Открытое занятие "Материнство"
план-конспект занятия на тему

Ткаченко Ирина Ивановна

Изготовление куклы "Материнство», по теме-"Куклы-обереги" из образовательной программы "Мягкая игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_materinstvo.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Юность» ст. Новоджерелиевской

муниципального образования Брюховецкий район

План-конспект открытого занятия

«Изготовление куклы Материнство»

в детском объединении «Мягкая игрушка»

Ткаченко Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования

ст. Новоджерелиевская

2014 год

Изучаемая тема: «Куклы-обереги».

Тема занятия: «Изготовление куклы Материнство».

Цель занятия: формирование основ эстетической культуры через развитие исторической памяти; развитие творческих способностей и задатков воспитанников.

Задачи:

  • Обучающие: научить основным технологическим приёмам изготовления куклы Материнство, закрепить полученные знания и умения на практике.
  • Развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, в частности, к изготовлению кукол из ткани.

Тип занятия: изучение нового материала.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование:

  • ТСО – ноутбук, экран.
  • Дидактический материал:
  • схемы (слайды) последовательности изготовления куклы Материнство;
  • иллюстрации (слайды) разновидностей народных кукол;
  • образцы народных кукол;
  • Раздаточный материал:
  • белая х/б ткань размером 30х30 см;
  • 2 лоскута цветной ткани размером 20х30см;
  • красный лоскут 15х40 см;
  • льняной лоскут для фартука размером 8х15 см;
  • лоскут белой ткани 8х10 см;
  • лоскут розовой ткани 6х10 см;
  • лоскут льняной ткани размером 10х12 см;
  • кусочек картона размером 6,5х10 см;
  • лоскут на косынку;
  • красные нитки ирис или мулине;
  • нитки на поясок;
  • узкое кружево или тесьма на повойник;
  • ножницы;
  • кусок ваты или синтепона;
  • березовая палочка.

Структура занятия:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Эмоциональный настрой – 4 мин.

III. Изучение нового материала – 35 мин.

3.1.Сообщение темы занятия.

3.2. Традиция изготовления народных кукол.

3.3. Предупреждения о возможных затруднениях при выполнении работы.

3.4. Инструктаж по технике безопасности и культуре труда.

3.5. Разъяснение задач практической работы по слайдам и её выполнение.

IV. Анализ работ – 4 мин.

V. Итог занятия – 1 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент – приветствие гостей, рассаживание на свои места.

II. Эмоциональный настрой:

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на нашем занятии, и, надеюсь, что мы будем с вами дружно работать и всем будет интересно!

                                                   

Мотивация в деятельности

-А, чтобы поверить вашу внимательность и настроиться на работу, сыграем в игру «Топай-хлопай»:

-Если я произнесу название инструмента или материала, которые мы будем использовать в изготовлении куклы, то вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов – неиспользуемых в работе, то топайте ногами. Начнем.

Ткань, бумага, ножницы, картон, синтепон, игла, древесина, нитки, молоток, пила, пластилин, тесьма, топор, линейка, кружево, гвоздь.

Сообщение цели урока

-Молодцы! Я вижу, что вы сообразительные и внимательные. До начала занятия вы просматривали слайды.

-Кто уже догадался, о чем мы станем говорить на занятии, и что изготавливать?

-Правильно, это кукла. И называется эта кукла Материнство (слайд).

-А что же такое кукла? Вспомним с вами, ребята, что мы уже знаем.

-Есть ли у вас куклы дома? Какие любимые? Как вы с ними играете? (слайд).

-А знаете ли вы, что куклы появились в глубокой древности?

Беседа по теме занятия

-Ведь сначала кукла вовсе не была игрушкой. Их изготавливали из разных материалов (глины, древесины, ткани, ниток) и просили о помощи. Если то, о чем просили, исполнялось - куклу благодарили, кормили. А если не исполнялось - её выбрасывали. И тогда их подбирали дети. Постепенно эти куклы стали оберегами.

-Как вы думаете, что обозначает это слово? А вот как объясняется это слово в словаре (слайд).

-Помните ли вы сказку «Василиса Прекрасная и Баба-Яга»? Куда посылала мачеха девочку за огнем? Что у неё было с собой? Только лишь куколка, подаренная матерью. Но злая ведьма ничего не смогла с ней сделать.

