Статья "Современные образовательные технологии. Личностно – ориентированное обучение"
статья на тему

Михайлова Светлана Петровна

Модернизация образования предполагает ориентацию образования не  только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных  способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikhaylova_svetlana_petrovna.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии.   Личностно – ориентированное обучение

Михайлова Светлана Петровна - учитель русского языка и литературы

БОУ г.Калачинска Омской области ««Гимназия № 1»  

Модернизация образования предполагает ориентацию образования не  только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных  способностей. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Овладение ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной компетенцией, личностным совершенствованием и определяет целенаправленность развития  умений и навыков ученика, приводит к самореализации личности в соответствии с ее индивидуальными способностями и особенностями,  позволяет ученику быть успешным в жизни, решать реальные проблемы. От меня, как и от каждого современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний – умений- навыков, но и всемерно развивать познавательные, творческие способности, воспитывать личность. Ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Работая по такой системе, я создаю комфортную  психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Целевые ориентации данной технологии: гуманно - личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности.

Цель моей работы:

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, развитие и становление познавательных  сил ребенка, обеспечение  условий для углубленного объема знаний и умений, идеал воспитания - самовоспитание. Почему мной выбрана эта тема? Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях образования не дают достаточно высокого результата, поэтому я стала применять инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых  компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. Разрешение данной проблемы видится в том, что появляется возможность организовать процесс обучения с ориентацией на личность  каждого ученика. Особенностями проведения личностно- ориентированного урока являются оценка и коррекция психологического  состояния  учащихся в течение всего урока (радость, досада, бодрость, усталость.) Поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия (организация диалога). Проведение с детьми рефлексии урока (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить). Использование индивидуальных и творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по  параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность работы, использование икт, стремление ученика к поиску нестандартных способов выполнения задания, использование альтернативных источников информации. Моя задача  не преподносить готовые знания, а организовать самостоятельный познавательный процесс, именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, обеспечивающие  вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Я сообщаю знания в строгой логической последовательности и этого же жду от ученика, полагая, что они ему еще неизвестны. Но любое новое знание должно опираться на субъективный опыт школьника, на его интерес, склонности, индивидуально значимые ценности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие на уроке, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъективного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает учитель. Я и мои ученики выступаем как равные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основа личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы  раскрыть содержание индивидуального опыта ученика. Моя профессиональная позиция должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Я продумываю не только, какой материал будет сообщен на уроке, но какой опыт заложен у ребенка, при этом надо обсуждать детские версии в равноправном диалоге (обобщить, поддержать). В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по теме, предлагать, не боясь  ошибиться, свои варианты. Не менее важно  построить общение на уроке  так, чтобы ученик мог сам выбрать  наиболее интересующее его задание по содержанию, как проявить себя. Я принимаю на себя роль координатора, организатора  самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных склонностей, в целях создания максимально  благоприятных условий для их проявления. Рассматривая основные требования  к личностно-ориентированному уроку,  И.С. Якиманская отмечала, что его цель- создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя, таким образом, знание возрастных, психологических индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою интуицию и творческий потенциал. Формы, приемы и методы  организации личностно-ориентированного урока, освоенные мною, позволяющие добиться выполнения целей, задач и результативности урока: Важным моментом является мотивация ученической деятельности. Этого можно достичь с помощью вопросов, подводящих учеников к формулировке целей и задач урока.  Вопросы могут звучать по–разному, но результат неизменен: понимая значимость изученного, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. Этому же способствует и создание на уроках проблемных ситуаций - удивление, затруднение. Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. Ее часто ассоциируются различными формами групповой работы, которая создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества. Французские педагоги выдвинули лозунг: « Все способны!». Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с материалом, обращение к личному опыту ребят, связь с другими видами искусств, способствуют развитию индивидуальных способностей ученика, дают толчок творческому развитию. Преобладающие  методы: проблемно- поисковый и диалогический. Обязательно сотрудничество. Никто из ребят не испытывает затруднений, чувствуя локоть друг друга, помощь. Заканчивается мастерская рефлексией на уровне анализа своих ощущений, впечатлений. Игра- это естественная для ребенка и гуманная  форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно, а как детям удобно и естественно его взять. В настоящее время большую популярность приобретает технология: « Портфолио», которая позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые  стороны. При личностно – ориентированном обучении нельзя обойтись и без использования информационно – коммуникативных  технологий на уроках. Использование ИКТ позволяет сделать уроки более интересными, позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. На уроках  используются  компьютерные презентации,  проекты, слайды. В педагогической деятельности использую коллективные, групповые, парные, индивидуальные формы работы. Для выявления индивидуальных способностей применяю методы диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения каждого с целью своевременной помощи, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. «Вырастить ребенка» - значит сотворить дух, несущий  в мир любовь, добро, красоту, а для этого необходимо создать Храм души - выпустить на волю то начало, которое в человеке заложено от рождения, что и позволяет сделать личностно – ориентированное обучение в школе.

Список литературы

1.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

2.Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие  Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

4.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе  И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Современные образовательные технологии. Личностно – ориентированное обучение

презентация:актуальность личностно-ориентированного обучения: Современная школа ставит своей целью не. только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, нап...

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Современные образовательные технологии. Личностно ориентированное обучение.

В презентации дано определение ЛОО , формулируются цели ЛОО,  приводятся сравнительные характеристики ЛОО....

Современные образовательные технологии. Личностно ориентированное обучение

В презентации рассматривается ЛОО, его цели, даются сравнительные характеристики традиционного, развивающего и личностно ориентированного обучения....