Искусство педагогического общения
статья на тему
Предварительный просмотр:
Ситуация 1.
«Какой упрямый этот Коля Толкачёв! ...Никогда не слушает, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.
- Хочешь, скажу по секрету, о чём завтра пойдёт речь на моём уроке?
На следующий день Толя Толкачёв, к удивлению всего класса, поднял
руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене подошёл к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:
- Скажите, а о чём вы будете завтра рассказывать?
Вопросы для обсуждения:
1. Определите, какой тип субличности помог учительнице в данной ситуации?
2. Оцените действия учителя.
Ситуация 2.
Всем старшеклассникам школы предложили принять участие в составлении «джентльменского набора» - списка качеств своего ровесника. Ребятам предложили ряд вопросов. Часть из них состояла в том, чтобы закончить предложение:
- Какие качества характеризуют современного человека?
- Кого сегодня можно назвать джентльменом?
- Как вы прокомментируете шутку англичан , что «джентльмен — это тот, кто кошку назовёт кошкой, даже если наступит на неё в темноте»?
- Больше всего я ценю в человеке...
Вопросы для обсуждения:
1. К какой составляющей личности подростков апеллирует данный опрос?
2. Дайте свой вариант ответов на предложенные вопросы.
Ситуация 3.
В класс пришла новая девочка. Её настороженность и замкнутость навела группу мальчишек на мысль устроить новенькой «приём» в лучших традициях бурсы: «чтобы сразу поняла, куда попала». И на перемена, пока девочка вышла из класса, спрятали её портфель. Спектакль удался: новенькая сразу занервничала, стала спрашивать, кто взял её портфель.
Вопросы для обсуждения:
- Дайте оценку микросреды, в которой происходит событие.
- Кто и как может отрегулировать отношения в классе в подобных случаях?
Ситуация 4.
Ребёнок нецензурно обругал своего приятеля. Соседка рассказала об этом родителям.
- Я считаю, что всё высказал по заслугам. Так ему и надо, - подросток старается объяснить и доказать родителям свою правоту.
- То есть это метод борьбы с теми, кто неправ? - уточняет отец.
- Да.
- и ты мог бы такое сказать маме, если бы она была неправа?...Нам не нравится твой поступок, но мы любим тебя и верим, что это больше не повторится.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие субличности вы отметили у всех участников этой истории?
2. Как вы считаете, кто должен обучать детей культуре взаимоотношений с людьми?
Ситуация 5.
Урока Коля не выучил, что было ясно всем. И, как ни старался, так ничего вспомнить не мог. Коля стоял и досадовал на себя, на свою соседку по парте Лену, которая не хотела ему подсказать, на учителя, который, по его мнению, всегда так много задаёт по истории. Вконец раздосадованный, он не выдержал и надерзил учителю.
-Непонятно, зачем вообще нужна эта история? И какая разница, в каком веке правил Тутанхамон, на чьём имени язык сломать можно? Зря только загружают нас всякой ерундой! Я буду менеджером, зачем мне всякая физика — химия?
- С таким поведением ты и школу не закончишь, выйдешь со справкой! Вон отсюда! - разгневанно крикнул учитель.
Вопросы для обсуждения:
- Дайте оценку ситуации конфликта субличностей.
- Какими доводами в пользу обучения можно убедить учеников?
Ситуация 6.
Юрий Сергеевич получил озорной, неспокойный класс, который с первого же урока решил «испытать химика на герметичность». Когда Юрий Сергеевич вошёл в кабинет, из одного угла послышалось:
-Ку-ку.
Когда учитель повернулся туда, то из другого угла раздалось:
-Ку-ку.
Потом, как только он начинал говорить, «ку-ку» звучало откуда-нибудь вновь. В ответ Юрий Сергеевич сказал всему классу:
-Ку-ку, ку-ку!
И все рассмеялись, учитель смеялся вместе с ребятами. После этого урок продолжался спокойно.
Вопросы для обсуждения:
- Допустимо ли учителю вести себя «как ребёнок»?
- Как бы вы отреагировали в подобной ситуации?
Положение по игре «В стране Профессии».
Цели и задачи игры. Расширение знаний о профессиях, стимулирование познавательной деятельности учащихся. Формирование умения работать в команде.
Участники игры. Учащиеся 6-7 классов, командами по 8-10 человек.
Материалы к игре.
Маршрутные листы, 4 молотка, 4 отрезка доски, 4 гвоздя, проектор, мяч, призы и грамоты для награждения.
Состав жюри.
Критерии оценивания. Оценивание производится по балльной системе. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Слаженная работа команды может поощряться дополнительно от одного до трёх баллов. За нарушение выполнения заданий, недисциплинированность возможно снятие от одного до трёх баллов. Руководитель станции проставляет количество полученных баллов в маршрутный лист команды.
Порядок проведения игры.
Команды предварительно получают задание — выбрать капитана и придумать название своей команды. Название команды вписывается в маршрутный лист.
Все команды собираются в актовом зале. Ведущий объясняет правила, вручает маршрутные листы с указанием названия каждой команды и даёт старт. Время прохождения каждой станции — 5 минут. После прохождения всех станций команды вновь собираются в актовом зале. Проводится конкурс капитанов — кто быстрее забьёт гвоздь в доску. Пока жюри подсчитывает баллы и определяет победителей, ведущий заполняет игровую паузу. Награждение победителя, поощрительные призы.
Содержание станций.
Станция «Угадай-ка!»
1.Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли. (шахтёры)
- Кто гантели поднимает,
Дальше всех ядро бросает?
Быстро бегает, метко стреляет,
Как одним словом
Их всех называют? (спортсмены)
- Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (крановщики, строители) - Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (учитель) - В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он -.. (артист)
- Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.(врач) - Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу.(водитель) - Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?(повар) - Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (маляр) - Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.(пограничник) - Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (космонавт) - Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас. (фотограф) - Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их ...( машинисты ) - Она может ставить банки,
Мазать ссадины и ранки.
Она делает уколы
Всем ребятам нашей школы.
Она лаской, добрым словом
Помогает стать здоровым!
( медсестра) - Мастер - золотые руки -
Шьет рубашки, платья, брюки,
Папа, я, сестренка Света -
Все с иголочки одеты!( портниха) - У неё есть на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь — справа, ткани — слева,
Чашки на витрине.
Она словно королева
В нашем магазине! (продавец)
Станция «Музыкальная»
Демонстрируется фрагмент м/ф «Ну, погоди!» Ведущий предлагает команде назвать профессии, звучащие в песне.
Команда может получить дополнительные баллы — если пропеть строчки из песен, где упоминаются профессии.
Станция «Инструментальная».
На слайдах демонстрируются различные инструменты, задача команды — назвать как можно больше профессий, где необходимы эти предметы:
молоток, фонендоскоп, сварочный аппарат, ножницы, свисток, отвёртка, шприц, пюпитр, тетрадь, комбайн, трактор, книга.
Станция «Игровая».
Профориентационная игра «Супербол».
Ведущий называет глагол и бросает мяч, задача команды — поймать мяч, назвать профессию, соответствующую действию, и вернуть мяч ведущему.
Рубить, лечить, молчать, варить, учить, возить, считать, растить, копать, добывать, ловить, тренировать, наблюдать, чистить, летать, слушать.
3
План занятия по теме
«Искусство педагогического общения»
1. Мини-лекция.
В педагогической работе есть моменты, ситуации и поводы, когда нам может быть очень полезно посмотреть на себя, свою жизнь и отношения - через призму модели Эрика Берна и Трансактного анализа.
Родитель, Взрослый, Ребенок – по мнению психотерапевта Эрика Берна, есть в каждом из нас. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами.
На своих терапевтических сеансах Эрик Берн обратил внимание на то, как меняется голос, тембр, интонации, когда пациенты рассказывают свои истории: в какой-то момент они начинают говорить другими голосами – то звонкими, напоминающими детские, то суровыми или поучающими, как мог бы говорить недовольный поведением ребенка отец. Наблюдения за пациентами и за самим собой привели Берна к предположению, что изменение голоса связано с разными состояниями «я» (эго-состояниями), в которых находятся пациенты. Психотерапевт выделил три таких состояния и назвал их Родитель, Взрослый и Ребенок. Затем был создан метод транзактного анализа, который изучает наши контакты с другими людьми в разных состояниях нашего «я». Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или с окружающими мы находимся в каком-то из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения, как Взрослый, требуем или заботимся, как Родитель, фантазируем, капризничаем или слушаемся, как Ребенок.
Три состояния нашего «я» – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. Для некоторых из нас привычно только одно из этих состояний – такие люди со всеми общаются, как послушные дети, или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться.
Выстраивая отношения с позиции взрослого человека, мы руководствуемся принципами реальности, умеем находить компромиссы, мы объективны, самостоятельны и действуем на основе собранной информации, а не только собственных желаний или общественных предписаний.
Когда в человеке начинает действовать Родитель, это означает, что главным для него в этот момент становятся требования его собственных родителей, которые он слышал, будучи маленьким, или интонации других людей, которые в детстве были его кумирами – это может быть любимый музыкант или даже литературный герой.
Третья наша ипостась – Ребенок. в ней отголосок нашего детства: тех чувств и потребностей, которые мы испытывали, когда были детьми. Ребенок просыпается в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы говорим со своими родителями – многие замечали, что голос при разговоре с отцом или матерью ставится выше, звонче – таким, каким был в детстве. Таким же голосом чувствующие себя детьми подчиненные разговаривают с начальниками – но как только они начинают ощущать себя Взрослыми, в беседе с руководителем «прорезается» их настоящий голос.
2.Игра «Три стула».
Приводится ситуация разговора между учителем и учеником. Ответы учителя нужно дать поочерёдно с позиции Ребёнка, Родителя, Взрослого.
Ситуация 1.
