Статья "Плюсы и минусы портфолио ученика"
статья по теме

Статья определяет прежде всего преимущества портфолио как модели учета индивидуальных достижений и возможности наглядного осознания собственных целей и перспектив. Также статья включает в себя макет Положения о портфолио ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plyusy_i_minusy_portfolio_uchenika.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Плюсы и минусы портфолио ученика

     Десять лет назад слово «портфолио» вызывало как минимум недоумение и большие сомнения в целесообразности еще и такого способа учета достижений учащихся. Сегодня уже нет необходимости убеждать педагогов, родителей и самих учащихся в том, что портфолио представляет собой не только систему учета индивидуального прогресса ученика, не только предметный результат его  учебной, творческой, социальной деятельности, но и важный инструмент осознания собственных целей в обучении (и в школе, и за ее пределами). На сегодняшний день в исследовательской и методической литературе теория вопроса представлена полно и подробно. И педагоги, и учащиеся имеют представление о том, что такое, например, портфолио достижений и отличают его от портфолио развития. Школами и ОЭП наработан достаточный материал, позволяющий тем, кто только начинает опробовать эту систему, выбрать наиболее приемлемую для условий конкретного образовательного учреждения модель. Мировой и теперь уже достаточно большой российский опыт использования портфолио позволяет убедиться в гибкости этого инструмента, его широких возможностях. На наш взгляд, плюсы портфолио очевидны, и именно с их осознания педагоги школы приняли решение о внедрении практики портфолио как системы. Какие же преимущества портфолио мы отметили?

  • портфолио существенно дополняет традиционную систему оценки (контрольные работы, зачеты, тестирование и т.д.), значимость которой бесспорна, но не всеобъемлюща;
  • портфолио освобождает ребенка от целого ряда психологических комплексов, т.к. уровень достижений учащегося оценивается вне сопоставления с достижениями других учеников. Сразу заметим, что все-таки этот плюс оказался относительным: учащиеся часто оценивают портфолио (папки) по «толщине» и делают вывод о «количестве» достижений другого ученика. В этом смысле опыт многих школ по созданию электронных портфолио, возможно, более правилен, хотя имеет и свои минусы!
  • портфолио собирает сам ученик, выполняя при этом самооценку и составляя перспективный план. Учащимся начальной и средней школы необходима помощь педагогов, старшеклассники вполне справляются самостоятельно.
  • при соблюдении единства структуры портфолио в соответствии с принятым Положением, ученик имеет возможность проявить свою творческую индивидуальность: в оформлении разделов, в отборе некоторых материалов и т.д.
  • портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития; показывает прогресс во времени, при этом темпы развития у каждого учащегося свои, и быстрый темп не дает преимуществ, а медленный не снижает самооценки.
  • портфолио  даёт широкое представление не только о динамике учебной и творческой активности ученика, но и о направленности его интересов.
  • портфолио учит самоорганизации своей деятельности, существенно повышает  мотивацию на активную познавательную деятельность. Лозунг «Учись учиться», хорошо знакомый с советских времен, обретает наконец свой истинный смысл: портфолио действительно помогает формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
  • портфолио позволяет оценивать не только сами достижения, но и путь к ним.

       К минусам, конечно, следует отнести то, что внедрение данной формы требует систематической работы по  формированию готовности учителя одобрить и принять эту инновацию. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

       Одним из наиболее интересных нам показался опыт ГОУ гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория». Ими было отмечено, что «содержание портфолио ученика зависит не только от его успеваемости и наград, а еще и от его осознания и простроенности индивидуального жизненного пути, наличия и качества индивидуальной жизненной перспективы. Важной стороной в работе с портфолио является и то, что учащийся в большинстве случаев сам заполняет свою папку достижений, это позволяет ему воспринимать портфолио не как мнение, оценку со стороны, а как самооценку возможностей и достижений. Работая с портфолио, учащиеся рефлексируют, объективно представляют свои возможности и самостоятельно оценивают личные достижения. При анализе портфолио ученика можно чётко проследить его жизненную линию, жизненную позицию и жизненную перспективу, учесть его индивидуальный прогресс». К аналогичному выводу пришли и педагоги нашей школы.     В разработке Положения о портфолио ученика мы постарались оттолкнуться от того, что портфолио – это определенная модель учета индивидуальных достижений и возможность наглядного осознания собственных целей и перспектив. Ведь главная задача  современной школы – развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В качестве главного результата образования должна рассматриваться готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут. Ученик, поставленный в центр образовательного процесса, получает максимум свободы, но и максимум ответственности в организации собственной учебной деятельности.

