Статья «Современные образовательные технологии в воспитательном процессе»
статья на тему
Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания всех необходимых условий для его свободного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologiii.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Современные образовательные технологии в воспитательном процессе»
Осиповой Екатерины Анатольевны
ГБОУ СОШ 603 Санкт-Петербурга
Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания всех необходимых условий для его свободного развития.
Гуманистический подход в воспитании, прежде всего, отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Приоритетным фактором в обучении с гуманистических позиций является личность ученика.
Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать.
Итак, принципы гуманистической педагоги: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания и добро и ласка как основное средство.
Шалва Амонашвили говорит: принципы гуманного педагогического процесса требуют от учителя, родителей того, чтобы «Устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в них:
- Ребёнок познавал и усваивал истинно человеческое – это правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное.
- Познал себя как человека, т.е. как созданного для людей, для себя, для природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для творчества, труда и украшения.
- Проявлял свою истинную индивидуальность.
- Находил общественный простор для развития своей истинной Природы – безграничность возможностей, задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы.
- Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами.
Система гуманных отношений педагога с детьми – распадается на три неразъединимые части: понимания – проникновение в его внутренний мир, признания - право быть самим собой и принятия ребёнка – безусловное положительное к нему отношение.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества. В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Принципы личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
- постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к "трудным" школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и "благополучных". За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Личностно-ориентированное непрерывного воспитания предполагает постоянное удовлетворение воспитательных запросов ребёнка, создание условий проектирования и реализации индивидуальной воспитательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным воспитательным уровнем.
Поэтому построение воспитательных мероприятий ведется с учетом необходимости и заинтересованности учащихся. К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:
- жизнетворчество — включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, создание среды жизни; («Я и моя семья», «Я и мои друзья»)
- социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения; («Я – ученик», «Кем культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры; («Чем славен мой народ?», «Я гражданин
- духовно-нравственное развитие личности — овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение; («Что такое хорошо и что такое плохо?»)
- индивидуализация — поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенция становление личностного образа ребенка. («Мои первые успехи»)
Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип воспитания и обучения.
Этот принцип требует, чтобы все лица причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя.
Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. По-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
Используемая литература:
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие /Отв. Ред. Ю.М.Резник. – М.: Изд-во «Союз», 1996. – 154 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат и др. М.: Изд-во центр «Академия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"
В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Включение современных педагогических технологий в воспитательный процесс
Выступление руководителя МО классных руководителей...
Использование современных педагогических технологий в воспитательном процессе
Использование современных педагогических технологий в воспитательном процессе...
Использование современных педагогических технологий в воспитательном процессе
Презентация "Использование современных педагогических технологий в воспитательном процессе"...
Статья "Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения"
В данной статье приводится развернутое описание и анализ "Технологии проблемного обучения". Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной ак...
Статья "Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения физическая культурв"
Для современной школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готов...
Статья: " Современные образовательные технологии в образовательном процессе в школе".
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развит...