Урок начался как обычно. Виктория Геннадьевна проверила выполнение домашнего задания и приступила к объяснению. И вдруг услышала справа от себя отчётливый скрип. По выражению лица она сразу поняла — скрипел Андреев, и не задумываясь, строго приказала:
- Андреев, прекрати скрипеть, иначе я удалю тебя с урока!
- А что сразу я? - возмущённо зашумел подросток.. - Вы сначала разберитесь, кто скрипит, а потом говорите. А то сразу:»Андреев, Андреев!»
Учитель продолжила объяснение, и скрип тут же возобновился.
Ситуация 2.
Мать: Ты опять не вымыл за собой посуду после завтрака? Сколько можно говорить?
Ситуация 3.
Вы — учитель, вовремя не сдали отчёт и объясняетесь с завучем.
Человек в состоянии "ребенка" находится под влиянием эмоций и чувств, действует исходя из собственных желаний, а не разумных доводов (по принципу "Если нельзя, но очень хочется, то можно").
В состоянии "родителя" – опирается на свод общепринятых правил и законов общества, от которых ни на шаг не отступает ("перебивать нехорошо", "обещать и не выполнять некрасиво" и т.д...
В состоянии "взрослого" человек ориентируется на знания, полученные из личного опыта, отвечает за свои поступки, способен к самоанализу и самокритике ("во вчерашнем споре я вел себя некрасиво").
- Тестирование, подсчёт результатов по ключу, обсуждение результатов теста. Как вы регулируете своё поведение в различных ситуациях общения?
- Разбор ситуаций, обозначенных педагогами на предварительном этапе.
Верно ли была выбрана стратегия поведения? Как бы вы повели себя в этом случае?
- Обратная связь. Подведение итогов, практическая значимость темы.
Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель).
Инструкция к тесту:
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я — увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
- Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну
I (состояние ''ребенок''): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
II (состояние ''взрослый''): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
III (состояние ''родитель''): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно ''отвечает'' за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда ''острых'', необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я (бунтарь, непослушный ребёнок).
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Цель игры отражена в названии. Надо всего лишь сосчитать до 30. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Считать надо по определенным правилам: числа надо называть последовательно (1, 2, 3...), порядок произнесения не должен обговариваться заранее, т.е. кто-то (кто первый захочет) говорит "один", затем следующий игрок (а может и тот же самый) произносит "два" и так далее до 30. Но, если два человека произнесут число одновременно, то все начинается заново. Предупреждаем, сосчитать до 7 довольно сложно, а до 15 — это высокий класс.
Кто такой этот Эйзенхауэр – он был генералом армии в 1944 году, президентом США с 1953 по 1961 год. Человек как ты понимаешь, был очень занятой.
Так что же такое Матрица Эйзенхауэра
Смысл её сводится к тому, чтобы каждую задачу, которую предстоит выполнить - надо определить в одну из четырех групп:
- A. Важное и срочное
- B. Важное
- C. Срочное, но не важное
- D. Не срочное и не важное
Группа A:
Сюда относятся задачи, которые:
- нужно сделать немедленно, чтобы избежать необратимых процессов
- повлияют на здоровье
- отбросят тебя назад в достижении цели и т.п.
Не допускай появления этих задач!
Старайся предвидеть появление этих задач!
Например, задачи группы A:
- Сходить к зубному – вставить выпавшую пломбу
- Срочно сходить в магазин - купить еды
- Взять отгул, чтобы восстановить силы
Группа B:
В этой группе должны быть сосредоточены задачи, которые приближают тебя к цели – самые полезные задачи. Сосредоточь все свои усилия на задачах этой группы – они принесут самую большую отдачу.
Например, задачи группы B:
- Соблюдать режим дня
- Следить за правильным питанием
- Следить за здоровьем
- Посещать спортзал
- Изучить нужную для тебя тему (для достижения цели)
Группа C:
Выполнение этих задач никак не приблизит тебя к достижению твоей цели. В этой группе скапливаются самые вредные задачи, которые пытаются выдать себя за задачи группы A. Не принимай все, что надо сделать срочно - за важное. Думай о целях!
Например, задачи группы C:
- Некоторые телефонные звонки
- Деятельность, не связанная с твоими целями
- Оказание услуг, не связанных с твоими целями
Группа D:
Сюда входят задачи, выполнение которых вообще не даст никакого результата, но они часто бывают интересными и приятными. С задачами из этой группы нужно поступать жёстко - вычеркивать из списка или выделять для них время по остаточному принципу.
Например, задачи группы D:
- Просмотр телевизора
- Развлекательные порталы
Применяй на практике технологию расстановки приоритетов от президента!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство педагогического общения
Проблема общения педагогов и учеников за последние годы стала предметом изучения многих наук и это не случайно. Умение общаться с учениками - одно из непременных условий достижения педагогическо...
Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...
Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...
Классный час «Искусство общения. Искусство беседы. Общение между юношами и девушками»
Классный час ...
Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.
Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Психология общения. Стили педагогического общения.
стили педагогического общения. психология. психология общения...