Образы культуры Возрождения в средней школе: метаперсонологический аспект
статья на тему
В эпоху Возрождения начинается радикальная перестройка социокультурной практики и системы ценностей, совершается «открытие личности» и «открытие истории», происходят кардинальные сдвиги в понимании мира человека и мира природы. Задача воспитания «нового человека» осознаётся как главная задача эпохи. Эпоха Возрождения позволяет увидеть динамику перехода от канонического типа культуры к креативному, на смену средневековой анонимности творчества приходит авторская творческая индивидуальность. Переходный характер эпохи даёт возможность понять и то, как настоящее связано с прошлым, как проявляется преемственность в развитии культуры, поскольку Ренессанс впервые «открыл» античную древность, наследовал средневековью и стал основой европейской культуры Нового времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_kultury_epokhi_vozrozhdeniya_v_sredney_shkole_metap.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Образы культуры эпохи Возрождения в средней школе: метаперсонологический аспект.
В эпоху Возрождения начинается радикальная перестройка социокультурной практики и системы ценностей, совершается «открытие личности» и «открытие истории», происходят кардинальные сдвиги в понимании мира человека и мира природы. Задача воспитания «нового человека» осознаётся как главная задача эпохи. Эпоха Возрождения позволяет увидеть динамику перехода от канонического типа культуры к креативному, на смену средневековой анонимности творчества приходит авторская творческая индивидуальность. Переходный характер эпохи даёт возможность понять и то, как настоящее связано с прошлым, как проявляется преемственность в развитии культуры, поскольку Ренессанс впервые «открыл» античную древность, наследовал средневековью и стал основой европейской культуры Нового времени.
Тема «Художественная культура эпохи Возрождения» является частью программы «Мировая художественная культура». Тема предназначена для преподавания в 8 классе средней школы. Среди возрастных и психологических особенностей учеников этого возраста, необходимо отметить следующие: появление интереса к себе, изменениям происходящим на индивидуально-личностном уровне, ведёт у подростков к обращению к своему внутреннему миру, росту самосознания, происходит открытие «Я». Общение со сверстниками носит характер ведущей деятельности в подростковом возрасте. Воображение учащихся может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоциональную сферу и саму личность подростка. Всё большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать смысловые связи в изучаемом материале, а также связей изучаемого предмета с другими дисциплинами учебного цикла. Целью преподавания темы «Художественная культура эпохи Возрождения» является ввести личность ученика в «пространство» культуры эпохи Возрождения, способствовать формированию у него целостного представления о мире и человеке эпохи Возрождения.
Для выявления проблемы образа культуры эпохи Возрождения в учебном процессе средней школы связей в необходимо проанализировать её учебный план.
Исследование учебного плана было проведено на базе средней общеобразовательной школы № 485 с углублённым изучением французского языка. Анализ содержания систематизирован в виде таблицы (См. приложение № 1).
Структура учебного плана построена без учёта межпредметных связей. Она не ставит своей целью возможность их осуществления. Получается абсурдная ситуация. Разные дисциплины изучаются без связи друг с другом. Здесь представляется целесообразным привести конкретные примеры:
В 6 классе во II- III учебных четвертях на уроках истории дети изучают Древние цивилизации: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, а на уроках литературы дети читают повести Белкина, изучают творчество Лермонтова, Гоголя, Некрасова.
В 7 классе на протяжении всего учебного года на уроках истории дети изучают историю средних веков, в то время как на уроках литературы они продолжают изучать творчество писателей XIX века.
На уроках музыки ученики 7 класса изучают творчество таких композиторов как: Прокофьев, Шуберт, Рахманинов, Лист, Шопен, Бах, Глинка, Григ, Бетховен и др.
В 8 классе на протяжении всего учебного года на уроках истории дети изучают курс «История Отечества с древнейших времён и до середины XVIIIв.». На уроках литературы теме «Русская старина» уделяется 6 учебных часов в начале I учебной четверти. Остальное время отводиться на изучение творчества писателей XIX и XX века. На предмете «мировая художественная культура» восьмиклассники знакомятся с понятием «культура», изучают художественную культуру Древней Греции, Древнего Рима, один урок в III учебной четверти отводится на изучение художественной культуры Древней Руси, (в то время как на уроках истории уже проходят тему «Россия в 17 веке»), художественную культуру средневековья и эпохи Возрождения.
Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Идея межпредметных связей не осуществляется в современном педагогическом процессе. Несмотря на то, что все школы имеют разную направленность, следовательно, имеет место вариативность учебного плана, в данной работе представлен анализ характерного учебного плана для многих общеобразовательных школ.