- «Иди домой, благословенная дочка!» - сказала Баба-Яга, увидев куколку.

- Вот какой силой обладали эти простые куколки!

- Таких кукол-оберегов было несколько видов. Посмотрите на экран.

 - Кукла - масленица считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище (слайд).

- А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничку. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами (слайд).

- Кукла - десятиручка помогала девушке или молодухе (девушке, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось (слайд).

- Кукла на счастье (слайд).

III. Изучение нового материала.

Тема нашего занятия «Изготовление куклы Материнство».

Кукла создаёт образ материнства, являясь оберегом для беременной женщины.
            Её ещё делали, когда хотели забеременеть.
Она находится на виду, пока женщина не родит, а затем прячется. Если беременность протекала хорошо, куколку передавали из поколения в поколение.
            Куклу давали детям в игру, чтобы образ материнства проникал в их сознание. Кукла очень мудро устроена. В её животике находится младенчик. Иногда в животик вкладывали до 4 младенчиков. Внутреннее устройство животика куклы повторяет устройство женского организма: матка, плацента, эмбрион. Творя эту куклу с дочерью, мать объясняла дочке строение женского тела в игровой форме.

Вы хотите научиться делать куклу Материнство? Сегодня мы познакомимся со старинной технологией изготовления куклы Материнство. Для того, чтобы сделать куклу, нам необходимы материалы и инструмент, которые находятся перед вами на столах.

Посмотрите на экран и назовите, какие материалы и инструменты нам нужны? (Ответы). Среди инструментов и материалов есть такой, которым нужно пользоваться осторожно, о каком инструменте идёт речь? (Ножницы) Какие правила техники безопасности работы с ножницами вы знаете?

•        ножницы передавать кольцами вперёд;

•        на столе должны лежать с правой стороны;

•        после работы закрыть ножницы;

•        резать ножницами на некотором расстоянии от глаз.

Возьмите все необходимые материалы и инструменты со стола и разложите их так, как показано на экране (слайд). У вас во время работы могут возникнуть трудности в завязывании узлов. Для этого можно попросить соседа подержать куклу, а вы в это время завяжете узлы, то есть вы должны помогать друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь поднять руку и спросить.

Теперь я вижу, что вы готовы к работе, приступаем. Сейчас я буду объяснять последовательность изготовления куклы, вы будете внимательно слушать, смотреть на экран и одновременно выполнять по слайдам.

(Изготовление куклы с использованием слайдов)

1.Основа куклы - березовая палочка, завернутая в ткань. Возьмем самый большой кусочек белой ткани, и, завернув в него березовую палочку, подвернув немного края с двух сторон, скрутим его в скрутку размером  примерно с ладошку. Обмотаем красной нитью сначала в одну сторону, потом – в другую (слайд).

2. Берем кусочек красной ткани и формируем нижнюю юбочку у будущей куколки, перевязывая красной ниточкой, делая 2-3 оборота (слайд).

3. Берем лоскут цветной ткани на верхнюю юбочку и делаем также, как и нижнюю, только не забывая, что красная нижняя юбочка должна слегка выглядывать, быть чуть длиннее (слайд).

4. Из красного лоскута размером 15х40 см формируем грудь куколки. В середину лоскута заворачиваем два небольших кусочка ваты и перекручиваем посередине, перевязав нитью (слайд).

5. Укладываем сформированную таким образом грудь выше юбочек и перевязываем сзади куколки. Свободные концы свободно свисают по бокам - как бы ручки куколки (слайд).

6. Сразу под грудью привязываем фартук (слайд).

7.Из бересты или плотной бумаги, как в нашем случае, готовим пенальчик для младенчика. В двух местах перевязываем пенальчик красной нитью и продеваем через него приготовленный заранее поясок из ниток (слайд).

8. Теперь берем лоскут белой ткани размером 8х10 см. Из него мы будем делать малыша.

Важный момент! Малыш делается одной ниткой и обрывается нить только в конце.

В середину лоскута положим немного ватки для головы и сформируем головку младенчику, сделав 2-3 оборота, переходим к ручкам (слайд).

