Принцип наглядности
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_naglyadnosti.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип наглядности

Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским  (1529 – 1670гг.), который выдвинул требование учить людей познавать сами вещи, а не только чужие свидетельства о них.

Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями».

Ю.М. Колягин отмечает, что принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. На отдельных этапах изучения учебного материала наглядность выполняет различные функции. Когда учащиеся изучают внешние свойства предмета, то, рассматривая предмет или его изображение, они могут сами непосредственно извлекать знания. Если дидактической задачей является осознание связей и отношений между свойствами предмета или между предметами и формирования научных понятий, то средство наглядности служит лишь опорой для осознания этих связей, конкретизируют и иллюстрируют эти понятия.

Принцип наглядности означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом этапе обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.

А.А. Окунев в статье указывал, что применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:

  • ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;
  • обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;
  • показать предмет (по возможности) в его развитии;
  • предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;
  • использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.

Умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся. Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является "золотым правилом дидактики". Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова.

Практикой обучения математике выработаны специальные средства, способствующие реализации этого принципа (модели геометрических фигур, таблицы, и т.п.). Высокий уровень современной техники дал возможность значительно обогатить арсенал этих средств за счет внедрения ИКТ в практику обучения математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа наглядности коррекционного обучения на уроках математики в школе VIII вида.

При изучении математики во вспомогательной школе необходимо  широко применять принцип наглядности в обучении. Ведь умственно отсталые школьники отличаются характерными  чертами: инертн...

Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности

Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности...

Использование принципа наглядности на уроках математики в школе.

Описаны особенности применения принципа наглядности на уроках математики....

Использование принципа наглядности и игрового метода в обучении правилам чтения на уроке английского языка

в статье описываются некоторые игровые методы обучения правилам чтения английского языка в начальной школе...

Реализация принципа наглядности в образовательном процессе

Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы повыше­ния эффективности учебной деятельности учащихся; необходимостью создания условий для полноценного проявления и развития личностных ф...

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Формы обучения, методы и приемы обучения ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативн...