Конкурс "Учитель года"
статья на тему
Выступление на педсовете по теме " 10 вопррсов по ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»
21 век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится нравственным, духовным и экономическим потенциалом цивилизации в целом и для нашей страны этот вопрос архисовременен и архиважен.
Именно на этот «век образования», на формирование молодого поколения всё более укрепляющейся России и направлен Федеральный Государственный образовательный стандарт. Мой педагогический стаж – 27 лет. Работать довелось и в советской школе и в школе перестроечного периода, работаю в школе и этот, очень интересный для любого творчески работающего учителя момент введения Стандартов второго поколения. Как и многие участники образовательного процесса, внимательно изучила нормативный блок этого документа для того, чтобы понять, а что же важного и нового есть в нём для нас, учителей? Что является обязательным, а что даёт простор для инноваций и для учителя, и для ученика. Мне хотелось бы предложить и для коллег некоторые вопросы, которые волнуют педагогов.
Вопрос 1 . Каковы особенности ФГОС, каковы его принципиальные положения?
Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.
Первая особенность: изменение структуры стандарта.
ФГОС представляет собой совокупность требований:1) к структуре основной образовательной программы;2) к условиям реализации основной образовательной программы;3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Вторая особенность: изменение методологии стандарта.
В ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования.
Третья особенность: изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.
Четвёртая особенность: планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.
Пятая: изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования - критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых; материально-технических, информационных, учебно-методических).
Необходимо обеспечивать создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Вопрос 2. Как будет осуществляться поэтапный (по ступеням общего образования) переход на ФГОС?
Утвержден ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).ФГОС основного общего образования и среднего (полного) общего образования в 2010 году. ФГОС среднего (полного) образования – в 2012 году.
Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015-2016 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020-2021 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах, начиная с 2012-2013 учебного года, и в 10 классах - с 2013-2014 учебного года.
Вопрос 3. Какова периодичность утверждения ФГОС общего образования?
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
Вопрос 4. Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников?
ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.
Чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.
В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г., регистрационный №17623)
Вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается. Так, например, по предложению Президента, ведётся работа по созданию единого учебника истории России.
Вопрос № 5.«Что такое УУД и какие виды УУД выделяют?»
УУД – универсальные учебные действия, умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Выделяют 4 вида УУД: личностные (личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся, смыслообразование), познавательные (общеучебные учебные действия, логические учебные действия, постановка и решение проблемы),коммуникативные (умение вступать в диалог и вести его, особенности взаимодействия с различными группами людей), регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана).
Вопрос 6. В чём суть системно-деятельностного подхода к обучению в свете ФГОС?
Качественное отличие сегодняшней школы от школы прошлого школы заключается в его направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать ситуацию, решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения. Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Вопрос 7. На какие результаты должны ориентироваться участники учебного процесса обучения по ФГОС?
1.Личностные (способность к саморазвитию), включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
2.Метапредметные (универсальные учебные действия), включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
3.Предметные (система основных знаний) (включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Вопрос 8. Какова роль и каковы компетенции учителя в свете ФГОС?
Учитель является ключевой фигурой при реализации ФГОС. Он должен строить новую школу и начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять, считаю, как миссию по воссозданию нового, любить свою профессию, быть в постоянном поиске, научить школьника добывать знания, свободно рассуждать, высказываться и отстаивать свою точку зрения. У педагогического работника по ФГОС
обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Непрерывность профессионального развития учителя, прохождение курсов не реже чем один раз в три года.
Вопрос 9. Какие особенности требований к материально-техническим и информационным условиям в школе предъявляет ФГОС?
Прежде всего, нужно отметить усиление требований к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационно-образовательной среде. Если их разделить на два блока, то в первом конкретно указано, что должно иметь образовательное учреждение: информационно-библиотечные центры с медиатекой, учебные кабинеты с АРМ (автоматизированным рабочим местом) учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности, техническое оснащение и полные комплекты оборудования для всех предметных областей и внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы.
Вопрос 10. Какова цель введения ФГОС?
Повышение качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...
Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»
Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов. «Деревенская проза» 1950-1980-х годов. Историческая романистика 1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970-1980-х годов
маршрутный лист дистанционного урока...
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...