9. Подворачиваем ткань с боков и формируем ручки. Сначала обматываем ручку от головки к ладошке, а затем наоборот. Закончив одну ручку, переходим на другую, не прерывая нить (слайд).

10. Если мы хотим заложить в пенальчик малыша-девочку, то делаем вокруг талии 3 витка и завязываем нитку в области пупка. Если нужно, чтоб в пенальчике был малыш-мальчик, продолжаем формировать ножки. Подгибаем низ ткани и делаем ножки малыша таким же образом, как и ручки: начинаем мотать нитку от бедра до стопы и обратно. В конце сделаем 2-3 оборота по линии живота и обрываем нить. Вот наш малыш с пуповиной готов! (слайд).

11. Берем розовую ткань- это плацента и заворачиваем в нее малыша (слайд).

12. Вставляем завернутого малыша в пенал (слайд).

13. Затем берем кусочек льняной ткани и заворачиваем в нее пенальчик. Края ткани подворачиваем и перевязываем красной нитью, посередине делая из ниток обережный крестик (слайд).

14. Привязываем пенальчик с малышом к кукле. Поясок завязываем под пеналом (слайд).

15. Берем кусочек тесьмы или кружева и повязываем кукле повойник или очелье. А потом повязываем кукле платок или косынку.

Наша кукла готова! Кукла создает образ материнства и является оберегом для беременной женщины.

Физкультминутка.

Ребята, мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем, проведем с вами небольшую физкультминутку.

На Руси очень любят праздники. А какой праздник без танцев! (учитель показывает воспитанникам движения):

- сейчас оденем «платочек» - нарядимся к танцу. Оденем на голову, завяжем платочек, посмотрим на правую руку, на левую.

- покачаем головой (вправо, влево, как матрёшки).

- плечи к верху подняли, опустили.

- а сейчас правое плечо вперёд, левое назад. И наоборот (руки красивые, кисти рук приподняли).

- в руки платочек взяли – покрутили вверху.

- опустили, поклонились.

Завершение работы.

Вот, ребята, мы и подошли с вами к итогу нашего творчества – мы изготовили с вами куколку Материнство. Посмотрите на этих красавиц, покажите друг другу. Замечательно у вас всё получилось! Эта куколка олицетворяет собой образ материнства и ее можно будет подарить своей маме или даже маленькой сестренке. Ведь каждая маленькая девочка – это в будущем -Мать. И образ куколки будет помогать ей и подготавливать к этой святой роли в жизни.

IV. Анализ детских работ.

Воспитанники с педагогом показывают друг другу свои работы, рассматривают, оценивают их, находят ошибки. При этом отмечается:

•        аккуратность работы;

•        правильность выполнения куклы;

•       ребята рассказывают о применении народной куклы.

V. Итог занятия.

– Что мы с вами делали на занятии?

– Какие задания были самыми интересными?

– Какие задания вызвали затруднения?

– Как можно использовать куклу Материнство? Куда применить?

Мы с вами научились делать куклу Материнство. Я вижу, что вам очень понравилось изготавливать народные тряпичные куклы. Ведь во время изготовления куколки заметно повышался ваш эмоциональный настрой, вам было очень интересно. Не зря же ведь говорят, что кукла не делается, а рождается. Вспомним замечательный стих о народной кукле опытной волжской мастерицы из г.Ахтубы Валентины Шевченко:

Кто-то поверхностно взглянет и изречет: ”Баловство!”

А ведь у куклы безликой есть и душа и лицо…

Если заняться серьезно, многое будешь ты знать,

С лыком работать, с соломой, шить, вышивать и вязать.

Нравы, культуру, обычаи выучишь ты не спеша…

И у безликой красавицы будто родится душа!

Спасибо всем за участие и внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.В. Шайдурова “Традиционная тряпичная кукла” – Санкт-Петербург, 2011г.

2. Дайн Г.Л. «Игрушечных дел мастера». Кн. для воспитанников.- М.: Просвещение, 1994г.

3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла, - М: Культура и традиции, 2007г.

4. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981г.

5. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.

6. Горичева В. С. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999г.

7. Берстенева Е.В.,Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. ”Белый город”, 2012г.

8. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. «Русская традиция», 2004г.

9. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2000г.

10. http://www.rukukla.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)...