Обобщение опыта работы
учебно-методический материал на тему
Обобщен опыт работы по технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_o.a.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день дорогие коллеги! Я, Бибикова Ольга Адамовна, 22 года работаю учителем математики. Я вросла в семье учителя. Мои мама и бабушка—педагоги, моими соседями тоже были учителя. С детских лет я слышала разговоры о школе, школьных проблемах, о любимых учениках. И уже в 8 классе я твёрдо решила «Буду педагогом!» И в своём выборе никогда не усомнилась. А выбору профессии учителя математики я обязана своему учителю математики и классному руководителю. Я очень люблю детей, свой предмет, школу и стараюсь передать эту любовь своим ученикам.
На видном месте в кабинете я поместила слова Энштейна: «Среди всех наук Математика пользуется особенным уважением; основанием этому служит то единственное обстоятельство, что её положения абсолютно верны и неоспоримы, в то время как положения других наук, до известной степени спорны, и всегда существует опасность их опровержения новыми открытиями».
В своей деятельности руководствуюсь памяткой учителю Ш.А.Амонашвили
Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Дари себя детям!
Постоянно ищи в детях богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребенке.
Согласно основным положеням проекта «Наша новая школа», приоритетной задачей образования становится развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, поэтому результатом деятельности учителя должна стать не только система знаний, но и набор ключевых компетенций, позволяющих эти знания добывать, овладевать умениями, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, а также использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Информационно – коммуникационная технология
- Проектная технология
- Технология развития критического мышления
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс-технология.
Используя все эти образовательные технологии
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
- - проблема несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностям;
- - низкий уровень мотивации;
- - снижение или отсутствие интереса к предмету;
- - высокий уровень тревожности учащихся;
- -быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.
Одним из путей решения данных проблем я считаю изменение традиционной системы обучения.
Надо использовать такую систему, которая способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, что, в свою очередь, помогает школьникам чувствовать себя в классе более комфортно.
А активность учителя должна перейти в самостоятельность ученика.
Давайте посмотрим, как мне это удаётся.
Ведущей технологией моей работы является—Технология проблемного обучения.
О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35- 95 гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве» говорится: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь».
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ-прагматик, психолог и педагог предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д.Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания.
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, Выготский и др.
Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской школе.
Вначале 60-х гг. группа ученых под руководством известного американского психолога А. Осборна провела анализ обширного исследовательского материала.
Из исследований видно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Группа сформулировала обобщённые черты подхода к обучению на основе решения проблем.
Приведу эту характеристику в пошаговой организации учебного процесса.
1) Постановка проблемы, поиск еѐ формулировки с различных точек зрения.
2) Поиск факторов для лучшего понимания проблемы, возможность еѐ решения.
3) Поиск идей; оценка идей откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися.
4) Поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, выбираются лучшее из них.
5) Поиск признания найденного решения окружающими.
Проблема организации образовательного процесса может быть осуществлена с меньшим или большим ролевым участием школьников в проведении этого процесса.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Применяя проблемное обучение, я обеспечиваю высокий уровень мотивации, осознание потребностей в усвоении знаний и умений, получение результатов. Для реализации проблемного обучения использую методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Для организации продуктивной деятельности обучающихся применяю лабораторные и практические работы эвристического характера. Они позволяют не только изучать объекты, но и знакомиться с методами науки, что, несомненно, способствует развитию исследовательских навыков: понимание сущности проблемы, формулирование проблемного вопроса, формирование и обоснование гипотезы.
Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала. В процессе решения учебной проблемы обучающийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.
Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения.
Но технология проблемного обучения не существует отдельно, она тесно взаимосвязана и используется совместно с другими педагогическими технологиями.
Это игровые технологии.
Игры-упражнения провожу как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысливания и закрепления учебного материала, применения в новых ситуациях. Это могут быть кроссворды, ребусы, лото, чайнворды, шарады, головоломки и др.
Провожу УРОКИ И ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ по сценарию телевизионных игр: «Звёздный час» «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Поле математических чудес» или просто как соревнование. После проведения таких уроков ребята с нетерпением ждут следующих уроков-игр, с удовольствием готовятся к ним. А это значит, что цель – вызвать интерес к предмету – мною достигается.
Информационно-коммуникационные технологии, работа с ресурсами Интернет, поиск информации для выполнения домашнего задания, работа с новым материалом, как опережающие обучение, создание презентаций ребятами по итогам пройденного материала делает учебный процесс познавательным, увлекательным и более компактным. На уроках применяю мультимедийные технологии, которые позволяют использовать текст, графические изображения, звук, анимацию, электронные учебники.
Кроме того, все перечисленные издания содержат также интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, которые используются мной в учебно-воспитательном процессе. Несомненным их достоинством является то, что перечисленные средства обучения имеют достаточно простую систему навигации, мы видим статистику выполнения упражнений и оценивание.
Работу с этими образовательными комплексами я провожу на всех этапах урока: при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным занятиям и ЕГЭ.
На своих уроках применяюсвои презентации и использую передовой опыт коллег, сведения о которых нахожу в Интернете.
Активно использую в своей практике и ЦОР нового поколения по математике. В результате уроки математики становятся интересными и увлекательными.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения математики повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Уже в 5 классе выполняем творческие проэкты: рисунки по теме «Проценты», книжки-малышки по ключевым задачам, 6 класс построение фигур в декартовой системе координат, старшие классы: построение функций, изготовление стереометрических фигур и т.д. В преподавании математики метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности, и в системе дополнительного образования (на элективных курсах, в кружке «Занимательная математика»).
Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик "свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт.
Поэтому всегда анализирую достигнутые результаты и планирую новые этапы своей работы.
Что же достигнуто.
Учащиеся принимают активное участие в школьных, районных олимпиадах по математике, занимают призовые места, во всероссийских конкурсах, в областных мероприятиях.
Качество знаний по итогам аттестации ЕГЭ.
Я горжусь своими учениками. Радуюсь победе каждого из них.
Работаю классным руководителем, получаю вдохновение от этой работы.
В заключении хочу сказать, что наши дети хотят учиться, но в хорошей школе, у хороших учителей. Учитель должен проникнуть в мир ребенка, чтобы стать прекрасным педагогом и вместе с ним строить новую школу. Такую школу возвести может только коллектив единомышленников, профессионалов и мастеров своего дела, неравнодушных и творческих.
Закончить своё выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...