     Немаловажным нам представляется раздел, включающий  отзывы и рекомендации. Представленные в портфолио положительные отзывы  учителей  на творческие работы, исследования и проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил, рекомендации педагогов и психологов по профессиональному (в том числе профильному) самоопределению, а также напутственные слова родителей и друзей являются основой для развития личности.

Литература:

1. Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений// Профильная школа. 2005. №2.

2. Новикова Н. Т., Прутченков А. С., Пинская М. А. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы // Профильная школа. М., 2004.

3. Новикова Т.Г., Прутченков А.С, Пинская М.А., Федотова Е.Е. .Папка личных достижений школьника - «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации /Под ред. Т.Г. Новиковой. - М.:АПКиПРО, 2006.

4. Остапенко А.А. Основы моделирования системы школьной оценки // Педагогическая дигностика. 2004. №3.

5. Завацкая О.А, Кононова Т.В., Шишова Е.В. Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/627222/

Положение о портфолио учащихся

ГБОУ школы  №350 Невского района

I. Общие положения

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 02.07.2002  № 2525/17 «О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», письмом МО РФ №03-51-157 ин/13-03 от 20.08.2003 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год», приказом МО РФ №4509/49 от 05.12.2003 «О реализации решения коллегии МО РФ от 28.10.03 №15-1/10 «О мероприятиях  по введению профильного обучения», для самоопределения учащихся 9-х классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения, в ГБОУ школе № 350 организуется работа с портфолио.

Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

1.1. Портфолио – портфель образовательных достижений школьников в определенный период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, алгоритмических знаний и умений. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и др. и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, - профильного обучения.

1.2. Портфолио предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения на II и III ступени общего образования. Оно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая экзамены, и является современной эффективной формой оценивания образовательной деятельности школьника.

1.3. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также всего Портфолио в целом, является как качественной, так и количественной.

1.4. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

1.4.1. На первой ступени (начальная школа) портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

1.4.2. На второй ступени обучения (5-7 классы) портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); в предполагаемом профиле дальнейшего обучения; для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств.

1.4.3. На третьей  ступени обучения (8-9 классы) портфолио служит инструментом профилизации обучения в старшей школе и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.

1.5. Цель, задачи и назначение портфолио 

1.5.1. Цель портфолио - представить документированные результаты процесса образования школьника, которые позволят увидеть «картину» значимых образовательных достижений учащегося в целом. Портфолио позволяет информационно обеспечить достижения индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, документально демонстрировать спектр его способностей, культурных практик, интересов, склонностей.

1.5.2. Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи: 

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять активность и самостоятельность учащихся;
  • расширять возможность обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

1.5.3. Назначение портфолио - повышение образовательной активности школьников, осознание ими своих целей и возможностей для выбора дальнейшего направления и формы обучения.

1.6. Принципы формирования портфолио

- достоверный и ответственный выбор дальнейшего направления и формы обучения учащихся;

- принцип добровольности при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчётов учитывается мнение ученика. Ребенок должен сам приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и  процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к  полученным результатам.

- сбор материалов и оформление портфолио происходит при определённой помощи  и поддержке учителей и родителей, так как у большинства учащихся, к сожалению, нет элементарных навыков  самоанализа и систематизации;

- тщательно подходить к отбору документов и материалов. Должен срабатывать принцип профильности, то есть отбор документов и материалов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля;

- портфолио формируется не в виде разовой акции, а происходит систематическое накопление документов.  

II. Порядок формирования Портфолио

2.1. Портфолио, наряду с результатами итоговой аттестации, является одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы и играет важную роль при зачислении их в профильные классы и школы.

2.2.  Формирование портфолио возлагается на обучающегося и его родителей, классный руководитель оказывает помощь учащемуся в процессе формирования портфолио, осуществляет посредническую функцию между обучающимся и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения  портфолио.

2.2.1 Обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в ГБОУ СОШ № 350 структурой. Обучающийся имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.

