Тренинг способов толерантного общения
методическая разработка по теме

Выступление на педагогическом совете "Повышение статуса воспитания в процессе образования на основе этнопедагогики и развития толерантности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

(слайд 1) Тренинг способов толерантного общения.

Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновенье невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начинает с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике. На 100% ни один человек не может быть толерантным, но есть факторы, способствующие проявлению толерантности. Один из таких факторов – обучение способам толерантного общения, который мы проведём в форме небольшого тренинга. 

Мы с вами почти ежедневно сталкиваемся с разными ситуациями, разрешение которых требует от нас выдержки и терпения, так чтобы не снизить свой авторитет в глазах учеников и их родителей. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

 Знакомство с техникой «Я-высказывание»

В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции,  самый простой способ решить эту проблему – осознать  и озвучить их партнеру по общению. Именно этот способ и называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Использование в речи Я –высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека.

«Я – высказывание»  предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет в школе»), а не нацелено, как Ты- высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять не пришел в школу!»). Если мы используем Ты – высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я – высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Первоочередная цель “Я – высказывания” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее.

“Ты – высказывание” часто нарушает процесс взаимодействия учителя с учеником, так как вызывает у ребёнка чувство обиды и горечи, создается впечатление, что прав всегда взрослый: “Ты всегда  опаздываешь”, “Ты неисправим”  и т.д.  

( слайд 2)  Схема «Я – высказывания»:

1.      Описание ситуации, события,  вызвавшей напряжение (Когда я вижу, что ты  …)

2.      Описание Вашей реакции  (Я чувствую …  )

3.      Описываете предпочитаемый Вами исход  (мне хотелось бы, чтобы…, я предпочёл…., я был бы рад).

Предлагаю  перевести предложенную вам фразу в более конструктивную форму, используя технику Я – высказывания.

Примеры:

  1. «Петров, где твой учебник? Дома забыл. Лучше бы ты голову дома забыл»
  2. «Сидоров, почему твоих родителей не было на собрании, ты что им не нужен?»
  3. «Иванов, что ты болтаешь на уроке и так ничего не знаешь»

Каждая группа зачитывает свою ситуацию.

Что значит хороший учитель? Это педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам. Он  вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения. А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, крикливый и безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, вызывает ответную негативную реакцию у учеников и родителей. Независимо от выставленной оценки слово педагога  может возродить или уничтожить, поддержать или оттолкнуть.

( слайд 4) Упражнение «Тренинг словесной оценки»

Задания группам:

1 – ученик получил отметку 3. Вы хотите его поддержать, придумайте соответствующий текст

( я знаю, что твоя тройка- это улыбка судьбы, потому что завтра будет другой день и ты, как всегда, блеснёшь своими знаниями и я с удовольствием поставлю тебе высший балл) 

2 – ученик впервые получил высокую отметку, сопроводите её какой-нибудь очень значимой фразой

( Ребята, сегодня Володя получил первое публичное признание своих успехов, и пусть так будет с каждым и пусть так будет всегда) 

3 – вы ставите ученику неудовлетворительную отметку в дневник. Что вы при этом ему можете сказать?

(многие талантливые люди получали в школе неудовлетворительные оценки, и это не помешало совершать чудеса на избранном ими пути. Думаю, что когда-нибудь ты будешь вспоминать эту оценку с улыбкой, потому что я верю тебе и знаю, что ты сумеешь преодолеть временные трудности, а я всегда готова поставить хорошую оценку за твой труд).

Каждая группа озвучивает свое задание.

В отношениях с учащимися  учитель является образцом толерантности. Поэтому как мы себя ведём с детьми, то и получаем в ответ. Уважаемые педагоги нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения.

Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но не его личности в целом.

Поведение учителя, его невербальная характеристика (поза, жесты) многое говорит ученикам о том, как учитель относится к ним на самом деле. Необходимо постоянно контролировать свой стиль общения с учащимися.

Слайд 4

Язык принятия (оказывает позитивное влияние на общение)

Язык неприятия (негативное влияние)

Улыбка, кивание

Взгляд из-под полуприкрытых век

Контакт глаз, внимательный взгляд

Насмешка

Поощрение

Негативные интонации

Комплимент

Скрещенные на груди руки

Распахнутые руки

Поза «Руки в боки»

Оценка поступка, а не личных качеств

Взгляд, направленный в сторону во время ответа ученика

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

(слайды 5-10) Мы провели анкетирование среди учащихся с целью оценки их отношения к учителям, психологического климата в школе. (ознакомление с результатами анкетирования).

19.11.2013

Педагог-психолог  Н.Г.Хороля

     Каковы преимущества толерантного общения? [4, с. 57]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана.

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана....

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Тренинг формирования толерантных отношений.

Представленная ниже программа помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди учащихся с ограниченными возможностями, способствует усвоению правил к...

Тренинг "Сила толерантности"

Треинг предназначен для фопрмирования и развития у подростков толерантности как качества личности. Цель тренинга – формирование и развитие толерантного поведения у подростков....

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...