Сборка материалов о конкретной персональной профориентационной истории подростка.
статья (10 класс) по теме
Для повышения мотивации обучающихся на любом уроке важное значение имеет профориентационная работа. Предлагаемый материал был выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации и нашёл практическое применение в работе, а именно в сопровождении конкретного ученика 10 класса при выборе будущей профессии. Материал содержит анализ профориентационной работы в школе, анализ готовности ученика к продолжению образования и конкретные шаги по педагогической поддержке профессионального самоопределения подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sborka_materialov_po_soprovozhdeniyu_professionalnogo_samoopredeleniya_podrostkov.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборка материалов
о конкретной персональной профориентационной истории подростка.
- Степень готовности подростка
к образовательно-профессиональному выбору.
После окончания школы подросток планирует продолжить образование в высшем учебном заведении.
Подросток готов назвать конкретное образовательное учреждение, в котором планирует продолжить образование. В то же время, есть «запасной вариант» на случай неудачного поступления.
Подросток готов назвать несколько примеров поступления в учебные заведения выпускников школы и несколько примеров выбора выпускниками места работы. Но затрудняется назвать учебные заведения, где получали профессиональное образование его родители. Кроме того, ему незнакомы ситуации, когда кто-либо сталкивался с трудностями при выборе места работы или дальнейшего образования.
Подросток не готов назвать ни одного события из жизни школы или из его собственной жизни, которые повлияли на его выбор. В основном свой выбор он связывает с советом родителей, старших братьев и сестёр, подробности о профессии он узнаёт из Интернет или по рассказам друзей и знакомых. Информацию о получении профориентационной помощи он надеется найти также через Интернет.
Подросток считает, что не испытывает недостатка в информации о путях продолжения образования. В то же время не имеет представления о том, где и как можно получить помощь и защиту в ситуации выбора места продолжения образования, трудоустройства, начала трудовой жизни. Надеется за поддержкой и помощью в случае затруднений обратиться к родителям.
Подросток не владеет информацией о том, работники каких профессий и специальностей в наибольшей степени востребованы в его селе, районе, крае. Не готов назвать конкретное предприятие, где мог бы работать. Затрудняется ответить, на каких предприятиях он хотел бы побывать на экскурсии, социальной практике, профессиональных пробах.
Подросток считает, что в наибольшей степени его свободу выбора пути продолжения образования ограничивает недостаточная успеваемость. Проблемы послешкольного будущего выпускник готов обсуждать как с родителями, так и с некоторыми другими взрослыми. Допускает, что его представления о профессии устарели. Считает, что в профессиональной деятельности ему может пригодиться умение водить автомобиль, умение работать на компьютере.
- Анализ образовательной среды образовательно-профессионального самоопределения подростка.
В школе ведётся работа по профессиональной ориентации подростков. Её осуществляет классный руководитель, завуч по воспитательной работе, педагог-психолог. Основные направления профориентационной работы: информационная поддержка, диагностика, организация встреч с представителями вузов и ссузов Красноярского края. За последние 2-3 года работа по профориентации ограничилась преподаванием профоориентационного курса «Мир профессий», встречей 1 раз в год с представителями вузов и ссузов и преподаванием предмета «Автодело» в 10 и 11 классах. Такие направления как экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, встречи с представителями службы занятости, организация социальных практик и профессиональных проб в практике школы на сегодняшний день отсутствуют. Поэтому подростки не называют педагогов в числе взрослых, влияющих на их выбор будущей профессии, и не рассчитывают на их помощь. Подростки не имеют представления о том, какие конкретные трудности могут возникнуть перед ними при выборе места работы, и к кому можно обратиться для решения проблем. На территории села, где находится школа, и где проживают подростки крайне мало предприятий, о многих профессиях подростки даже не имеют представления, тем более не было возможности побывать на практике. Всё это ограничивает свободу выбора подростком пути продолжения образования. В основном, выпускники школы выбирают профессии: учитель, воспитатель, социальный работник, медицинский работник, бухгалтер, экономист, юрист, водитель транспортного средства. При этом не имеют представления о востребованности данных профессий в своём крае или районе, хотя некоторые выпускники ориентируются на потребности села. Некоторые выпускники школы даже после успешного окончания учебного заведения профессионального образования не могут реализовать себя, «найти себя» в будущей профессии.
Педагоги школы главной целью курсов по выбору считают качественную подготовку к экзаменам. Профориентацию они считают делом второстепенным. В то же время, педагоги сетуют на то, что подросток затрудняется в выборе экзаменов, которые необходимы ему при поступлении, что выбор за него делают родители, и выбор своей будущей профессии подростки делают случайно, в лучшем случае - под влиянием родителей.
- Организация педагогической поддержки
профессионального самоопределения подростка.
В создавшейся ситуации необходимо изменить отношение к организации и содержанию профориентационной работы в школе. Прежде всего, рассматривать элективные курсы, реализуемые в ходе предпрофильной подготовки как средство для приобретения подростками первичного опыта выбора собственного содержания образования, освоения ими на примере этого содержания компетентностей и культурных норм, значимых для проектирования послешкольного маршрута. Необходимо включить в программу курсов по выбору проведение экскурсий на предприятия, находящихся на территории района, встречи с представителями различных профессий, организацию социальных практик и профессиональных проб. Необходимо использовать формы и методы активизации профессионального самоопределения (составление профессиограммы, профориентационные игры, эврестические методы, метод проектов). В образовательном учреждении есть опыт сотрудничества с различными социальными партнёрами (педагогами дополнительного образования, преподавателями автошколы и т.д.) в различных сферах. Необходимо распространить данный опыт на организацию курсов по предпрофильной подготовке.
Экскурсии и встречи позволят подростку расширить спектр версий продолжения образования и профессионального становления, позволят сверить свои представления о профессии с реалиями. Социальные практики и профессиональные пробы дадут возможность «примерить на себя» конкретную специальность, будут способствовать появлению у подростка новых возможностей (внутренних и внешних) для реализации жизненных планов. Использовать ресурсы Интернет для коммуникации, для получения информации о рынке труда, о «помощниках» и «защитниках».
Необходимо совместно с подростком проанализировать сделанный выбор – определить наиболее предпочтительный вариант из уже имеющихся с учётом наиболее важных для него факторов выбора («Схема альтернативного выбора»). Это позволит старшекласснику ещё раз пересмотреть свой выбор: либо утвердиться в выборе, либо изменить свои планы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персональная профориентационная история подростка
Педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении подростка...
Программа профориентационной работы с подростками.
Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её ак...
развлекательный сайт для детей и подростков, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой персональных данных
На сайте размещены материалы информационные материалы для детей, которые могут быть использованы как в рамках школьных уроков по теме персональных данных, так и просто в виде интересной и познавательн...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
«Без него у нас не было бы персональных компьютеров»: история сооснователя Microsoft Пола Аллена
laquo;Без него у нас не было бы персональных компьютеров»: история сооснователя Microsoft Пола Аллена...
ИСТОРИЯ КОНКРЕТНОЙ МУЗЫКИ
В этой статье я расскажу вам о том, как композиторское мышление вообще пришло к идее конкретной музыки, какие имена стоит знать и во что это музыкальное направление превратилось сейчас....
«Дети полка. Неизвестные истории подростков, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны»
В презентации подобран материал о детях войны. Обездоленных, потерявших родных, изголодавшихся, их находили советские солдаты в разрушенных городах и сёлах. Отогревали у походных кухонь, кормили фронт...