подрастающего поколения, институт образования личности — образования её нравственных и когнитивных качеств. В своём истинном назначении школа и педагоги создают душу ребёнка, рождают ребёнка духовно и нравственно — как родители рождают его физически. «Учитель — второй родитель» - сказал великий философ Платон.

         Необходимо создать такую образовательную — следовательно, обучающую, воспитательную и развивающую — среду, которая была бы психологически комфортной для полноценной реализации образовательных и воспитательных функций школы, которая стимулировала бы все стороны триединого образовательного процесса на активную учебную и воспитательную деятельность, на деятельность по развитию всех сторон личности подрастающего человека — ученика.

     Именно личностные качества учащегося, формируемые в соответствующей образовательной среде являются основой для формирования и успешного развития его познавательных способностей, как это указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

        Личность человека, а тем более — личность ребёнка, есть тот фундамент, но котором строится всё обучение. Личность ребёнка есть  одновременно и отправная точка и цель всякого образовательного и воспитательного процесса.  Развитие духовно богатой и нравственно здоровой личности, свободной и самостоятельной, имеющей активную гражданскую позицию и обладающей навыками самодеятельности и самообразования поставлено ныне во главу угла в современном российском образовании, базирующемся на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходе.

     Образовательная среда новой школы и должна создавать все необходимые условия для осуществления данной личностно-деятельностной концепции. Человек есть всегда субъект своей деятельности, но никогда не объект для манипулирования им другим человеком, никогда не некий «плацдарм», испытательный полигон для проведения различных педагогических экспериментов.  

       Развитие свободной и осознанной субъектности ребёнка и есть, по моему глубокому убеждению, основная, сущностная задача новой школы, конкретнее — основная задача воспитательных структур школы. Человек — свободный и ответственный субъект своей деятельности, субъект развития, обучения, воспитания, формирования своей личности, своих социальных связей. Именно поэтому такое большое значение в современной школе уделяется самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся, развитию умений и навыков свободного целеполагания своей образовательной траектории, развитию волевой мотивации к познавательной деятельности.

      Но ведь эти знания, умения и навыки, получаемые в ходе обучающего развития школьника, не замыкаются только в пределах узкой предметности, в узко когнитивной сфере — они, что очень важно — обнимают собой все аспекты личностного, психического, духовно-нравственного, как познавательного, так и эмоционального развития подрастающего человека, становящейся личности, они, эти знания, умения и навыки и формируют личность. То есть собственно полноценное обучение становится, преобразуется — а иначе и быть не может — в полноценное воспитание, в плодотворное развитие личности.

      Конечно, современные средства обучения и обучающей коммуникации — информационные технологии, Интернет с его мгновенным доступом к информации являются большим подспорьем в обучающем процессе. Но следует всегда помнить, что эти технологии, эта информационная среда есть всего лишь средство эффективного обучения, средство интенсификации образовательного процесса, что, если говорить прямо, информационная среда не должна подменять собой среду образовательную. Техника  - всегда средство, а цель — всегда человек.  Образовательная среда есть среда взаимодействия учащихся и педагогов с целью достижения образовательных результатов — обучающих, воспитательных и развивающих. И главное в данной образовательной среде — не насыщенность её новейшими информационными технологиями (хотя это очень важно), а — взаимодействие, взаимоотношения между людьми, между субъектами образовательного процесса, между учениками и педагогами.

        Педагогическая профессия — это самая что ни на есть работа в парадигме «человек-человек», работа, требующая предельно личностного человеческого контакта, сотрудничества, взаимопонимания. Нет такого контакта — и никакие мудрёные педагогические, — а тем паче информационные, компьютерные, — технологии не помогут. Мы имеем дело с детьми -  это каждодневные, близкие контакты с подрастающими людьми с пока ещё неустойчивой, нестабильной эмоционально-психологической сферой становящейся, растущей личности; и оттого, как мы выстроим эти личностные отношения, и будет зависеть успех нашей педагогической деятельности — обучающей, воспитательной и развивающей.

