Доклад на пед.совет "Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать"
занимательные факты по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете
Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать
ВВЕДЕНИЕ
Нравственное воспитание личности ребенка — одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Раньше руководствовались марксистско-ленинским учением о коммунистической морали основными положениями Морального кодекса строителя коммунизма, творческими идеями советской педагогики и психологии, опирались на достижения советской школы.
Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда.
Наша школа должна давать молодежи умение вырабатывать самим нравственных норм взгляды. Школа должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая не может быть ограничена личным самоусовершенствованием, а требует обязательной наступательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни, за распространение и внедрение норм общественной морали.
Наша мораль наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством. Трудолюбие, честность, скромность, чувство собственного достоинства, товарищество, взаимное уважение — все это неотъемлемые черты морального облика человека1.
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически в течение одиннадцати лет под руководством учителей, детских организаций. Педагогическая основа преемственности в воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, элементарные нравственные знании и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений. Между воспитанием на предыдущей и последующей ступенях существует диалектическая взаимосвязь. Предшествующее воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется на особенности будущего, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребенка. Педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.
Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе, трудятся, проводят ли сбор — всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раздел воспитания и как сторону любого другого раздела воспитания. Организуя учение, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их нравственное развитие, дать ему правильную направленность.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особенное значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. Такие микроколлективы бывают временными и постоянными, например дежурные, цветоводы, группы детей, объединенных для игры. В небольшой группе школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, по и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать свое общественное поведение. Собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передается детям в процессе нравственного просвещения.
Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом сами складываются в жизни, их можно создать и специально в игре, учении, труде и в творческих занятиях. Словом, учитель_ должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета.
Накапливая собственнный нравственный опыт, ребенок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.
Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. "Общий идеал как необходимая общая цель воспитания принимает в личности индивидуальную форму. Индивидуализация воспитания должна вести .к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты качества. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля —совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности, нравственное развитие — это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.
Нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребенка только при поверхностном подходе может показаться
делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.
На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном от
ношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особенно ловок,_изящен, отлично владеет своим телом, движениями, чётвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен._Эти сильные стороны личности ребенка проявляются прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребенок становится более знающим и умеющим в какой-то области.
В прочесе обучения в школе дети побывают на многих экскурсиях. Экскурсии имеют основной целью познакомить детей с окружающей жизнью, природой и трудом людей. При этом главная воспитательная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей активное отношение к действительности, желание и умение посильно охранять природу, уважать и беречь результаты труда людей. Группы детей перед экскурсией получают общие задания; выполняя их, школьники приобретают опыт совместного труда.
Для накопления жизненного опыта большое значение имеет
сочетание занятиий «по расписанию» и в собственно «свободное»время. «Свободное» время дается ребенку, чтобы он учился проводить его с пользой для себя и других. Это время, которое ребенок проводит по собственному желанию. Организованная прогулка, чтение и игры по расписанию — это еще не свободное время в полном смысле этого слова. В свободное время ребенок должен иметь возможность сам или с товарищем заняться каким-то делом по собственному выбору, пусть выбор ограничен вначале двумя-тремя видами деятельности. «Свободное» время уставит ребенка в положение, когда он может и должен организовать себя сам, найти себе занятие, осознать свои желания и реализовать свои интересы. Учить детей самостоятельно занимать «несвободное» время любимым делом — значит воспитать у них желание и потребность иметь «свободное» время.
Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребенка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т. е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объем знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в I классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех лет обучения.
Нетрудно заметить, что упомянутые нравственные понятия являются парными, дополняющими друг друга. Доброжелательность к одному человеку будет обесценена, если она несправедливо обернется недоброжелательностью к другим людям. Точно так же дружба двух или нескольких ребят не должна идти в ущерб их товарищескому отношению ко всем членам классного коллектива. Наконец, коллективизм обязательно предполагает личную ответственность каждого, без которой никакое дело не может быть успешным, а коллектив теряет свою силу.
Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из книг). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Большое значение в нравственном воспитании детей имеет работа над Правилами для учащихся. На их основе строится жизнь коллектива. Выполнение правил является тем показателем, по которому можно судить о воспитанности детей. Надо пользоваться всяким подходящим случаем, чтобы напомнить о правиле, требовать его соблюдения, пока оно не войдет в привычку, отмечать выполнение правил и не пропускать их нарушений. И это нужно делать не только учителю. Сами ребята должны напоминать друг другу о правилах, добиваться их неукоснительного выполнения.
С школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы. Этические беседы проводятся по определенной программе и в связи с событиями в классе.
Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя равноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.
Следует помнить о том, что на нравственном развитии школьников отрицательно сказывается чрезмерное увлечение баллами, соревнованиями за первое место, наказаниями и поощрениями. Злоупотребление такими стимулами вносит разлад в коллектив класса, может приводить к ссорам между детьми. Борьба за отметки, баллы, за выигрыши в соревнованиях подчас выступает на передний план. Между тем прежде всего нужно направлять внимание детей на деятельность, которая может принести пользу людям. Внешние стимулы целесообразно использовать в период, когда дети еще не заинтересованы самим делом. Сфера их применения ограничена (спортивные, санитарно-бытовые мероприятия, труд). Внешние стимулы не могут занимать значительное место в общественной работе, где главное — чувство долга перед коллективом, в учении, где большую роль играет разница в индивидуальных способностях.
В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.
За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.
Следить за результатами воспитательной работы — значит располагать фактами, которые характеризуют поведение детей, их представления и переживания. По этим фактам учитель может судить об успехах и неудачах проводимой им работы.
Как же получить достоверные факты?
Учитель независимо от того, ставит ли он перед собой такую специальную задачу или нет, всегда наблюдает за поведением детей, за их взаимоотношениями и высказываниями, за проявлениями их чувств. Но в классе много детей, и наблюдать их одновременно— значит смириться с тем, что будут замечены лишь факты яркие и повторяющиеся. Разумеется, и по ним можно составить представление о том, что интересно детям и где влияние воспитательной работы наиболее эффективно. Но эти факты могут быть случайными. Наряду с наблюдениями за всем классом целесообразно проводить более глубокие наблюдения за тремя— пятью учениками, выбранными учителем.
Полезно провести и специальную работу по исследованию изменении в уровне нравственной воспитанности детей.
В начале и в конце года учитель по одной и той же методике фиксирует уровень воспитанности детей. Сравнение данных двух отстоящих друг от друга на год или полгода исследований о нравственном поведении и представлениях детей даст известное основание для выводов об эффективности проведенной воспитательной работы. Сопоставляя результаты наблюдений и других данных, можно с наибольшей полнотой охарактеризовать нравственное развитие ребенка.
Учитель строит план своей воспитательной работы как с классом в целом, так и с отдельными учащимися, учитывая полученные материалы о развитии детского коллектива и отдельных школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками, формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания школьников, их радости и огорчения прежде всего связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты,
Что обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и идейность содержания урони, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу и др.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме.
На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке:
не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе —и учитель оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношении, характеризующиеся многими признаками, которые cвoйственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, и которых у учеников была бы возможность общения между собой: видимо, несколько ослабить иногда излишне строгую регламентацию поведения детей на уроках.
Перед учителем стоит сложная задача— так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызывала общие переживания, способствовала воспитанию коллективизм, были источником становления высоконравственных взаимоотношении детей.
Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценил на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки школьников. Учителю на уроках необходимо использовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрыть их обязанности как членов коллектива, предупредить отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.
Совместная работа школьников может быть разнообразной. Общение детей возможно и на уроках математики. Дети придумывают примеры и задачи па определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он хочет задать вопрос или задачу. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении примеров. Детям дается задание придумать пример, записать его па карточке, нарисовать к нему картинку. Потом карточки объединяются, получается общий задачник. Можно дать детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Например, один ученик имеет счетный материал одного цвета и формы, другой — иного. Задание учителя — составить задачу, используя материал обоих цветов и обеих форм. Дети должны научиться объединять свои усилия, обращаться друг к другу.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.
Как показывает опыт, домашние задания могут быть более эффективно использованы дли решения воспитательных задач, если выполнение их эпизодически поручать группе учеников. Характер заданий для домашней групповой работы иной, нежели для индивидуальной. Упражнения па повторение могут быть заданы в форме дидактических игр и практических заданий.
Групповые домашние задания нужно вводить постепенно. Первое задание можно дать одной, двум группам учащихся уже во второй половине января. В группу включать от двух-трех до четырех-пяти человек. Дети, выполнив задание, рассказывают классу о результатах своей работы. На их примере учитель знакомит учащихся с правилами выполнения коллективных заданий.
Задания такого типа даются примерно раз в две педели. Учитель, организуя групповые домашние задания, ставит перед собой следующие воспитательные задачи: выработать у детей умение самостоятельно совместно работать, организовать взаимную помощь детей, воспитать чувство доброжелательности, справедливости, проявляющееся в распределении работы, в оценке усилий каждого.
Групповые домашние задания способствуют созданию в классе дружных маленьких коллективов, объединенных на основе деловых, учебных интересов, развития личных дружеских отношений между детьми.
Составляя группы для общей работы, педагог учитывает уже имеющиеся товарищеские связи, взаимные симпатии и антипатии детей, уровень их подготовленности к коллективной работе.
Объединение детей в микроколлективы для выполнения домашних заданий позволяет дифференцировать подход к детям и по уровню их знаний. Одним группам можно давать более сложные задания, другим — менее сложные. Иногда менее развитого ребенка имеет смысл включить в группу более сильных детей, чтобы ему было за кем тянуться.
В содержание домашних групповых заданий включаются наблюдения, подготовка учебного материала для класса, дидактические игры. Дидактические игры позволяют организовать повторение учебного материала в увлекательной для детей форме.
Играя, дети приобретают также навыки общения в группе. Основой общения в данном случае является не просто игра, а учебная игра, подготовка к урокам.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Поэтому внимание учителя к вопросам организации и становления детского коллектива должно быть неослабным и постоянным в течение всех лет обучения детей в школе.
