Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка, что является одним из первостепенных задач современной школы.
В материале представлены следующие материалы способствующие развитию творческих способностей учащихся: примеры нестандартных уроков; задания, основывающиеся на воображении учеников; школьные исследовательские работы; интеллектуальные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_2013.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка, что является одним из первостепенных задач современной школы. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребята учатся ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты.
Многие считают, что учить творчеству нельзя, что способность к творчеству — это врожденное качество, присущее лишь немногим. Действительно, спонтанному творчеству, наверное, рано или поздно приходит конец. Поэтому «учить творчеству» нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось - необходимо. Ведь потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью и, как считает психолог О. Дьяченко, «...не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».
Педагогу следует начать с себя, потому что, постоянно видя перед собой пример творчески работающего учителя, ученик и сам учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.
Приведем несколько примеров:
I. «Нестандартные уроки», которые, несомненно, способствуют подготовке ярко чувствующего и критически мыслящего человека. Например, можно провести урок-презентацию «Цветы любимому писателю», на котором учащиеся делают посвящения (кто прозой, а кто и стихами) и « дарят» цветы поэтам и писателям, чье творчество оставило у них наиболее яркое впечатление: Есенину — полевые цветы, Шолохову — колосок пшеницы и василек, Маяковскому — гвоздики — символ революции и т.п. После изучения «Войны и мира» удачны уроки-представления, на котором учащиеся показывают отдельные сцены из романа, «самые эмоциональные», по их мнению: юная Наташа Ростова и Борис Друбецкой в цветочной, ночной разговор Наташи и Сони в Отрадном, первый бал Наташи и т.д.
II. Помимо нестандартных уроков на каждом традиционном уроке можно использовать задания, основывающиеся на воображении учеников, так как еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Поэтому преподавание нужно выстраивать так, чтобы работа воображения учащихся пронизывала весь учебный процесс как на уроках литературы, так и русского языка.
Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, — сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение.
Например:
1) Здание для учащихся 5 класса при изучении темы «Имя прилагательное»:
Составьте монолог «Кто важней?»:
1 группа - монолог существительного
2 группа - монолог прилагательного.
3 группа оценивает работу групп.
Ключи к заданиям.
1 группа:
Мы с прилагательным часто ходим рядом. Но Я важнее, а прилагательное всего лишь прилагается ко мне. Обойдусь и без него, я и так хорошо выгляжу.
Ой, почему солнце стало всего лишь солнцем, небо каким-то обыкновенным, а вот настроение стало грустным. Неужели рядом со мной не хватает прилагательного?
2 группа:
Существительное считает, что может обходиться без меня. Очень уж хочется мне показать свою важность и необходимость. Существительное никак не хочет понять, что без меня оно будет выглядеть бедненько. Пусть попробует рассказать о себе без меня.
Ой, никак не могу понять, кто же это идет красивый, умный, смелый? Что это такое яркое, светлое, теплое? Не знаю! Нет, без существительного мне не обойтись!
2. Я составила рабочую программу по элективному курсу по литературе «В мире народных сказок» для 5 класса (в 2012 году эту программу представила на республиканском конкурсе авторских программ и элективных курсов). Задача курса — познакомить учащихся татарских школ с образцами произведений фольклора народов мира и на их примере воспитать у школьников интерес к устному творчеству народов мира, вызвать потребность в чтении на русском языке, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. В содержание курса были включены уроки развития речи, где учащиеся могут фантазировать, мечтать, выдумывать и полностью показать свои творческие способности. Например: сочинить новую сказку об одном из героев прочитанных сказок; сочинить продолжение сказки «Змеиное деревце» (какие еще добрые дела совершил Костакис в своей жизни); составить устный портрет героев; диалог схожих по сюжету сказок; монолог сказочных предметов (лампа Алладина и др.) Сочинение сказки по пословице. «Благородный человек не помнит старого зла» (китайская пословица).
В содержание курса были включены сказки с бродячим сюжетом. Учащиеся заинтересовались ими, и мы провели исследовательскую работу, которую завершила ученица 8 класса и выступила на XI республиканской научно-практической конференции школьников имени Л.Н.Толстого. Она сочинила сказку «Как Ибрай себе невесту нашел», схожую по сюжету со сказкой «Царевна-лягушка», используя татарские народные обычаи, имена.
III. Творческое воображение.
Какие пути развития воображения можно использовать? Первый путь — воздействие извне. Оно достигается насыщением учебного процесса наглядным материалом. Второй путь — стимуляция воображения, рассчитанная на то, что школьник получает извне не готовый образ, а своего рода «приглашение к придумыванию»: извне дается только первый толчок, «зацепка», исходя из которой ученик создает образы воображения сам. Например, небылица за несколько минут, перевоплощение: Ты — бездомная собака; что ты думаешь о людях, пробегающих мимо тебя? Ты — береза; что ты чувствуешь, когда ломают твои ветки?
