Индивидуальный подход в защите прав и интересов ребенка
статья на тему

Сукина Наталья Александровна

Описан опыт взаимодействия всех субъектов образования в условиях спортивно школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_sukinoy_n.a._27.02.13_g.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в условиях спортивной школы-интерната

Сукина Наталья Александровна

 социальный педагог школы-интерната № 576

Василеостровского р-на СПб

Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, трудновоспитуемости принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение.

За время работы  сформировалась модель работы со спортивными классами.

Центральное ядро модели – спортивная деятельность школьников. Именно на нее направлены все остальные компоненты. Воспитание успешных спортсменов, выпускников с хорошей физической подготовкой и знаниями в области оборонно-спортивной и естественно-научной направленности  является основополагающей задачей работы школы.

(схема на презентации)
 

Задачи работы социального педагога в спортивной школе-интернате:
- своевременное выявление учащихся социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
- способствование успешной адаптации несовершеннолетних, прибывших из разных регионов Росси;
- разработка программы индивидуального профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
- организация взаимодействия и преемственности в совместной профилактической работе учителей, тренеров, воспитателей, службы сопровождения, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
         Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН.
         Организация работы школьного Совета профилактики.
         Проведение тематических педагогических советов.
         Педагогический всеобуч для  родителей
         Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»
           Составление социального паспорта классов, школы.
         Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
         Профилактика «скрытого отсева учащихся» ( выявление обучающихся, не посещающих школу).
         Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
 Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса,
- Опросник Басса-Дарки,
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой,
- Методика: «Шкала социально-психологической адаптированности».
Профилактическая работа со школьниками:
Условия реали

зации профилактической работы.
Необходимо соблюдение следующих требований:
- содержательность, направленность, непрерывность процесса профилактики;
- изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой — индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
- поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
- терпение всех участников профилактического процесса.
- активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.
При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.
Предполагаемый результат
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:
вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность и общешкольные праздники;
снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
выработка коммуникативных навыков у учащихся для адаптации в социуме.
Результативность программы:
         Уменьшение числа несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН, КДН;
         Положительная динамика сокращения правонарушений;
         Участие детей в исследовательской, проектной, аналитической, экспертной, продуктивной деятельности;
         Повышение социальной компетенции подростков, их успешная  адаптация в современных условиях жизни.
Точки риска.
Отсутствие взаимодействия между тренером-воспитателем-учителем.
Удаленность большинства  детей от своих семей.
Влияние спортивных неудач на эмоциональное состояние ребенка.
Нежелание родителей оказывать помощь собственному ребенку.
     Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.

PAGE  3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье

Памятка для родителей   по защите прав и достоинства ребенка в семье...

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье.

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье....

Семинар для специалистов системы профилактики социального сиротства на тему: " Основные ценности и принципы семейно - ориентированного подхода в деятельности по защите прав ребенка"

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падени...

Индивидуальный подход в обучении с учетом темперамента ребенка.

Рекомендации родителям по развитию ребёнка с учётом темперамента...