Процесс формирования классного коллектива происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, игровой. Коллектив класса в жизни школьника выступает как основной коллектив, потому что именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность. В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность — учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития. Ребенок может находиться и в других коллективах, где он развивает и совершенствует свои самые разнообразные способности. Однако коллективы по интересам (кружки и секции внешкольных учреждений, музыкальные и художественные школы, школы спортивные, кружки и секции по местожительству и т. п.) играют скорее вспомогательную роль в развитии личности ребенка, и только в классном коллективе ребенок может наиболее полно осознать свои способности, возможности, свои успехи и неудачи. Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своем товарище, знать об условиях1_в_которых он живет, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищенным от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу. Забота о личности — первейшая заповедь коллектива. Справедливость требует, чтобы недобросовестный человек не мог злоупотреблять заботой коллектива, эксплуатировать гуманное отношение коллектива к нему. Вот почему с воспитанием коллективизма неразрывно связано формирование личной ответственности за общее дело.
Большое значение придается игре как важнейшей форме совместной деятельности детей и как одному из приемов организации учения, труда и других занятий.
Содержание сюжетных творческих игр помогает учителю обратить внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений людей (это игры в «почту», в «магазин», в «путешественников», в «город вежливых» и др.).
Коллективные подвижные игры подобраны так, что выполнение правил игры требует следования нравственным нормам, соблюдение которых необходимо для того, чтобы игра состоялась и была интересной. В этих играх одновременно с достижениями в ловкости движений, в скорости бега решаются и чисто воспитательные задачи. Участники игры оказывают помощь товарищам, забывая о своих личных интересах. Таким образом формируется чувство коллективизма.
В воспитательном отношении большое значение имеет правильный состав играющих. Задача педагогов — оценить достоинства каждого ребенка и сделать его присутствие в той или иной играющей группе необходимым и полезным для других.I
Личность ребенка многообразна и не исчерпывается только успешностью в учении и дисциплинированностью.
|
У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, моральные качества, характериологические особенности и способности к тому или иному виду деятельности. Все это может и должно найти в класcном коллективе необходимые условия для положительного развития.
Ярко выраженная подражательность детей, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей — таков далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми учитель встретится в с коллективом школьников в процессе всестороннего развития индивидуальности каждого ребенка.
Учитель может рассаживать детей исходя из самых разных оснований: активного ребенка с пассивным, девочку с мальчиком, хорошо успевающего ученика с отстающим и т. п., однако при всем этом необходимо сохранить основной принцип: сосед по парте не должен вызывать антипатии у ребенка. В течение года можно несколько раз провести «пересадку», это даст возможность детям ближе познакомиться друг с другом, лучше узнать большее количество детей.
Для организации детского коллектива большое значение имеет установление дежурства по классу. Обычно дежурят дети, сидящие за одной партой, а само дежурство организуется по рядам. Следует подчеркнуть, что дети, выполняющие данную общественную обязанность, должны четко знать, что и как им необходимо делать, а учитель на первых порах помогает детям в установлении отношений руководства и подчинения. Дежурные выступают руководителями детского коллектива, и каждый ребенок должен уметь подчиняться их законным просьбам и распоряжениям.
Особенностью деятельности детей является активное и более сознательное включение их самих в процесс организации жизни класса. Некоторые функции, связанные с организацией коллективной жизни учащихся, частично переходят от педагогов к самим школьникам. Дети более самостоятельно организуются для выполнения той или иной работы. Задача состоит в том, чтобы продумать, какие стороны коллективной жизни класса можно постепенно передать в руки детей, какие организационные формы использовать для этого. Овладение элементами самоуправления — самый верный путь подготовки детей к деятельности в детской организации.
Соответственно изменяется и позиция учителя в руководстве внеклассной деятельностью детей. Учитель теперь чаще выступает как советчик, консультант, высказывающий свое мнение, дающий оценку происходящему. Он все более воздействует на учащихся через актив, убеждая их в правильности и целесообразности своих предложений.
Однако без непосредственного участия учителя во всех делах класса трудно обойтись. Он присутствует на классных собраниях. Его слово остается решающим в конфликтных ситуациях. Учителю еще часто приходится напоминать детям об их обязанностях. Он направляет взаимоотношения детей, обращает их внимание на проявления товарищества, доброжелательности, справедливости, тактичности, осуждает эгоизм, грубость, несправедливость. Словом, учитель по-прежнему регулирует жизнь детей в классе, группе, но старается осуществлять свое руководство опосредованно—через актив класса. Становление и развитие детского коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений — процесс сложный и длительный.
Во внеклассной работе большое значение имеет нравственное воспитание в общественно полезном труде, игре, на дополнительных занятиях.
В детской организации между детьми формируются отношения, которые связаны прежде всего с товарищеской солидарностью, умением действовать сообща, потребностью передавать свои знания и умения другим, учиться у других.
Выбор классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников, цветоводов, физруков, затейников, библиотекарей, ответственных за ведение календаря погоды, заранее нужно подбирать кандидатуры наиболее подходящих ребят. При распределении общественных поручений следует придерживаться таких правил: во-первых, каждому ребенку должно быть по сердцу то, что ему поручает выполнить коллектив, во-вторых, каждый ребенок должен чувствовать ответственность за порученное дело, а для этого эпизодически рассказывать, что он делает для классного коллектива, в-третьих, необходимо охватить поручениями всех детей. Сами поручения не следует давать на длительный срок. Можно раз и месяц или и четверть менять ответственных за тот или иной участок общественной работы. Если ребенок отказывается выполнять поручение, то учитель тактично узнает причину отказа (не следует насильно заставлять ребенка выполнять поручение) и нужно убеждать школьника в необходимости его работы для коллектива.
