Информационные технологии и их влияние на формы и методы обучения
методическая разработка на тему

Романова Ольга Борисовна

Сегодняшнюю систему образования невозможно представить без использования современных технологий в образовании. Интенсивные темпы развития научно-технического прогресса и глобальный процесс информатизации диктуют свои правила современному обществу. С каждым годом на информационном рынке появляются все более новые информационные технологии в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnye_tekhnologii.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии и их влияние

на формы и методы обучения 

Учитель информатики МОУ «СОШ № 67» Романова О.Б,

Сегодня  никто  не  станет  оспаривать  тот  факт,   что  использование

информационных технологий (ИТ) оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. ИТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персонального компьютера.

В педагогической деятельности среди ИТ особое место занимают так называемые мультимедийные технологии. Во многих работах ведущих специалистов в данной области, информационные и мультимедийные технологии отождествляются.

Интенсивное развитие вычислительной техники, а вместе с этим и программного обеспечения на сегодняшний день предъявляет совершенно особые требования к подготовке педагогов, как в практическом, так и в теоретическом планах. Ведь преподавателю, дающемуся на использование мультимедиа средств на уроке, не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает, как в любой практической сфере деятельности. Действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать, отягощать и запутывать. Применяя, компьютер на уроке следует реально отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и какие средства для ее реализации необходимо привлечь.

Сегодня следует избегать крайних оценок в вопросах применения компьютеров в процессе обучения, тем более что никто не отменял роль преподавателя, хотя довольно часто в методических рекомендациях, публикациях посвященных изучению отдельных программных продуктов и обучающих мультимедийных курсах встречаются так называемые пошаговые инструкции типа: Файл -> Открыть ~> и т.д. без объяснения сути, то есть зачем?, для чего? и почему? Поэтому, когда возникает ставший уже риторическим вопрос: «Сможет ли компьютер полностью заменить преподавателя в процессе обучения?» ответ с наибольшей вероятностью -отрицательный. Это возможно только в системе, связанной с самообразованием, когда у обучаемого преобладает сложившаяся положительная мотивация к предмету обучения.

Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации, как для обучающегося так для обучающего. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственный компонент обучаемого, это неоспоримый факт.

При использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры  этих процессов,  очень важное дидактически  преимущество мультимедийных   обучающих   систем.  Тем более довольно   много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории (физические явления, химические опыты), в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Сегодня вполне возможно отследить некоторые тенденции, которые начинают проявляться в области развития мультимедийных технологий. Прежде всего, это связано с возникновением так называемых «информационных сред обучения» и виртуальных образовательных пространств», «которые строятся по системе ученик - посредник - учитель, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологии. Появляются новые формы организации учебной информации, которые, прежде всего, характеризуются нелинейным структурированием учебного материала, что в свою очередь позволяет обучаемому выбрать «индивидуальную траекторию обучения». В качестве примера можно привести радиально-концентрическую модель, в центре которой находим сетевой гипертекст, а от него радиально расходится сеть вариативных курсов.

Все эти факты ведут к необходимости научно-педагогического осмысления и возможностей в обучении в связи с обогащением современного процесса образования мультимедийными обучающими технологиями. Необходимо учесть в существующей классификации методов обучения характер информационного обмена в системе «ученик - учитель» и исследовать степень влияний методов обучения с использованием компьютерных мультимедийных технологий на эффективность процесса обучения в общеобразовательной школе.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

В статье рассматриваются активные формы и методы обучения, используемые на уроках литературы (уроки-диспуты, ролевые игры, уроки-концерты), их влияние на сохранение здоровья школьников....

Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

в статье обсуждаютя возможности, проблемы и перспективы использования технических средств в учебно-воспитательном  процессе образования....

Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

Выступление на заседании стажерской площадки по введению ФГОС НОО об использовании компьютерных технологий. Представлены материалы из опыта рботы учреждения....

Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения

Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения...

Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе

Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе...

Игровые технологии как формы и методы обучения учащихся на уроках технологии.

Для повышения эффективности обучения учащихся на уроках технологии, максимальной самореализации, открытие восприятия нового опыта, улучшения межличностных отношений учащихся необходимо включение игров...

«Развитие индивидуальных способностей, творческого потенциала учащихся на основе инновационных форм и методов обучения на уроках технологии»

laquo;Развитие индивидуальных способностей,творческого потенциала учащихся на основеинновационных форм и методов обученияна уроках технологии»...