Конкурс "Учитель года"
статья на тему

Зиновьева Ольга Ивановна

Выступление на педсовете по теме " 10  вопррсов по ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Введение  ФГОС:  10 важных  вопросов и ответов»

      21 век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится нравственным, духовным и экономическим потенциалом цивилизации в целом  и  для нашей страны этот вопрос  архисовременен и архиважен. 

     Именно  на этот «век образования», на формирование  молодого поколения всё более  укрепляющейся России и направлен Федеральный Государственный образовательный стандарт.   Мой педагогический стаж – 27 лет. Работать довелось и в советской школе  и в школе перестроечного периода, работаю в школе  и этот, очень интересный для любого творчески работающего учителя  момент  введения  Стандартов второго поколения.  Как и многие  участники образовательного процесса, внимательно  изучила нормативный блок этого документа   для того, чтобы  понять, а что же важного и нового есть в нём для нас, учителей? Что является обязательным, а что даёт простор для инноваций  и для учителя, и для  ученика. Мне хотелось бы предложить  и для коллег некоторые вопросы, которые волнуют  педагогов.  

Вопрос 1 . Каковы  особенности ФГОС, каковы его принципиальные  положения?

Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.

Первая особенность: изменение  структуры стандарта.

 ФГОС представляет собой совокупность требований:1) к структуре основной образовательной программы;2) к условиям реализации основной образовательной программы;3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Вторая  особенность:   изменение  методологии стандарта.

В ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный  подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования.

Третья особенность: изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.

Четвёртая особенность: планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы  и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Пятая: изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования - критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых; материально-технических, информационных, учебно-методических).

Необходимо обеспечивать создание комфортной по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся.

Вопрос 2.   Как будет осуществляться  поэтапный (по ступеням общего образования) переход на ФГОС?

Утвержден ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).ФГОС основного общего образования и среднего (полного) общего образования  в 2010 году. ФГОС среднего (полного)  образования – в 2012 году.

Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015-2016 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020-2021 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования  по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах,  начиная с  2012-2013 учебного года,  и в 10 классах - с 2013-2014 учебного года.

Вопрос 3.  Какова периодичность утверждения ФГОС общего образования?

В соответствии со статьей  7 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Вопрос 4.  Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников?

ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.

Чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г.,  регистрационный №17623)

Вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается. Так, например, по предложению Президента, ведётся работа по созданию  единого учебника истории  России.

Вопрос № 5.«Что такое УУД и какие виды УУД выделяют?»

 УУД – универсальные учебные действия, умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Выделяют 4 вида УУД: личностные (личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся, смыслообразование), познавательные (общеучебные учебные действия, логические учебные действия, постановка и решение проблемы),коммуникативные (умение вступать в диалог и вести его, особенности взаимодействия с различными группами людей), регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана).

Вопрос  6.  В чём суть системно-деятельностного подхода  к обучению  в свете ФГОС?

Качественное отличие  сегодняшней школы    от школы прошлого школы заключается в его направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать  ситуацию,  решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения. Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Вопрос 7. На какие  результаты должны ориентироваться  участники  учебного процесса обучения   по ФГОС?

1.Личностные (способность к саморазвитию), включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

2.Метапредметные (универсальные учебные действия), включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

3.Предметные  (система основных знаний) (включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

  Вопрос 8. Какова роль и каковы компетенции учителя в свете ФГОС?

 Учитель  является ключевой фигурой при реализации ФГОС. Он должен  строить новую школу и  начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять, считаю, как миссию по воссозданию нового, любить свою профессию, быть в постоянном поиске, научить школьника добывать знания, свободно рассуждать, высказываться и отстаивать свою точку зрения. У педагогического работника  по ФГОС

обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;

разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);

организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Непрерывность профессионального развития учителя, прохождение курсов не реже чем один раз в три года.

Вопрос 9. Какие особенности требований к материально-техническим и информационным условиям  в  школе предъявляет ФГОС?

Прежде всего, нужно отметить усиление требований к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационно-образовательной среде. Если их разделить на два блока, то в первом конкретно указано, что должно иметь образовательное учреждение: информационно-библиотечные центры с медиатекой, учебные кабинеты с АРМ (автоматизированным рабочим местом) учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности, техническое оснащение и полные комплекты оборудования для всех предметных областей и внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы.

Вопрос 10. Какова цель введения ФГОС?

 Повышение качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»

Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...