Уже с первых дней учения в коллективе начинает формироваться общественное мнение. Учитель должен уметь осторожно и ненавязчиво управлять им.
Работая с коллективом, нужно ежемесячно проводить классные собрания, на которых дети учатся распределять общественные поручения, рассказывать, что они сделали для коллектива, обсуждать, что было хорошего и что плохого за прожитый месяц. В самом начале делает это вместе с детьми, но затем постепенно активизирует большую самостоятельность учащихся, формируя самодеятельность детского коллектива. Однако нужно помнить, что общественное мнение коллектива — очень мощное средство, поэтому не следует, например, на классных собраниях обсуждать и осуждать неуспевающих учеников, так как мнение учащихся зачастую категорично, а их суждения лишены необходимого такта. Нередко такого рода обсуждения скорее разрушают, а не сплачивают детский коллектив.
Процесс становления детского коллектива длителен и сложен. Он не ограничивается и не исчерпывается организацией дежурств в классе, выборами ответственных лиц, распределением поручений.
Основная задача учителя в работе с коллективом состоит в том, чтобы у каждого ребенка найти сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед коллективом то хорошее, что в нем уже есть. Само собой разумеется, что педагог не только раскрывает возможности ребенка, но и формирует их в процессе воспитательной работы, устраняя недостатки его характера и поведения.
Особым вниманием учителя должны пользоваться те дети, которые по разным причинам не получают признания в среде сверстников. Нередко полные, неуклюжие, худые дети или дети с какими-либо физическими недостатками получают обидные прозвища, их не принимают в общие игры. Обо всем этом учитель должен знать и решительно пресекать неуважительное отношение к таким детям. В течение всего года в классном коллективе должна быть создана атмосфера доброжелательного, уважительного отношения к каждому без исключения ребенку. Своей активной гуманистической позицией и стилем отношения ко всем детям педагог создает образец для гуманных взаимоотношений между детьми. Учитель добивается того, чтобы ребенку было приятно идти в школу, где он встретит гуманное отношение как со стороны педагога, так и со стороны детского коллектива.
ЭКСКУРСИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Знакомство учащихся с окружающим миром надо начинать с близкого и понятного, знакомого для них: школа, пришкольный участок, улицы, прилегающие к школе, на улицах — завод, фабрика, почта, магазин, библиотека, аптека, детский сад, — ферма, клуб, мастерская. Здесь трудятся люди, родители учащихся. Что они делают? Для чего? Как? На экскурсиях дети находят ответы на эти вопросы. Так, они знакомятся с трудом строителя, шофера, продавца, колхозника, библиотекаря.
Огромно влияние природы на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребенка. Первые восприятия природы ребенком остры, они открывают ему красоту окружающего мира.
Экскурсии проводятся в течение всего учебного года.
Можно применить игровую форму знакомства детей с разными породами деревьев, которые растут на участке и около школы. Для этого, собрав листья и плоды разных деревьев и кустарников, надо разложить их в беспорядке, а затем предложить ребятам разобрать по породам и правильно назвать их. Во время экскурсии ученики собирают листья плодовых деревьев и кустарников для гербария.
На учебно-опытном участке старшеклассники показывают ребятам свои грядки с овощами и злаковыми культурами, которые посадили весной, рассказывают, как ухаживали за ними в течение лета, какие были трудности. Здесь же выделяют грядки для младшеклассников. Старшеклассники советуют, что могут посадить малыши.
Целесообразно закончить экскурсию выполнением первого трудового задания, которое предварительно продумывают вместе с учителем старшеклассники. Задания могут быть такими: посадить несколько деревьев или кустарников, собрать ягоды и семена для птиц на зиму или выполнить другие нужные дела на пришкольном участке.
Весной младшеклассники вместе со взрослыми высаживают на грядках выращенную ими рассаду овощных культур и цветы на клумбах. В течение весны и лета дети ухаживают за растениями и наблюдают за их ростом. Осенью они убирают свой первый урожай.
Экскурсии, цель которых — наблюдения за сезонными изменениями в природе в течение года, лучше проводить на одном и том же участке леса или парка. В хорошо знакомом месте дети смогут скорее заметить и острее почувствовать происшедшие изменения в природе
Во время экскурсий в природу используются все возможности для развития у детей наблюдательности, формирования чувства заботы о пернатых друзьях, растениях.
В лесу или парке учитель предлагает детям хорошо рассмотреть ветки и листья разных деревьев: березы, клена, липы, дуба, осины, рябины, заметить различия в их окраске.
Можно задать вопрос: листья каких деревьев начинают желтеть раньше других? Дети вспоминают, что уже в конце лета желтеют листья березы и липы. Значит, эти деревья раньше других почувствовали приближение осени. Внимание детей обращается и на то, что осенью всюду около деревьев много опавших листьев. Учитель помогает ребятам найти правильный ответ на вопрос, почему деревья осенью сбрасывают листву.
Дети вспоминают, что летом они видели разных насекомых: жуков, стрекоз, кузнечиков. Где же они сейчас? Учитель показывает детям, что жучки спрятались под корой деревьев, в опавших листьях. Они уснули на всю осень и зиму. А весной под теплыми солнечными лучами вновь проснется природа, деревья наденут свой зеленый наряд, оживут насекомые. Так постепенно учитель формирует у учащихся представления о взаимосвязях в природе.
