Индивидуальный подход в защите прав и интересов ребенка
статья на тему
Описан опыт взаимодействия всех субъектов образования в условиях спортивно школы-интерната
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_sukinoy_n.a._27.02.13_g.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в условиях спортивной школы-интерната
Сукина Наталья Александровна
социальный педагог школы-интерната № 576
Василеостровского р-на СПб
Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, трудновоспитуемости принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение.
За время работы сформировалась модель работы со спортивными классами.
Центральное ядро модели – спортивная деятельность школьников. Именно на нее направлены все остальные компоненты. Воспитание успешных спортсменов, выпускников с хорошей физической подготовкой и знаниями в области оборонно-спортивной и естественно-научной направленности является основополагающей задачей работы школы.
(схема на презентации)
Задачи работы социального педагога в спортивной школе-интернате:
- своевременное выявление учащихся социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
- способствование успешной адаптации несовершеннолетних, прибывших из разных регионов Росси;
- разработка программы индивидуального профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
- организация взаимодействия и преемственности в совместной профилактической работе учителей, тренеров, воспитателей, службы сопровождения, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН.
Организация работы школьного Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Педагогический всеобуч для родителей
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
Составление социального паспорта классов, школы.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
Профилактика «скрытого отсева учащихся» ( выявление обучающихся, не посещающих школу).
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса,
- Опросник Басса-Дарки,
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой,
- Методика: «Шкала социально-психологической адаптированности».
Профилактическая работа со школьниками:
Условия реали
зации профилактической работы.
Необходимо соблюдение следующих требований:
- содержательность, направленность, непрерывность процесса профилактики;
- изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой — индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
- поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
- терпение всех участников профилактического процесса.
- активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.
При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.
Предполагаемый результат
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:
вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность и общешкольные праздники;
снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
выработка коммуникативных навыков у учащихся для адаптации в социуме.
Результативность программы:
Уменьшение числа несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН, КДН;
Положительная динамика сокращения правонарушений;
Участие детей в исследовательской, проектной, аналитической, экспертной, продуктивной деятельности;
Повышение социальной компетенции подростков, их успешная адаптация в современных условиях жизни.
Точки риска.
Отсутствие взаимодействия между тренером-воспитателем-учителем.
Удаленность большинства детей от своих семей.
Влияние спортивных неудач на эмоциональное состояние ребенка.
Нежелание родителей оказывать помощь собственному ребенку.
Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.
PAGE 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье
Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье...
Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье.
Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье....
Семинар для специалистов системы профилактики социального сиротства на тему: " Основные ценности и принципы семейно - ориентированного подхода в деятельности по защите прав ребенка"
Детская безнадзорность и беспризорность – следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падени...
Индивидуальный подход в обучении с учетом темперамента ребенка.
Рекомендации родителям по развитию ребёнка с учётом темперамента...