Тема по самообразованию формирование коммуникативной компетентности
статья на тему

Григорьева Елена Николаевна

Тема по самообразованию Формирование коммуникативный компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobraz_formirovanie.docx513.94 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДИНСКОЙ РАЙОН «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БРОВАРЦА ВЛАДИМИРА ТИМОФЕЕВИЧА»

Формирование коммуникативной компетентности

в рамках введения ФГОС

Разработала

Григорьева Елена Николаевна,

учитель иностранного  языка

ст. Новотитаровская 2014

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

При сформированности коммуникативной компетентности выпускник основной школы научится:

  • представлять себя устно и письменно, заполнять анкету, писать заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
  • выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:

  • речевую;
  • языковую;
  • социокультурную;
  • компенсаторную;
  • учебно-познавательную.
  • За основу мы взяли речевую компетенцию.

Речевая компетенция — совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:

  • говорении;
  • аудировании;
  • чтении;
  • письме.

С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться».

В стандарте 2004 года основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности обучающийся, получив определённые умения в одном предмете (то есть выпускник научится), сможет их применить в любом другом (выпускник получит возможность научиться).

Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.

Мы предоставляем учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.

Формулируем на языке, доступном пониманию ученика.

Учитываем актуальный уровень развития учащихся и их подготовки для создания реальных условий выполнения коммуникативной задачи.

Ставим многоуровневые задачи, то есть предполагающие возможность оценить общий подход к их решению и выбрать необходимую стратегию.

Решаем модульные задачи, то есть предполагающие возможность менять некоторые из условий.

В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим мы используем в урочной деятельности такие технологии, как метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Приведу вам примеры нетрадиционных форм уроков:

  • урок-лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Англии»);
  • урок-путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
  • урок-игра («Путешествие по зоопарку»);
  • урок-соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
  • урок-викторина («Занимательная грамматика»);
  • видео-урок («Путешествие по англо-говорящим странам»);
  • урок конференция («Система образования в России и Великобритании»)
  • урок-брейн-ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритании»);
  • урок-разговор по душам («Внешность»)
  • урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
  • урок-зачёт («Планы на будущее»)
  • урок-экскурсия («Мой город).

Использование активных методов обучения способствует развитию умений учащихся анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.

Предметная неделя. Неделя английского языка

Целью интеллектуального марафона является формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера, формирование стремления к интеллектуальным победам, как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека, развитие положительной учебной мотивации, формирование уважения к интеллектуальным возможностям других людей и умения радоваться успехам других.

АНГЛИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Такие английские праздники как «St Valentin», «Christmas» всё больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий — расширить знания о традициях и обычаях англо-говорящих стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

ВИКТОРИНЫ

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе. Они способствуют:

  • созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету;
  • использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся;
  • развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

В настоящее время мы используем в образовательном процессе приёмы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, то есть учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять уровень своего знания и незнания и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований стандарта мы меняем подход к современному уроку.

Современный урок отражает владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Современный урок мы строим на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Мы по-новому организуем урок — основную форму учебного процесса.

Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
  • рефлексия (перед учащимися становится задача проанализировать свою деятельность на уроке);
  • импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

В современном уроке выделяем шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует созданию на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение им в своей речи того нового, что он узнал и чему научился на уроке).

На уроке мы используем следующие виды учебной рефлексии:

Физическая (успел — не успел).

Сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно).

Интеллектуальная (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал).

Духовная (стал лучше — хуже, созидал или разрушал себя, других).

Ребёнок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям; когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.

Условия возникновения

Первого сентября 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования. Это значит, что нынешние первоклассники за четыре года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

- Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Актуальность опыта.

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности ,как средства формирования УУД.

Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Цели опыта

Апробация эффективной модели процесса использования ИКТ - компетентности обучающихся начальной школы ,как средства формирования УУД через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в условиях ФГОС.

Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников ,в частности влияние использования ИКТ - компетентности обучающихся начальной школы на формирование УУД.

Проблема определила цель работы: раскрыть потенциал использования ИКТ компетентности школьников для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности реализации их в учебной и внеклассной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;

изучение и обобщение педагогического опыта;

педагогическое наблюдение;

педагогический эксперимент;

анализ результатов ученической деятельности;

устный и письменный опрос учащихся;

тестирование;

анализ результатов исследования.

Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности использования ИКТ компетентности, как средства формирования УУД в условиях ФГОС младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Содержание различных учебных предметов начальной школы дает возможность использования ИКТ компетентности для формирования умения добывать знания, что приводит к формированию УУД.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут сформированы и развиты необходимые универсальные учебные действия и учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Теоретическая база опыта.