На первой экскурсии дети видят птиц. Учитель рассказывает, что на зиму остались только зимующие птицы и им трудно пережить суровую и холодную зиму. Человек всегда помогает им. Птицы не только доставляют удовольствие человеку своим пением. Они замечательные помощники человека. Ласточки, дятлы, скворцы, синицы, мухоловки, горихвостки, трясогузки и многие другие истребляют огромное количество насекомых, которые наносят вред растениям наших лесов, полей, огородов. Помогать птицам должны и дети, поэтому летом и осенью нужно заготавливать для них корм на зиму, собирать семена подорожника, подсолнечника, арбуза, дыни. Хорошо заготовить для пернатых сушеные ягоды рябины, бузины, можжевельника, калины и семена клена, липы, ясеня.
В лесу учащиеся собирают шишки, сучья и веточки причудливой формы, листья для осеннего букета, гербария. Учитель обращает внимание детей на то, что осень —время сбора урожая. Люди собирают плоды своего труда.
Экскурсии в природу продолжаются в зимнее и весеннее время года.
Во время экскурсии зимой дети обходят знакомые места леса, в которых были осенью. Они наблюдают изменения, происшедшие в лесу. Вместе с учителем находят ответы, почему идет снег, почему ель и сосна зимой по-прежнему зеленые. Хорошо показать детям, как зимует трава, осторожно раскопав снег в том месте, где она росла летом. Под снегом дети увидят среди пожелтевшей травы зеленые травинки. Так они поймут, что растения живут зимой. На пришкольном участке дети окучивают снегом деревья и кустарники, чтобы им было тепло зимовать, а также чтобы собралось больше влаги в земле. Во время экскурсии ребята вспоминают, какие птицы остались зимовать, как и чем их нужно подкармливать. Дети приносят для птиц корм, который они собирали осенью.
На экскурсии ранней весной дети выясняют, почему у стволов деревьев снег быстрее тает. Дети наблюдают за работой ручейка, находят ответ на вопрос, почему ручей в одних местах течет быстро, а иногда его течение становится совсем незаметным. Дети любят пускать по воде «кораблики» —бумажные самоделки, а то и просто щепки, небольшие ветки. Учитель предусматривает желание ребят и отводит время для этих игр.
В лесу по указанию учителя дети срезают несколько веток разных деревьев и, принося их после экскурсии в класс, ставят в воду. Они наблюдают за ростом почек, появлением листочков.
Дети наблюдают за началом весенних работ в садах, парках и скверах. Садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья росли лучше. После этого крона деревьев будет гуще и красивее.
В мае дети наблюдают за,признаками поздней весны. Нужно обратить их внимание на появление травы, на ее ярко-зеленый цвет. Деревья в лесу выглядят по-весеннему нарядными. Можно послушать звуки весеннего леса, пение птиц. Голос кукушки дети легко отличают, по стуку по стволу дерева узнают дятла.
Во время экскурсии учитель может пересказать детям один-два рассказа В. Бианки о лесных зверях, птицах («Теремок», ¦Лесные домишки», «Мастера без топора», «Кто чем поет», «Как лис ежа перехитрил», «Хвосты» и др.).
Весной полевые работы в полном разгаре. Сеют семена, высажипают рассаду, прореживают всходы, в садах и огородах рыхлят слежавшуюся землю. В конце мая можно провести экскурсию в сад. Здесь дети видят самый лучший майский подарок -весны — цветущие яблони, вишни, груши, черешни.
Экскурсия в библиотеку проводится и дети знакомятся с библиотекарем. Библиотекарь рассказывает детям о тех книжках, которые он рекомендует прочитать, показывает, где хранятся книжки для учащихся, объясняет правила пользования книгами (не перегибать книгу; не загибать углы страниц, а пользоваться закладкой; брать книгу только чистыми руками; своевременно сдавать прочитанную книгу в библиотеку; думать о содержании прочитанного и быть готовым ответить на вопросы библиотека ря). Объясняет значение слов: формуляр, стеллаж, витрина. Затем библиотекарь записывает детей и выдает детям книжки из библиотеки. Дети договариваются об организации классной библиотеки. Выбирают библиотекарей. Позже дети посещают библиотеку. В начале беседы учитель напоминает детям, что они уже читатели библиотеки. А теперь они пришли в большую библиотеку. Это целый книжный город. В этом «городе» есть свои «улицы», по обеим сторонам которых стоят «книжные дома» —стеллажи. На одном стеллаже лежат книги, в которых можно прочитать любимые сказки, на другом — книги о растениях, на третьем — о путешествиях, на четвертом — о жизни писателей ученых и т. д. После беседы дети наблюдают за работой библиотекаря.
Экскурсия «Наша улица». В начале экскурсии учитель выясняет, знают ли дети название улицы, где находится шкода. В самой краткой форме разъясняет историю названия.
Во время экскурсии дети выясняют, что находится на их улице (почта, аптека, магазин, сквер, детский сад, детская или спортивная площадка, предприятие и т. п.). Учитель обращает внимание на благоустройство улицы (освещение, асфальтирование, озеленение), на те изменения, которые произошли за последнее время.