Человеческое мышление не обходится без аналогий. Они помогают понять новое, соотнося его с уже известным, позволяют связывать мысли, являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, нужно начинать всегда с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных аналогий или же, наоборот, учить искать вместо сходств различия. Хорошим материалом для подобных творческих заданий служит работа над темой «Лишние люди» в русской литературе».
Очень важно, чтобы в процессе учения духовный мир старшеклассника и содержание обучения «сомкнулись». Например, известны разные формы чтения лирического произведения: под музыку, в костюме героя, инсценируя. Есть еще одна, современная форма, с использованием видеоклипа. Возьмем стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора…». Создаем видеоклип, где стихотворение сопровождается картинами художника Щербакова и музыкой П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Такие и подобные формы работы на уроке помогают учащимся «населить» учебный материал образами воображения и сделать его «своим» (собственно, это и значит «усвоить»).
IV. Важную роль в развитии творческих способностей учащихся играют школьные исследовательские работы. Эти работы интересны и привлекательны только тогда, если в них имеется какая-нибудь изюминка: собственные открытия, оригинальные выводы, удачные сравнения и т.д. Так в исследовательской работе «Живопись Врубеля в русской литературе» (диплом 3 степени на VIII республиканской научно-практической конференции школьников имени Л.Н.Толстого) мы нашли сходство между врубельским Паном и шолоховским дедом Щукарем. «Пан» единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты. Его Врубель написал за два-три дня. Как-то вечером Врубель прочитал книжку Анатоля Франса. Большое впечатление на него произвел рассказ, где старый сатир повествует о давно прошедших временах («Святой сатир»). На другое же утро Врубель соскоблил начатый портрет жены и на его месте принялся писать «Пана» (сам он называл его «Сатир»). Пейзаж на картине взят с натуры; это вид с террасы дворца на открывающиеся дали. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями? Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана» не опознали; во всяком случае, никто не позировал художнику, и не было никаких поисков типажа. Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе - неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали и кого Врубель встретить никак не мог. А мы убрали бараньи рожки и увидели перед собой веселого балагура деда Щукаря.
V. Интеллектуальные игры не только расширяют кругозор учащихся, но и, безусловно, развивают творческие способности, логическое мышление.
Несколько примеров:
- Для разминки. Первой отвечает на вопрос та команда, которая первой поднимет карточку.
1. Кто, согласно известной пословице, “платит дважды?” (скупой).
2. На какой срок, согласно конституции, избирается президент? (4).
3. Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).
4. Основное и любимое занятие Дуремара? (ловля пиявок).
5. Кто написал сказки?:
- “Гадкий утёнок” (Г. Х.Андерсен)
- “Золушка” (Шарль Перро)
- “Сказка о рыбаке и рыбке” (А. С. Пушкин).
Для игры.
1. У Вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать их за 1 минуту и получить 2 пословицы. (Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)
Пословицы: “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.
2. А теперь проверим Ваше чувство юмора. Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу: - Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены? - Нет, сэр – ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равно станут грязными. - Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной. - Но, сэр, я ещё не завтракал…
Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?! (“Не беда, всё равно опять проголодаешься”)
3. В ниже приведенных стихотворениях есть нечто общее. Найдите это общее и через минуту дайте название, которое объединяет все эти четыре стихотворения.
1. Вкруг деревни сошлись,
По склонам гор прилепившись,
Яблони в вешнем цвету…
2. Заглядевшись на солнце,
Незаметно забрёл я в сад –
А там пионы в цвету!
3. Смотрю без конца,
На картинку с видом осенним
Раскрытый веер…
4. Неспешно ступает
По заснеженной зимней бахче
Большая кошка…
(Ответ: “Времена года”)
4. Блиц-игра. На вопросы отвечает представитель первой команды
- Какой мультипликационный герой говорит: “Ребята, давайте жить дружно”? (кот Леопольд)
- У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)
- Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)
- Сколько штук в дюжине? (12)
- Назовите столицу России (Москва)
- Чем кончается всё? (о)
- Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
- Пингвин – птица или зверь? (птица)
- Место, куда попал думающий индюк? (суп)
- Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)
- Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)
- Кто автор книги “Приключения Тома Сойера? (Марк Твен)
- Чёртова дюжина – это сколько? (13)
- Как называется деревня, куда приехал дядя Фёдор с Матроскиным? (Простоквашино)
- Кто из сказочных героев летал в ступе? (Баба-Яга)
- Лучший друг крокодила Гены (Чебурашка)
- 35 июля – это когда? (4 августа)
- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (одинаковая)
- На что похожа половина яблока? (на вторую половину) 20. Кто такая Матильда в мультфильме о Малыше и Карлсоне? (кошка) 21. Какое лекарство принял кот Леопольд, чтобы стать злым (Озверин)
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования
Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...
Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности
В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...
Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...
«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...