     Кроме того, мы живём в огромном хаотичном социуме современного мегаполиса, который постоянно — и по возрастающей — оказывает своё влияние на личность и развитие ребёнка, влияние зачастую негативное. Мегаполис — это и возможность (обучения, работы, карьеры — социальной мобильности), но и опасность. Школа призвана закалить тот нравственный стержень в ребёнке, без которого его личность может не устоять в беспрерывно меняющейся внешней среде, в динамично развивающейся социальной ситуации. Без этого нравственного стержня личности может грозить угроза морального распада, человеческой деградации. Наша стратегия на будущее — это сохранение личности, удержание ребёнка в силовом поле этических категорий и норм, формирование человека в ребёнке, по сути — создание общества через воспитание ребёнка — созидателя этого будущего общества.

      Мы не можем предугадать будущее, предвидеть перемены, которые могут наступить. Но одно остаётся непреложным: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). Те инновации в образовании, которые грядут в недалёком будущем, должны быть нацелены именно на выявление и подчёркивание человеческого в человеке, а именно — в растущем человеке — в ребёнке. Слишком уж современный ребёнок «задавлен» - отчуждением от близких людей, техникой, внешним успехом, а молодые люди — зациклены на карьере и финансовых достижениях. Но: «Деньги — хороший слуга, но — плохой господин» (Ф. Бэкон). Коммерциализация образования, введение критериев экономической и финансовой эффективности в идеологию и практику образования будет означать смерть образования как духовно-нравственного процесса становления личности, именно — образования ( в смысле — когда что-то образуется, формируется, созидается) человека.

     Лучшая инновация в школе — это возрождение и удержание каждодневной практики доверительно-личностного общения ребёнка и учителя, того общения, которого (как я вижу это постоянно в школе на примере многих детей) так не хватает современным детям. Может быть, школа и останется островом душевного комфорта, доверия и эмоциональной «разгрузки» для людей — педагогов, учеников и их родителей — в сумасшедшем, донельзя технизированном, информатизированном и — не дай Бог! - обезличенном, бездушном мире будущего социума, взмывающего вверх к высотам технического прогресса, но рискующего оставить человеческую душу где-то далеко позади.

   Педагогическая, а, следовательно, личностная эмпатия, «вживание» в ребёнка, в его мысли, чувства, интересы — вот наша задача как педагогов, стремящихся к плодотворному и эффективному результату в своей работе. А наш эффективный результат — это и есть полноценно развившаяся нравственно цельная личность. Создание такой «эмпатической», психологически комфортной образовательной среды и должно быть нашей первоочередной педагогическо-воспитательной задачей. Только поняв и приняв ребёнка таким, каков он есть, мы сможем его обучить — таково моё кредо. Не только ребёнок учится у нас — но и мы мудреем и набираемся опыта в общении с детьми: «Многому я научился у своих наставников, ещё большему — у своих товарищей, но больше всего — у своих учеников» - гласит древняя мудрость.

     Новая школа должна быть, по моему глубочайшему убеждению, школой взаимопонимания и доверия, сотрудничества и кооперации, школой плодотворной совместно-разделённой деятельности учащихся и педагогов. Такая школа и будет истинным институтом социализации, институтом формирования не просто грамотных и образованных людей, но школой формирования личностей — граждан и патриотов своего Отечества.

   Ученик 2030 года — это воплощение древнегреческого идеала «калокагатии» - единство в личности нравственной красоты и интеллектуальной мощи, облагороженное высоким человеческим достоинством. Школа формирует общество — какой будет школа, таким будет и общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2025 -2030 годы учителя татарского языка и литературы Фасаховой Венеры Тагировны

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период • Разделы программы профессионального развития педагога • Формы представления ...

Государственная программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 и на период до 2030 года»

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Ханты-Мансийского автономного окру...

Актуальные вопросы стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года

В статье высказывается  мнение о неучтенных  моментах в недавно принятой стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года...

Государственная программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 и на период до 2030 года»

Государственная программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 и на период до 2030 года»...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ДО 2030 ГОДА

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и  каждого жителя Ханты-Мансийского автономног...

Программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»

Программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»...

программы "Развитие образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года"

программы "Развитие образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года"...