Дети наблюдают за движением транспорта по улице, узнают марки проходящих машин. Вспоминают правила уличного движения. Учитель напоминает детям что, проходя по улице, нужно держаться правой стороны, чтобы не мешать людям, идущим навстречу, не толкать друг друга. На остановке транспорта дети наблюдают, как пассажиры входят в трамвай, автобус. Учитель напоминает детям, что они обязательно должны уступать место старшим, пожилым людям и родителям.
Экскурсия дает богатый материал для раскрытия перед детьми на конкретном примере заботы нашего правительства о благоустройстве города. Каждому жителю, и детям в том числе, нужно бережно относиться к созданному и оказывать посильную помощь в дальнейшем благоустройстве села, поселка, города.
Я люблю тебя жизнь...
В этих словах заключён глубокий философский смысл и нравственное начало, дающие ответ на вопрос: "Для чего я родился и живу на земле?"
По-настоящему любить жизнь может только нравственная личность, которая излучает свет и человеческое тепло в окружающей его среде. И чем больше света и тепла она отдаёт людям, тем больше она обогащается и духовно, и нравственно. Люди, несущие свет и тепло — это добрые люди. Доброта преображает человека, делает его умнее, сильнее, гуманнее. Не зря в пословице говорится: "Посеешь доброе семя — пожнёшь всходы добрых семян".
Нравственной личности присущи и такие качества, как честь, совесть, дружба, любовь, ответственность, трудолюбие, мужество и т.д.
Так что же такое нравственность и как её воспитать в себе?
Нравственность — это добровольное, сознательное соблюдение заповедей, норм, принципов общественной жизни. Основы нравственности закладываются и формируются в семье, а затем в течение всей жизни человек занимается самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием через самопознание, саморегуляцию.
Познавать себя — это значит знать сильные и слабые стороны своего я, своевременно избавляться от дурного и всего того, что мешает жить и общаться с окружающими людьми.
Судьба — это жизнь человека во всех ее проявлениях. Судьбы человеческие разные. У одних счастливые, у других менее счастливые, а у иных жизнь сопряжена огромными трудностями, переживаниями. От чего зависит судьба человека? Бытует мнение, что судьба нам свыше дана. Вероятно, что это так. В то же время жизнь показывает, что человек, работая над собой, может влиять на свою судьбу, изменить её. В лучшую сторону изменить может только нравственное начало, безнравственность разрушает жизнь человека и физически. Мудрость народная гласит: "Посеешь поступок —пожнёшь привычку, посеешь привычку-пожнешь характер, посеешь характер —пожнёшь судьбу.» Значит, от характера зависит судьба человеческая.Так что же такое характер? Характер —это совокупность свойств личности, особенности. Эти свойства бывают как положительные, так и отрицательные.
Судьба —это характер
Посеешь привычку —характер пожнёшь
Посеешь характер —пожнёшь и судьбу.
Что станешь искать, то и найдёшь,
Запомни как следует истину ту.
Мудрость народная не зря гласит:
"Судьба — это характер».
Он предрешит и предопределит,
Жизнь многоцветную иль как вулканный кратер.
Доброта — одно из важных качеств нравственной личности. Добро, сделанное людьми, к ним же вращается. Добрые люди живут дольше на земле- это закономерность.
Добро
Добро —- гуманное благодеянье,
Оно великодушно, бескорыстно, благородно,
Его мы чувствуем в заботе и вниманьи,
Явленье это благотворно.
Зло —антипод добра. Зло, содеянное людьми, также к ним и возвращается.
Зло
Зло — это беды, ужасы, страданья,
И часто в них повинен человек,
Причина — в недопониманьи,
Что он прожить достойно должен век.
Труд — это общечеловеческая ценность, и во все времена к нему относились с уважением. О труде
Как в сказке, кое-кто порой
Надеется на рыбку золотую,
Она им счастье принесёт, покой
И радость светлую, земную...
Наша обязанность святая:
Затратить нервы, пот и кровь,
Земные блага создавая,
Вот в этом истина — не новь.
Во времена рыночных отношений много негативного мы видим в обществе: стремление к лёгкой жизни или жить за счёт других. Но что легко даётся — оно не прочно, так же быстро и уходит, и счастья не приносит. Жизнь у таких людей не имеет цели, смысла и ведёт к духовной погибели. Лень
Известно: лень —порок,
Он растлевает нас и губит,
Жизнь преподносит тем урок,
Кто труд не уважает и не любит.
Воровство
Воровство — бесславия и злодеяния порок,
Он поражает тех, кто слабоволен,
Кто к окружающим безжалостен, жесток,
Кто безразличен ко всему, душою болен.
Вор — тот же паразит,
За счёт других живущий,
Существованье жалкое влачит,
Бесчеловечен он, на мерзкое идущий.
Только мужественные личности способны противостоять негативным проявлениям нашей действительности.
А как же мужественным стать
А как же мужественным стать?
Во всём и выдержку, и стойкость проявлять,
Всегда спокойствие стараться сохранять,
Собой учиться и владеть, и управлять.
Уметь самоотверженно признать
Свои ошибки и исправить.
Чувства достоинства стремиться не терять,
Да и решительность от бед поможет вас избавить.