2.2.2. Учитель-предметник координирует процесс поиска обучающимся мест деятельности для накопления материалов портфолио. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимся и его родителями.

2.3. Итоговым документом портфолио являются сводные итоговые ведомости единого образца, в которых фиксируются все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности.

III. Структура и содержание Портфолио ученика.

           3.1. Портфолио оформляется в виде дневника достижений обучающегося с приложением документов, заверенных образовательным учреждением (приложение).

           3.2. Перечень обязательных разделов портфолио:

  • Титульный лист
  • Общая информация: резюме (9-11 кл.), автобиография, жизненные планы;
  • Сводная ведомость успеваемости
  • Официальные документы:

информация об участии в олимпиадах и конкурсах;

информация об участии в научно-практических конференциях;

информация об участии в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования;

информация о прохождении курсов по выбору;

  • Творческая деятельность
  • Спортивные достижения

IV. Основные направления деятельности по формированию Портфолио.

       4.1. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог – психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

       4.2. Учащиеся:

  • осуществляют заполнение портфолио;
  • оформляют портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;
  • при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения портфолио, достоверность сведений, представленных в портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления, эпиграфа;
  • могут презентовать содержание своего портфолио на классном собрании, на Совете школы, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции.

4.2.1. Папка личных достижений хранится у владельца, учащегося с 1 по 11 класс.

4.2.2. Ученик должен стремиться накопить материалы для портфолио, представив все свои достижения.

4.2.3. Ученик 9 класса имеет право предоставлять портфолио при конкурсном отборе в 10-е профильные классы.

4.2.4. Обучаясь на старшей ступени образования, ученик может продолжать накапливать материалы портфолио до конца обучения в школе для использования при поступлении в высшие или средне – специальные образовательные учреждения.

     4.3. Администрация образовательного учреждения:

  • разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио;
  • распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
  • создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
  • осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы образовательного учреждения;
  • организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
  • осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе.

    4.4. Классный руководитель:

  • оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио;
  • проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию портфолио;
  • осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
  • осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения портфолио;
  • оформляет итоговые документы;
  • организует воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся.

   4.5. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

  • проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;
  • предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов портфолио;
  • организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение учащимися элективных и факультативных курсов;
  • разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;
  • проводят экспертизу представленных работ по предмету;
  • пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

    4.6. Педагог – психолог:

  • проводит индивидуальную психодиагностику;
  • ведет коррекционно-развивающую и консультативную работу.

    4.7. Родители контролируют заполнение портфолио, помогают своему ребенку участвовать в конкурсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, координируют свои действия с учителем, чтобы школьник правильно выбрал профиль дальнейшего обучения.

    4.8. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.).

Приложение № 1

I. Участие в олимпиадах.

Учебный год

Уровень

Предмет

Результат

Примечание

II. Участие в научно-практических конференциях.

Учебный год

Уровень

Предмет

Название конференции

Результат

Примечание

III. Участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах

Учебный год

Название мероприятия

Результат

Примечание

IV. Участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования.

Учебный год

Уровень

Название мероприятия

Результат

Примечание

V. Информация о спортивных достижениях.

Учебный год

Уровень

Название соревнования

Результат

Примечание

VI. Информация о прохождении курсов по выбору (9-11 классы)

Название

Количество часов

Год

Примечание

Приложение № 2

СВЕДЕНИЯ ОБ УСПЕВАЕМОСТИ    ___________________________________________

ученика (цы)  ГБОУ  школы № 350 Невского района

20..-20.. уч.год

20..-20.. уч.год

20..-20.. уч.год

20..-20.. уч.год

20..-20.. уч.год

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

2

3

И

1

2

3

И

1

2

3

И

1

2

3

И

1

2

3

И

Русский язык

Литература

Алгебра

…………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся в портфолио ученика

Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....

Портфолио ученика

Разделы, которые могут быть использованы для создания ПОРТФОЛИО учащихся...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Портфолио ученика 5 класса

Созданное мною портфолио позволит собрать все сведения об ученике 5 класса, оно также может использоваться и на следующих ступенях средней общеобразовательной школы....

портфолио ученика 5 класса

портфолио ученика 5 класса...

Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"

В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...