Физминутки.
статья на тему

Использование здоровьесберегающих технологий в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  физкультминуток  в  школе.

       Результаты  научных  исследований  последних  лет  показывают,  что  наиболее  выраженное  ухудшение  состояния  здоровья  детей  происходит  на  возрастном  отрезке  от  7  до  17   лет,  совпадающем  с  периодом  школьного  обучения.  Учебная  деятельность  требует  от  детей  большого  нервного  напряжения.  Обучение  в  школе  -  серьезная  нагрузка  для  ребенка.  Дети  мало  двигаются,  подолгу  сидят  на  месте,  у  них  возникает  гиподинамия  и  усиливается  статическое  напряжение  в  мышцах,  возрастает  необходимость  перерабатывать  все  больший  объем  зрительной  информации.  Все  это  создает  предпосылки  для  развития  у  детей  отклонений  в  состоянии  здоровья  -  нарушение  осанки,  зрения,  повышение  артериального  давления,  накопления  избыточного  веса.  Увеличивается  риск  возникновения  заболеваний  сердечно-сосудистой  системы  и  органов  дыхания,  нарушения  обмена  веществ.

    Физические  упражнения   являются  эффективным   средством  предупреждения  нарушений  осанки  - сутулости,  асимметричности  плеч,  крыловидных  лопаток,  сколиозов.  Двигательная  активность  мобилизует  жизненно  важные  качества  организма  -  выносливость,  силу, гибкость,  быстроту,  а  также  воспитывает  волевые  качества,  необходимые  для  преодоления  физических,  эмоциональных  и  умственных  напряжений.  Положительное  воздействие  физических  упражнений  выражается  и  в  развитии  у  детей  жизнерадостности,  оптимизма,  активности,  собранности,  уверенности  в  себе.

     Если  предоставить  детям  возможность  отдохнуть,  переключиться  на  другой  вид  деятельности,  то  признаки  утомления  будут  менее  выраженными  и  могут  даже  отступить.  Снять  наступающее  утомление,  восстановить  работоспособность  у  детей,  повысить  эффективность  урока  поможет  включение  в  структуру  урока  двигательных  упражнений  средней  интенсивности.

   Физиологически  обоснованное  проведение  физкультминуток  -  15-20-я  минута  урока,  длительность  физкультминуток  3-5 мин,  комплекс  состоит  из  3-4 упражнений.

   Школьные  занятия  требуют  проведения  физкультминуток  для  снятия  локального  утомления  физкультминуток  общего  воздействия.

Привожу  примеры  физкультминуток.

Цель  физкультминутки

Примеры  упражнений

1.Повышение  активности  организма

«Росток»: уверенно  встать  на  всю  стопу,  сделать  глубокий  вдох,  поднять  руки  через  стороны  вверх,  потянуться  как  можно  выше,  не  отрывая  пятки  от  пола,  вернуться  в  исходное  положение (далее  - и.п.),  повторить  3  раза.

«Атлет»: руки  за  спиной,  кисти  обхватывают  локти.  Сохраняя  прямую  спину,  выполнить  5  приседаний  за  15 с. Встать,  глубокий  вдох,  поднять  руки  через  стороны  вверх,  медленный  выдох.

«Антошка»: руки  на поясе,  подпрыгнуть  10 раз  на  обеих  ногах,  затем  по  10  раз  на  каждой  ноге.  Встать,  глубокий  выдох,  поднять  руки  через  стороны  вверх,  медленный  выдох.

2.Улучшение  мозгового  кровообращения

«Лебедь»: и.п.- сидя  на  стуле.  1-2 – отвести  голову  вправо  и  плавно  наклонить  назад; 3-4 – голову  наклонить  вперед, плечи  не  поднимать,  то  же  в  другую  сторону.  Темп  медленный.  Повторять  по  5  раз  в  каждую  сторону.

«Вертолет»: и.п. – стоя  или  сидя,  руки  на  поясе;  1-2 – круг  правой  рукой  назад  с  поворотом  туловища  и  головы  направо; 3-4 – то  же  левой  рукой.  Темп  медленный.

«Филин»: и.п. – сидя  на  стуле. 1 – голову  наклонить  вправо,  стараясь  коснуться  ухом  плеча; 2 – и.п.;

3 – голову  наклонить  влево;  4 – и.п.  Темп  средний. Повторить  по  3  раза  в  каждую  сторону.

3.Профилактика  нарушений  зрения

«Крот»: и.п. – сидя  на  стуле,  руки  на  пояс. 1 – повернуть  голову  направо  и  зажмуриться;  2 – и.п.; 3 – то  же  налево.  Темп  медленный.  Повторить  в  более  быстром  темпе  3  раза.

«Жмурки»: и.п. – сидя,  откинувшись  на  спинку  парты.  Прикрыть  веки,  крепко  зажмурить  глаза,  затем  открыть.  Повторить  10 раз.

«Маятник»: и.п. – сидя,  вытянув  руки  вперед,  посмотреть  на  кончики  пальцев,  поднять  руки  вверх.  Следить  за  руками,  не  поднимая  головы.  Вдох.  Руки  опустить.  Выдох.  Повторить  2  раза

4.Снятие  статического  напряжения  с  мышц  спины

«Сова»:и.п. – руки  за  головой.  Повернуть  туловище  вправо,  вернуться  в  и.п.  Т.  Же  в  другую  сторону.  Темп  медленный.  Повторить  по  5  раз  в  каждую  сторону.

«Домик»: и.п. – руки  над  головой,  локти  вперед.  Развести  локти  в  стороны,  прогнуться,  вернуться  в  и.п.

«Кто  быстрее»: и.п. – руки  на  парте.  Сгибать  пальцы  в  кулаки  и  разгибать,  при  этом  в  быстром  темпе  необходимо  поднимать  и  опускать  поочередно  стопы,  пятки  прижаты  к  полу.

«Часовой»: и.п. – руки  за  спиной.  Переступанием  повернуться  направо,  вернуться  в  и.п.  То  же  в  другую  сторону.  Повторить  по  5  раз  в  каждую  сторону.

5.Снятие  напряжения  с  мышц  кисти

«Замочек»: сложить  руки  в «замок»  и  тянуть  их  вверх, вниз, в  стороны;  прогнуться  назад  и  потянуться  руками  вверх; взять  правой  рукой  левый  локоть  и  тянуть  его  вправо,  то  же  с  правой  рукой.

«Паук»: руки  поставить  на  край  стола – как  паук на  ножках.  По  сигналу  «паук»  бежит  к  другому  краю  стола,  передвигая  пальцами,  как  ножками.

«Клешня  краба»: средний  палец  накладывается  на  указательный  и  зажимает  его,  безымянный  кладется  на  средний,  а  мизинец  -  на  безымянный.  Поза  удерживается  10-20 с. После  выполнения  правой  рукой  то  же  самое  левой, а  затем – двумя  руками  одновременно.

«Ножницы»: руки  сжать  в  кулачки,  вытянуть  указательные  и  средние  пальцы,  как  бы  образуя  две  пары  ножниц.  Затем «резать»  ими  воображаемую  бумагу.

6.Релаксация

«Поза  кучера»: сидя,  наклонив  туловище  вперед,  опереться  предплечьями  на  колени,  расслабить  кисти  рук,  опустить  голову,   расслабить  мышцы  плечевого  пояса.

«Теплый  ветер»: глубокий  вдох – задержка – выдох.  Слегка  подвигать  ногами.  Снять  чувство  тяжести  и  ощутить  расслабление.  Глубокий  вдох – задержка – выдох.  Слегка  подвигать  руками,  туловищем.  Глубокий  вдох – задержка – выдох.  Подвигать  мышцами  лица  и  шеи.  Снять  чувство  тяжести  и  ощутить  расслабление.  Дышать  спокойно.  Открыть  глаза.

«Дождь»: постучать  каждым  пальцем  руки  по  столу  под  счет  1, 1-2, 1-2-3  и  т.д.

«Умывание»: руками  проводить  по  лицу  сверху  вниз,  слегка  прижимая  как  при  умывании (3-5 раз). Затем  тыльной  стороной  ладони  и  пальцев  рук  мягкими  движениями  провести  от  подбородка  к  вискам;  «разгладить»  лоб  от  центра  к  вискам.

           Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.  

С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.           Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

2) горизонтальное вправо – влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
          Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

           В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:

1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);

2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;

4) парные точки в височных ямках;

5) три точки на затылке в углублениях;

6) парные точки в области козелка уха.

Использованная  литература:

Журнал  «Справочник  классного  руководителя»  №12, 2011г.,  № 9, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутка "Прогулка по городу"

Двигательная физминутка для релаксации учащихся на уроках и внеклассных занятиях...

Физминутка для глаз, на уроках английского языка

Физминутка,которую я использую на уроках английского языка, хорошо подходит для глаз....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Физминутка

Физминутка для восстановления работоспособности учащихся....

Рифмовки и физминутки на уроках английского языка.

В статье собраны рифмовки и физминутки, которые я использую на уроках английского языка. Их можно использовать как элемент здоровьесберегающих технологий. Кроме того они помогают решать фонетические з...

Физминутка.

   Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей,  детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На ...

Физминутка "Облака- белокрылые лошадки"

Физминутка для детей младшего школьного возраста....