К негативным проявлениям нашей действительности можно отнести и равнодушие людей, их безразличие к окружающим людям, предательство, мстительность, ложь. К сожалению, всё это имеет место в нашей жизни.
Равнодушие
Как часто мы над трусостью смеёмся,
Что замечаем в людях иль в себе,
Но чаще в стороне же остаёмся,
Когда идут за помощью к тебе.
Но почему такое равнодушие
Встречаем мы порою среди нас?
Всех губит осторожное бездушие,
Как хочется покончить с этим враз.
Предательство
Предательство — жестокости, бесславия порок.
Предатель предаёт друзей, товарищей и убежденья,
Тем людям раздают позор, урок,
Стремительно летящие мгновенья.
Ложь
Все знают, что такое ложь,
Нередко от неё страдают,
Она, как пистолет иль острый нож,
И губит нас, и наши души ранит.
Мстительность
Мстительность — порочная черта
Людей злопамятных, жестоких и никчёмных.
В душе у них гнездится пустота
От дел коварных, злонамеренных, ничтожных.
Все эти явления происходят из-за низкой культуры, где нет здорового психологического климата, нет коллектива, там царят конфликты и неуважение друг к другу, неумение радоваться чужим успехам.
Зависть
Зависть — самая порочная черта,
Она в глубинках чувств таится,
Тех призирают люди неспроста,
Кто не умеет радоваться нам, а только злится.
Всё это чёрной завистью зовётся,
Она мешает жить, любить,
А тот, кто добротою отзовётся,
Умеет по-хорошему завидовать, не льстить.
Там, где друг друга понимают, считаются с окружающими, видят в человеке ценность и неповторимость каждой личности, когда любят и уважают друг друга искренне, от всей души, понятия чести, совести, любви, дружбы, ответственности и т. д. являются нормой человеческих отношений.
Честь и совесть
Пословица гласит, что платье снову следует беречь,
А честь и совесть смолоду хранить,
И горе, если ими пренебречь,
Сумев за жизнь дурного натворить.
Честь — это благородство
В душе, поступках и устах,
В том с совестью большое сходство,
Она судья и в наших мыслях, и делах.
О дружбе
Как счастлив в жизни тот,
Кто друга настоящего имеет,
Кто преданность и верность обретя,
Достойно пронести по жизни их сумеет.
Друг настоящий правду скажет вам,
Ему не по душе беспечность, праздность,
Да и в беде плечо подставит сам,
Убережёт, если грозит опасность.
Друг настоящий вас поймёт,
Он обязателен и постоянен,
Определённую ответственность несёт,
И к окружающим не безразличен.
И в чувствах, и поступках безогляден.
Но если всё это, как фарс,
И если всё наполовину,
То знайте — друга нет у вас,
Не то окажетесь затянутыми в тину.
Любовь
Любовь объединяет и сближает,
Друг к другу нас зовёт, влечёт,
Чувства симпатии и дружбы выражает,
И счастье каждому несёт.
Но счастлив тот, кто ею дорожит,
Не утопая в ссорах мелочных, обидах,
Кто избранных своих боготворит,
Взаимность, искренность, найдя в кумирах.
Любовь —вершина нравственности. Это самое возвышенное, глубокое, чистое и прекрасное чувство.
О вежливости
Немало сказано о вежливости слов,
Таких прекрасных, замечательных и тёплых,
Что выражают суть, основу всех основ,
Культуру отношений человечных, благородных.
Тот вежлив, кто корректен и учтив,
И в обращении доброжелателен, тактичен, Гуманен, сдержан в действиях своих
Интеллигентность
Интеллигентность — благородная черта
Людей корректных, понимающих, тактичных,
Их отличает человечность, доброта
В делах великодушных, милосердных, нециничных.
Ответственность
Когда ответственности нет;
Подводишь коллектив и всех вокруг,
За всё приходится держать ответ,
Всегда — не иногда, не вдруг.
С безответственностью нередко встречаться приходится, когда сталкиваешься в жизни с трудными характерами. Вечную истину глаголет Евангелие:
"Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своём не замечаешь".
Матфей 7:1—14
"Итак, во всём, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".
Евангелие от Матфея 7:12
Трудные характеры
О, как жестоки мы порой бываем,
Виня в поступках собственных других...
В себе же ничего не замечая,
Не видя даже слабостей своих...
Как трудно жить с людьми такими,
И сами как они трудны,
Своё лишь только понимая,
А лучше на себя взглянуть со стороны.
Обида
Как мало нужно, чтоб обидеть,
Одно лишь слово иль недобрый взгляд.
А хочется тепло увидеть
В глазах, что так к себе манят.
А как короток нашей жизни век,
Об этом никогда не нужно забывать.
Спеши с добром, коль ты есть человек,
Всего лишь миг —и можно опоздать.
Холод
Ах как холодно жить в этом мире,
Всё меньше тепла, доброты,
Тебя оскорбят и во всём разуверят,
Ну как же тут выдержишь ты?
Так где же найти утешенье
И в чём упоенье искать,
Когда же наступит прозренье,
Чтоб чище и нравственней стать.
В характере человека встречаются и такие качества которые, на первый взгляд, кажутся безобидными как например, страх. Страх — это естественное человеческое чувство, но если пребывать в нём постоянно, то оно переходит в трусость.
