Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Она помогает учителю сделать любые занятия яркими и увлекательными. Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися, при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование интердоски может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. Слайд 3 По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Слайд4 Остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации урока с использованием интерактивной доски Smart Board. Интерактивная доска данной марки сопровождается программным обеспечением Notebook, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Программа Notebook позволяет изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Готовить материалы к уроку с использованием интерактивной доски можно на любом компьютере, где установлена программа Smart Board, затем созданный файл-презентацию нужно переместить на ПК, непосредственно соединенный с интерактивной доской и проводить урок. Причем, в отличие от обычной презентации, каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. При составлении уроков я использую программу SMART Notebook – 10 (11) и инструмент Lesson Activity , который содержит богатый материал по математике, а также коллекцию интерактивных средств LAT 2.0 – RU. Для себя я четко определила несколько режимов работы ИД: (слайд 5) - Проекция – демонстрация (презентация Notebook или Power Point, видео, мультимедиа, текст – документ)
- Граффити (электронное перо)
- Онлайн (просмотр Web – страниц, использование ресурсов интернета, электронной почты)
- Объект (функция перетаскивания)
Приёмы данной функции: соединить, классифицировать, группировка, сортировать, заполнить пропуски, упорядочить и т.д. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстрации. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Поэтому при изучении новой темы часто использую презентации. Преимущество презентации, воспроизведенной через интерактивную доску в том, что мы можем делать в ней пометки, дополнительные записи, выделять цветом наиболее важную информацию. Все это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Применяю интерактивную доску на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения. Остановлюсь на некоторых из них.
Итак, начало урока. Куда более эстетично смотрится тема урока, зафиксированная не на меловой доске, а на слайде (слайд 6). Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Можно заранее сохранить решение задач, и на уроке воспроизвести и прокомментировать решение. Можно сканировать и проецировать на доску решение из тетради ученика и сразу же производить проверку. Если в решении были ошибки, дети видят их, вместе обсуждают и исправляют. А можно сделать заготовку, в которой пропущены ключевые слова, фразы. Учащийся заполняет пропуски, комментирует свою работу и формулирует правило. (слайд 7) Например, правило построения квадратичной функции. А также задание на чтение графика. Слайды 8-9 Часто использую интерактивную доску для проверки усвоения устного материала, например, правил, определений Слайд 10 (слайд 11) Работая над определениями по теме «Правильные многоугольники» на доске делается следующая заготовка. Используя шкалу, выбирая произвольную цифру, учащийся отвечает на появившийся вопрос. При изучении темы «Многогранники» Слайд 12 предлагаю учащимся задание на соответствие, которое устанавливается благодаря перемещению заранее заготовленных ответов. Очень нравится обучающимся работать над математическими понятиями и терминами с помощью интерактивного средства «анаграмма», располагая буквы в нужном порядке. (слайд 13) Удобно использовать интерактивную доску при организации устной работы. На слайдах представлены различные способы её использования. (слайды 14-20 ) Большую помощь учителю оказывает интерактивная доска при организации самостоятельной работы учащихся. Учащиеся выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски. (слайды 21-24 ) Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. (слайды 25 -27 ) Использование готовых шаблонов и цветной заливки позволяет делать чертеж более наглядным, способствует лучшему визуальному восприятию. (слайд 28) В процессе решения задачи можно видоизменять чертежи. Делается это довольно просто: нажатием кнопки или с помощью специального маркера. Очень удобно использовать интерактивную доску при построении всевозможных чертежей. Для выполнения чертежей удобно пользоваться инструментами, входящими в коллекцию доски - транспортир, циркуль, линейка.(слайд 29) Не менее эффективно использую интерактивную доску во время практической работы, учебного исследования. (слайды 30-31, 32) На этапе рефлексии использую функцию клонирования. Интерактивный выбор совы даёт моментальный результат итога урока.(слайд 33) Остановлюсь более подробно на уроке в 5 классе, который был проведён на основе системно - деятельностного подхода с использованием интердоски. Отмечу, что данный класс не является пилотным по введению новых стандартов, преподавание ведётся по УМК Виленкина (слайды
Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, способствует развитию их творческих способностей. Я считаю, что преимущество использования интерактивной доски на уроках математики состоит: - в экономии учебного времени;
- в наглядности и иллюстративности изучаемого материала;
- в возможности многократного использования материала;
- повышение интереса к предмету и повышение мотивации к учению.
Хочу отметить, что применение интерактивной доски на уроках математики должно сочетаться с традиционными методами обучения. Учащиеся не должны утратить навыки работы с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями. Учитель должен четко определить целесообразность применения интерактивной доски, являющейся одним из инструментов педагогической деятельности и требующей соответствующего ему применения. Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время на протяжении всего урока
|