Переход к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением доли использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Как отмечается в Концепции структуры и содержании НОО «Освоение школьниками навыков работы с глобальными информационными массивами является обеспечением конкурентоспособной подготовки детей к жизни в современном открытом обществе. Перед будущей отечественной школой стоит задача закрепить и усилить эти тенденции, обеспечить их дальнейшую реализацию на практике, использовать ИКТ компетентность для формирования УУД в рамках ФГОС НОО». Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция формирования УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам НОО и дополнить традиционное содержание образовательных программ. Её основателями считаются Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов. Также разработкой занималась группа авторов: Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов, под руководством А.Г.Асмолова.

Проблема работы школьников с глобальными информационными массивами рассматривалась в течении многих лет: Е. С. Полат, А. А. Гин, Зотова Н. К., Куксин А. В., В. М. Шейман, А. М. Хайт, Сиденко А. С., Зиммель., Бухаркина М. Ю., Ястребцева Е. Н., Батюкова З. И, А. В. Худякова, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шаталов, Гомулина Н. Н., Кавтрев А., Ф. С. Зайцев, Боревский Л. Я., Дик Ю. И., Хуторской А. В., Собенина Е. С., Кожухова М. Ю.

Работы данных исследователей явились методологической основой предлагаемого опыта.

Основой практического применения опыта является программа Intel «Обучение для будущего», которая синтезирует преимущества и возможности компьютерных технологий, готовит учителей к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися информационно-коммуникативных технологий. Многие модели мультимедиа-курсов использую на уроках :Программа 1С образование; «Библиотека наглядных пособий»: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки-медиа (Начальные классы). Все электронные учебники имеют методическое сопровождение.

Ревизия теоретических знаний Глоссарий

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

ФГОС НОО -это совокупность требований ,которые обязательно должна выполнить каждая школа ,организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения ФГОС НОО -повышение качества образования.

В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Планируемый личностный результат:

актуализация собственного жизненного опыта, эмоциональных переживаний и воспоминаний, возможность поделиться ими с другими, посмотреть (послушать) на себя со стороны, услышать свой устный рассказ, получить возможность его улучшить, дать послушать другим.

формирование собственного информационного поля, включение в него оцифрованных информационных объектов, в том числе, отражающих собственные мысли и воспоминания, оцифрованных графических (семейные фотографии) и телесных объектов.

удовлетворение собственных эстетических предпочтений в ходе подбора изображений и музыкального сопровождения, возможность проще, интересней, убедительней, увлекательней сообщить (показать и рассказать) что-то другому.

Метапредметные результаты включают:

формирование базовых представлений о возможности воспроизведения зафиксированной информации, об именах информационных объектов; первых навыков последовательного просмотра (прослушивания) и открывания объекта.

формирование базовых представлений об универсальности компьютера как информационного устройства (в частности как устройства, использующегося для хранения информации), об общей природе различных информационных объектов, об общем информационном пространстве и личных пространствах.

освоение навыков неписьменного повествования, подготовка к выступлению перед аудиторией и аргументированной дискуссии.

Планируемый предметный результат:

знакомство с принципами работы различных средств ИКТ; формирование базовых представлений о том, как средства ИКТ используются для извлечения (воспроизведения) записанной информации; освоение практических навыков работы.

приобретение простейших технических навыков по подключению устройств, и переносу файлов.

приобретение навыка работы с инструментами, позволяющих создавать и редактировать визуальный ряд.

Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

В основу опыта положены принципы педагогической техники, предложенные А. А. Гином:

-принцип деятельности — освоение учеником компетенций преимущественно в форме деятельности;

-принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии, где возможно, предоставлять ученику право выбора, которое всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью;

-принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы, ставить ученика перед проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;

-принцип обратной связи — регулярно контролировать процесс обучения.

Технология опыта.

Вопрос о необходимости формирования ИКТ - компетентности ,как средства развития УУД на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества.

Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Важным элементом формирования УУД на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность, является ориентации младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять

Формированию у младшего школьника ИКТ- компетентности и способности к саморазвитию, т.е. универсальных учебных действий способствует портфолио. Основное предназначение его – демонстрация достижения ученика в различной деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность. Портфолио помогает проследить рост личностного успеха, развитие творческого мышления, дает возможность высказаться и заявить о себе, формирует универсальные учебные действия и является важным элементом деятельностного подхода к обучению.