Страх
Страх порождает трусость в человеке,
Когда контроль утрачен над собой,
И не избавиться от малодушия вовеки
Без мужеству и смелости лихой.
Немало неприятностей нам доставляет и рассеянность, из-за которой не только страдаем мы сами но и окружающие нас люди.
Рассеянность
Рассеянность — небезобидная черта,
Это забывчивость и невниманье,
Неловкость создавая неспроста,
Собой являет вред и наказанье.
Хорошего она не принесёт,
Одни лишь беды и напасти,
Сосредоточенность вас от неё спасёт
И навсегда лишит над вами власти.
Человеку свойственны и такие качества, как дерзание, творчество. По-настоящему увлечённый человек всего себя отдаёт любимому делу.
Увлечённость.
Увлечённость — это и любовь, ивдохновенье,
Вар нашу душу поглощает,
Это и терпенье, и уменье,
Стремленья, интересы выражает.
И если появился интерес,
Он сразу зажигает наше сердце
И факелом горит в груди у нас,
Светя, маня в распахнутые дверцы.
И в мир прекрасного стремясь,
Осуществить мечты пытаемся на деле,
Довольствуясь и радуясь, дивясь,
Что в чём-то проявить себя сумели.
У каждого человека есть мечта, она окрыляет нашу жизнь, делает её ярче, интереснее, возвышеннее. Все мы стараемся претворить свои мечты в жизнь.
Мечта
Нередко мы в мечтах витая,
Добиться многого хотим,
Любой ценой исполнить все желанья,
Себя уверив, что осуществим.
Но... лишь то достойно нас, что окрыляет
И в мир прекрасного зовёт,
Во имя жизни вдохновляет,
По ней уверенно ведёт.
Цель жизни состоит в преображении души человека. Она достигается через дела милосердия, любовь к ближнему, осознание своего несовершенства и ежедневной работы над собой.
Самооценка
Подводим вечером итог,
Что за день сделано хорошего,
Что не успел и почему не смог
Чего я больше совершил —
Добра иль зла и не обидел ли кого,
И как исправить то, что натворил.
Работая усердно, ежедневно над собой,
Изменимся и в мыслях, и делах,
И станет наша жизнь иной.
Я думаю, что в будущем проблемы добра и зла не будут так остро стоять перед нами, т.к. нравственное начало в людях будет преобладать, а безнравственность отступит. Но это само собой не произойдёт, для этого нам всем нужно много трудиться.
Доклад зам. директора по воспитательной работе Г.А. Ивановой
Профессиональная компетентность классного руководителя
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
- приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
- создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
- оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
- социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.
Международная Комиссия по образованию пришла к выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.
Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда.
В отечественной педагогике, в обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова, С.Н.Чистякова и др.).
В настоящий период получает распространение следующее содержание компетентности как владения и обладания человеком соответствующего профессионализма, что включает его личностное отношение к предмету и содержанию деятельности.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.
Педагогическая компетентность направлена на реализацию личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.
Важное место в содержании компетентности отводится таким понятиям, как профессионализм – концентрированный показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его гражданской зрелости, ответственности и личностного долга.
По мнению исследователей, профессионализм педагога – это результат творческой деятельности личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные и воспитательные задачи.
Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:
- специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета;
- методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;
- социально-психологическая компетентность в сфере общения;
- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
- его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
- его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
- его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.
Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
- чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
- методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);
- обучение на курсах повышения квалификации;
- применение в своей деятельности опыта школьных коллег,
- проведение мониторинговых исследований,
- анализ воспитательной деятельности.
В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
Нормативно-правовая компетентность:
- знание законодательства о современном образовании;
- нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
- умение применять правовую базу о защите детства;
- применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:
- овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
- разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);
- обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
- разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;
- проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.
Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
- разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
- определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;
- овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
- подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.
Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.
- изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
- обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
- организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;
- разработка системы освоения детьми природной среды.
Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:
- поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
- насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
- формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
- овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;
- знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
- изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Литература:
- http://festival.1september.ru/articles/561965/
- http://sandbox.openclass.ru/dig-resource/96047
- Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий под ред. А.Г.Асмолова, Г.У. Солдатовой, М., Учебная книга БИС, 2007, стр. 84
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Ради чего стоит жить?"
классный час для учащихся 8-9 классов...
Воспитание сегодня: ради чего и как воспитывать
Статья учиителя технологии МБОУ СОШ №66 Рябоконь Ирины Алексеевны о значении трудового воспитания для формирования личности подростка.Состоит из пяти разделов:1. Цели, средства и результаты воспитания...
Сценарий отчетного гитаристов 2 года обучения "Ради чего"
Отчетный концерт обучающихся 2 года обучения объединения "Клуб любителей гитары "Орион" "Ради чего"....
Что важнее воспитывать или учить? доклад на МО
доклад на МО.Преобразования в областях политики и экономики современной России требуют серьезных изменений во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Остро стоит проблема патриотического воспи...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра"
Доклад "Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра"...
Радио: вчера, сегодня, завтра
Исследовательская работа обучающегося 6 класса....
Доклад на Родительское собрание ТЕМА: Патриотическое воспитание детей в семье и школе «Гражданин воспитывается с детства»
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш велики...