Этот вывод подтверждает исследование качества остаточных знаний проведённое среди учащихся 8 и 9 классов. Исследование проводилось в марте месяце 3 учебной четверти. Учащихся 8 класса попросили ответить на вопрос: «Назовите великих людей эпохи Возрождения?», ученики 9 классов отвечали на вопрос: «Назовите великих деятелей эпохи Просвещения?» Согласно учебному плану и тематическому планированию дисциплины «Мировая художественная культура» учащиеся 8 классов изучили тему «Художественная культура эпохи Возрождения» в 1-ой учебной четверти, учащиеся 9 классов изучили тему «Художественная культура эпохи Просвещения» также в 1-ой учебной четверти. Результаты исследования систематизированы в виде таблицы.
Великие люди эпохи Возрождения. 8 классы. 46 человек = 100%
Микеланджело 14 человек = 30 %
Джотто 6 человек = 13 %
Рафаэль 9 человек = 19,5 %
Данте 8 человек = 17,4 %
Шекспир 2 человека = 4,3 %
Рембрант 9 человек = 19,5 %
Леонардо да Винчи 21 человек = 45,6 %
Донателло 6 человек = 13 %
Боттичелли 1 человек = 2 %
Великие люди эпохи Просвещения. 9 классы. 36 человек =100%
Бр. Монтгольфье 2 человека = 5,5 %
И.С. Бах 1 человек = 2,7 %
Ломоносов 1 человек = 2,7 %
Дидро 21 человек = 58,3 %
Вольтер 20 человек = 55,5 %
Руссо 15 человек = 41,6 %
Дж. Локк 2 человека = 5,5 %
Шиллер 5 человек = 13,8 %
Гёте 12 человек = 33,3 %
Монтескье 3 человека = 8,3 %
Результаты исследования показали, что большинство учащихся, не способны определить к какой эпохе следует отнести того или иного деятеля. Вспоминая великого учёного, дети не задумывались, к какой исторической эпохе он принадлежит, также как и определённая эпоха не вызывает у них ассоциаций с конкретными деятелями науки или искусства.
Для определения места темы «Культура эпохи Возрождения» в средней школе, был проведён анализ содержания школьных учебников рекомендованных министерством Образования РФ на 2003/2004 год (см. приложение №2). Цель исследования состояла в том, чтобы найти упоминание о великих деятелях эпохи Возрождения и их достижениях в учебниках по всем школьным предметам. Результаты систематизированы в виде таблиц с различными заданными параметрами (см. приложения №3 и №4).
Результаты исследования показали, что, не смотря на то, что в учебниках по разным учебным дисциплинам встречаются упоминания о великих деятелях эпохи Возрождения, создание целостного представления у учеников об этой эпохи невозможно ввиду отсутствия координации содержания учебных программ. Приведём конкретные примеры:
На уроках литературы дети изучают творчество Данте Алигьери в 9 классе 1-ой учебной четверти, на истории средних веков тема «Культура западной Европы в 11-15 вв.» изучается в 7 классе 3 учебной четверти, на географии тема «Великие географические открытия» изучается в 7 классе 2-й учебной четверти и т. д.
Сегодня дети много времени уделяют работе на персональном компьютере. В большинстве школ введена в учебный план учебная дисциплина «Информатика».
Необходимо создание мультимедийного материала и современных учебных программ, которые способствовали бы целостному изучению хотя бы одной эпохи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвострановедческий аспект как основа обучения языку в средней школе
методическая копилка для учителя...
Применение средств ИКТ, как один из аспектов реализации дидактической системы Л. В. Занкова на уроках математики в средней школы.
Применение средств ИКТ, как один из аспектов реализации дидактической системы Л. В. Занкова на уроках математики в средней школы....
«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе
В соответствии с традициями отечественного образования, как заявлено в ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...
Интерактивные средства обучения, как один из аспектов реализации дидактической системы Л.В. Занкова на уроках математики в средней школе.
Интерактивные средства обучения, как один из аспектов реализации дидактической системы Л.В. Занкова на уроках математики в средней школе....
Образовательный потенциал игры как педагогического метода на примере обществознания в старших классах средней школы: гендерный аспект
Описание и типология игр, используемых в образовательном процессе....
О некоторых аспектах работы с обучающимися цыганской национальности в средней школе
В статье рассматриваются некоторые аспекты работы с обучающимися цыганской национальности в современной социокультурной среде....
Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью высокой результативности по сдаче норм ГТО.
Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с...