У ребенка при заполнении портфолио формируются различные группы УУД. Среди которых: личностные УУД – ребенок оценивает себя, выбирает из общего количества достижений, самые яркие, коммуникативные УУД – ребенок ставит перед собой цель рассказать о себе. Собирая данную информацию и систематизируя ее он сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями) развивает свои коммуникативные навыки. Совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. Регулятивные УУД – включают в себя постановку цели сбора портфолио, планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения. Ребенок прогнозирует результат, который он получит, придя к цели. А также сам выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио.

Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал.

Формированию ИКТ- компетентности способствует метод учебного проекта. Это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод учебных проектов подразумевает:

поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;

 выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование.

Использование учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ  

Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

 Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.

 Использование ИКТ компетентности учащихся дает возможность формирования УУД в рамках ФГОС, расширения уровня индивидуализации обучения, пробуждая у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развитию творческих способностей учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования.

Обучение учащихся созданию презентаций.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.

Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учеником языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

Я использую презентации на различных уроках. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.

Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.

Создание учащимися мультфильмов  

Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки понадобится фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и то, что вы собираетесь снимать, а так же фон для этого. Это может быть практически все, что угодно.

Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows Movie Maker. Импортируем отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на шкалу времени, где отображается раскадровка. Затем в видеоэффектах находим эффект ускорение, и применяем его несколько раз для каждого кадра. Затем импортируем звук, например, музыку, также добавляем её на шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный фильм на компьютере.

Разработка дистанционных курсов в системе Moodle.

Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

Дистанционное обучение – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающегося.

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ Медведевым Д.А. 04 февраля 2010г. (Пр-271), так описывается школа будущего: "Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников…"

Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья технологий дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам или детям ,пропускающим занятия по болезни или другим причинам , возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. содействует их интеграции в социум посредством Интернет технологий.

Использование электронных физминуток.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.

 Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках я использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе PowerPoint с музыкальным сопровождением

ИКТ-компетентность - фундамент для формирования УУД в современной массовой школе

Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является "активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры". Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. . Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Так в предметной области «Филология» преимущественно должны формироваться те элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой, читательской, речевой компетентности

Литературное чтение. Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравественного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение. Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.

Русский язык. Этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи — показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» (В.В. Андриевская., Г.С. Костюк). По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

В предметной области «Математика и информатика» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, относящиеся к логической, знаково-символической компетентности, а также происходить овладение метапредметными информационными понятиями. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика , формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.

Например: «Сколько лап у трех жуков?»

Другой вид логического анализа используется в задачах ,где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Например: «На рисунке изображены четыре одинаковые коробки с цветными карандашами. Одна коробка раскрыта, и видно количество находящихся в ней карандашей. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения». Во многих учебниках математики имеются задания по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры).

В предметной области «Окружающий мир» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества ,не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке).

Между тем, по сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен), описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Во всяком случае, для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3—4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Это справедливо и по отношению к иным школьных предметам.

В предметных областях «Искусство» и «Музыка» – элементы ИКТ-компетентности, связанные с созданием и преобразованием звуковых и графических объектов Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В предметной области «Технология» – связанные с созданием и применением информационной среды для решения учебных, практических и творческих задач.

«Технология». При соответствующем содержательном и методическом наполнении этот предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Технология создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта).

Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата (Г.А. Цукерман). На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий(в рамках каждой предметной области). Главное же — видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе , а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

Результативность

Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в прилагаемой диагностике сформированности УУД, которая подтверждает эффективность данного опыта, что подтверждается в период итоговой аттестации учащихся

При каких условиях, используя ИКТ можно получить устойчивые положительные результаты.

Необходимы следующие условия:

мотивационные (способствующие устойчивым положительным мотивам обучения : интерес, новизна, доступность);

кадровые условия (прохождения курсов по программе Intel «Обучение для будущего», по использованию Интернет — технологий, учебных электронных программ, информационных и педагогических технологий),

материально-технические условия (свободный доступ в компьютерный класс, наличие компьютера, Интернета и множительной техники дома);

научно-методические условия (свободный доступ в Интернет, наличие учебно-методического комплекса по предмету на электронных носителях);

Обязательным условием получения устойчивых результатов является проведение диагностики образовательных и информационных компетенций.

Результативность применения опыта в учебном процессе можно оценить с помощью положений педагогики развития, создающей для ученика особое образовательное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.

В основе предлагаемых критериев лежат теоретические положения, разработанные к. п. наук С. Зайцевым:

-наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;

-наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;

-переживание учеником субъективного открытия;

-отношение к новому знанию как к личностной ценности.

Формы изучения данного опыта:

Участие в семинарах

Доклады на районных МО

Открытые уроки

Доклады на школьных МО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.

Поделиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...

Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности

Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...

Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"

  Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески  и самостоя...