Доклад на тему: "Создание ситуации успеха на уроках математики"
статья на тему
В докладе приведены примеры приемов и методов создания ситуации спеха на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_situatsii_uspeha_na_urokah_matematiki.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание ситуации успеха на уроках математики
Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись. Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Наша задача - воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Если нам удается создать условия веры человека в себя, в свои силы, то он сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своему развитию по Лестнице Успеха. Этому способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия. Создание ситуации успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА | |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». | |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». | |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…» «Выполняя работу, не забудьте о…» | |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» | |
5. Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» | |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» | |
7. Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
Приемы создания ситуации успеха.
- "Эмоциональное поглаживание".
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3. «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5 . «Эскалатор»
Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
6. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.
7. «Сопереживание»
Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
8. «Взлет»
Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
9. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий
10. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
11. «Заражение»
В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
12. «Горизонт»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
13. «Отсроченная отметка»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
14. «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.
Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.
15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание,
породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно
спрогнозировать возможные реакции.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Созданию ситуации успеха использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников
Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.
Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведем фрагмент урока окружающего мира:
Проектный метод .
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.
Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха.
Этап урока | Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха | Обоснование выбранных приёмов |
Организационный | Устранение пробелов знаний, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида (контрольных, самостоятельных, домашних) | Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием |
Проверка домашнего задания | Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно. | Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу; анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем |
Постановка целей и задач урока | Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны | Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность, кому будет от этого хорошо |
Объяснение нового материала | Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, использование на уроках метода интерпретации. Лавирование между известным и неизвестным, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события. Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…», использование метода проекта. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие-то неточности, промахи. | Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. Помогает ребёнку избежать поражения, всё достигается путём намёка, пожелания. Используется жизненный опыт ученика. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Снимает страх перед сложностью работы. |
Закрепление изученного | Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…» | Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным. |
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Реальная помощь в продвижении к успеху.
Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.
- Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
- Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
- Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
- Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
- Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
В методах обучения и воспитания учитель переходит с позиции носителя (дающего знания) в позицию организатора. Организует творческие дифференцированные самостоятельные работы, создает ситуацию успеха, т.е. задания должны быть разработаны так, чтобы каждый ученик обязательно справился с работой. Обстановка должна вызывать положительные эмоции. Взаимоотношения “Учитель – ученик”, “Ученик – учитель” гуманные при сочетании требовательности и уважения к личности. Делается самоанализ и самооценка собственной деятельности учеником. Приведу некоторые пути и формы создания ситуации успеха на уроках математики, которые я использую в своей работе:
1) Обязательное доброжелательное требование выполнения домашнего задания. Для этого ведется специальный « дневник учета выполнения домашнего задания», где выставляется «+» за верно выполненное домашнее задание. Минусов нет, т.к. дается возможность исправить, выполнить задания, если по той или иной причине его нет.
2) Практика показала, что каждому ребенку 5 – 6 класса хочется выглядеть знающим и умеющим, успешным. И этот период нельзя упускать. Нужно искать пути, творчески подходить к каждому уроку, усвоению материала; деятельность строить на основе обучения и воспитания успехом. Особое внимание необходимо уделять началу урока. Чтобы настроить учащихся, обычно проводится устный счет — «гимнастика ума». Учащиеся обязательно сначала должны посчитать устно, пусть даже самые элементарные примеры. Можно проводить математические диктанты. Учащиеся сами или взаимопроверкой оценивают свои знания.
3) Познавательные фрагменты урока для создания ситуации успеха. В 5 – 6 классах внимание учащихся неустойчивое. Возникает необходимость провести викторины, блиц-опросы, применить загадки, ребусы, шарады, которые выполняют роль устной работы или теоретической разминки и рассчитаны обычно на 3 – 5 мин., в зависимости от целей и возможностей урока.
4) Организовываю работу на уроке так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и чтобы не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая, коллективная форма работы. При коллективной работе создаются условия понимания ученика и уважение к ученику (ученик чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются). Каждый ученик в конце урока получает соответствующую труду оценку.
5) Побуждению познавательных интересов учащихся способствует игровая деятельность. В ходе игры ребята имеют возможность сразу получить эмоциональное поощрение своих сверстников и учителя. Это побуждает их к целенаправленному, сосредоточенному действию. Познание математики через игры поддерживает стойкий интерес. Не сомневаясь, можно говорить, что игра вызовет живой интерес учащихся и принесет свой успех каждому.
6) Известный математик – педагог Д.Пойа в книге «Как решать задачу» писал: «…Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности». С этой целью нужно решать на уроках нестандартные задачи. Решая нестандартные задачи, ученики испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики. Задачи на смекалку воспитывают ученика, побуждают его к наблюдательности, развивают умение логически мыслить. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов.
7) С целью повышения эффективности современного урока математики я использую основные информационные возможности:
1. Программы – тренажеры, тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel.
2. Мультимедийные презентации уроков в среде Microsoft Office PowerPoint.
3. Мультимедийные диски фирмы «1С», «Физикон», «Дрофа», «Кирилл и Мефодий».
4. Видеоролики, содержащие информацию из истории математики.
Успешность урока зависит прежде всего от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке
На мой взгляд, урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание ситуации успеха на уроках математики»
Если ученик в школе не научился сам ничего...
Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"
Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....
Создание ситуации успеха на уроках математики
Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись. Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деят...
Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...
Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся
В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...
Создание ситуации успеха на уроках математики в классах КРО.
Происходящие в обществе процессы (негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации) особенно болезненно сказываются на детях. В последнее время психологи, педагоги и медицинские р...
Доклад на МО. «Создание ситуации успеха на уроке».
Создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. ...