Тренинг способов толерантного общения
методическая разработка по теме
Выступление на педагогическом совете "Повышение статуса воспитания в процессе образования на основе этнопедагогики и развития толерантности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_sposobov_tolerantnogo_obshcheniya.docx | 23.98 КБ |
trening_sposobov_tolerantnogo_obshcheniya.rar | 169.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
(слайд 1) Тренинг способов толерантного общения.
Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновенье невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начинает с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике. На 100% ни один человек не может быть толерантным, но есть факторы, способствующие проявлению толерантности. Один из таких факторов – обучение способам толерантного общения, который мы проведём в форме небольшого тренинга.
Мы с вами почти ежедневно сталкиваемся с разными ситуациями, разрешение которых требует от нас выдержки и терпения, так чтобы не снизить свой авторитет в глазах учеников и их родителей. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Знакомство с техникой «Я-высказывание»
В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции, самый простой способ решить эту проблему – осознать и озвучить их партнеру по общению. Именно этот способ и называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Использование в речи Я –высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека.
«Я – высказывание» предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет в школе»), а не нацелено, как Ты- высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять не пришел в школу!»). Если мы используем Ты – высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я – высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Первоочередная цель “Я – высказывания” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее.
“Ты – высказывание” часто нарушает процесс взаимодействия учителя с учеником, так как вызывает у ребёнка чувство обиды и горечи, создается впечатление, что прав всегда взрослый: “Ты всегда опаздываешь”, “Ты неисправим” и т.д.
( слайд 2) Схема «Я – высказывания»:
1. Описание ситуации, события, вызвавшей напряжение (Когда я вижу, что ты …)
2. Описание Вашей реакции (Я чувствую … )
3. Описываете предпочитаемый Вами исход (мне хотелось бы, чтобы…, я предпочёл…., я был бы рад).
Предлагаю перевести предложенную вам фразу в более конструктивную форму, используя технику Я – высказывания.
Примеры:
- «Петров, где твой учебник? Дома забыл. Лучше бы ты голову дома забыл»
- «Сидоров, почему твоих родителей не было на собрании, ты что им не нужен?»
- «Иванов, что ты болтаешь на уроке и так ничего не знаешь»
Каждая группа зачитывает свою ситуацию.
Что значит хороший учитель? Это педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам. Он вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения. А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, крикливый и безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, вызывает ответную негативную реакцию у учеников и родителей. Независимо от выставленной оценки слово педагога может возродить или уничтожить, поддержать или оттолкнуть.
( слайд 4) Упражнение «Тренинг словесной оценки»
Задания группам:
1 – ученик получил отметку 3. Вы хотите его поддержать, придумайте соответствующий текст
( я знаю, что твоя тройка- это улыбка судьбы, потому что завтра будет другой день и ты, как всегда, блеснёшь своими знаниями и я с удовольствием поставлю тебе высший балл)
2 – ученик впервые получил высокую отметку, сопроводите её какой-нибудь очень значимой фразой
( Ребята, сегодня Володя получил первое публичное признание своих успехов, и пусть так будет с каждым и пусть так будет всегда)
3 – вы ставите ученику неудовлетворительную отметку в дневник. Что вы при этом ему можете сказать?
(многие талантливые люди получали в школе неудовлетворительные оценки, и это не помешало совершать чудеса на избранном ими пути. Думаю, что когда-нибудь ты будешь вспоминать эту оценку с улыбкой, потому что я верю тебе и знаю, что ты сумеешь преодолеть временные трудности, а я всегда готова поставить хорошую оценку за твой труд).
Каждая группа озвучивает свое задание.
В отношениях с учащимися учитель является образцом толерантности. Поэтому как мы себя ведём с детьми, то и получаем в ответ. Уважаемые педагоги нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения.
Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.
Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но не его личности в целом.
Поведение учителя, его невербальная характеристика (поза, жесты) многое говорит ученикам о том, как учитель относится к ним на самом деле. Необходимо постоянно контролировать свой стиль общения с учащимися.
Слайд 4
Язык принятия (оказывает позитивное влияние на общение) | Язык неприятия (негативное влияние) |
Улыбка, кивание | Взгляд из-под полуприкрытых век |
Контакт глаз, внимательный взгляд | Насмешка |
Поощрение | Негативные интонации |
Комплимент | Скрещенные на груди руки |
Распахнутые руки | Поза «Руки в боки» |
Оценка поступка, а не личных качеств | Взгляд, направленный в сторону во время ответа ученика |
Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.
(слайды 5-10) Мы провели анкетирование среди учащихся с целью оценки их отношения к учителям, психологического климата в школе. (ознакомление с результатами анкетирования).
19.11.2013
Педагог-психолог Н.Г.Хороля
Каковы преимущества толерантного общения? [4, с. 57]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана.
Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана....
Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов
Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...
Тренинг формирования толерантных отношений.
Представленная ниже программа помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди учащихся с ограниченными возможностями, способствует усвоению правил к...
Тренинг "Поиск толерантной личности"
Тренинг...
Тренинг "Сила толерантности"
Треинг предназначен для фопрмирования и развития у подростков толерантности как качества личности. Цель тренинга – формирование и развитие толерантного поведения у подростков....
Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»
Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и уровень образовател...
Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...