Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
статья на тему

В статье говорится о видах здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы, приводятся примеры гимнастики, физминуток, выделяются принципы построения урока со здоровьесберегающими технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon troshkovas.v.doklad.doc.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Трошкова С.В.,

    учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ п.Радищево

Новоузенского района

Саратовской области

Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности, личности активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.

Но за годы обучения в школе ребенок не только формируется как личность, он растет. В его организме происходят важнейшие изменения. И проблема сохранения здоровья становится и остается одной из основных.

Прежде чем говорить об  опыте работы по внедрению  здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы, необходимо дать определение этого понятия.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.[Смирнов 2008:17 ]

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.[Смирнов 2008: 38]

Уже 2 года я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы. А начала  с того, что 2 года назад был сделан капитальный ремонт класса, полностью была установлена новая современная мебель, заменены светильники. В классе есть новая доска, мультимедийный проектор, домашний кинотеатр, телевизор, видеомагнитофон. Обращу Ваше внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Это драматизация диалогов с движениями, разыгрывание сценок литературных сюжетов. Норма 4-7 видов за урок. Различные формы организации урока (КВН, викторины, сказки, игра, путешествие, диспуты) способствуют развитию мыслительных операций, памяти, коммуникативных навыков, двигательной активности, снижают психоэмоциональное напряжение, повышают интерес к урокам.

Для нормального функционирования человеческого организма необходима определённая «доза» двигательной активности, то есть деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Поэтому на каждом уроке провожу физкультминутки. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Это:

  • гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
  • для снятия утомления плечевого пояса и рук,
  • для снятия напряжения с мышц туловища;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика бодрящая;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика для глаз- самокоррекция.

Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей усталости детей. Например, для расслабления кисти рук упражнение «Капуста»:

Мы капусту рубим,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем (имитация действий).

Массаж пальцев перед письменными видами деятельности:

  • протирание ладоней;
  • «скалка» - покатать ручку между ладонями;
  • Покатать ручку между большим и указательным пальцами;
  • «игра на клавишах» (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).

Упражнения для профилактики нарушений зрения:

  1. «Стрелять глазами» - влево-вправо, вверх-вниз;
  2. Рисование глазами каких-либо фигур (слева-направо и наоборот);
  3. Письмо глазами числа, месяца, года рождения.

Применяю на уроках методику периодически меняющихся поз доктора медицинских наук В.Ф.Базарного. Это значит, что через каждые 12-15 минут я перевожу детей из положения сидя в положение свободного стояния, и в это время ученики «пишут» словарный диктант различными частями тела: рукой, глазами, носом и так далее.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. «Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает», - говорил Г. Лихтенберг.

 Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помог детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности «У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!» б) умение настроить себя на положительную волну «Улыбнись самому себе» в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки.

Еще А.Сухомлинский отмечал, что одной из главных причин неуспеваемости учащихся является плохое состояние здоровья. Поэтому очень важно владение учителем валеологической грамотностью.

На уроках русского языка я часто практикую включение валеологических вставок.

Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ребенку в жизни.

Так, например, во время выполнения орфографического и пунктуационного разбора предложения:

«Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожёг пальцы» дается задание рассказать о первой помощи при ожогах.

При выполнении следующего упражнения ребята знакомятся еще и с тем, какое количество килокалорий имеет то или иное блюдо, чем оно полезно, а чем вредно.

Запишите меню, исправив в нём ошибки.

Щи из свежей копусты.

Пильмени.

Кортошка тушёная.

Яишница с калбасой.

Пирожное бисквитное.

Кесель клюквеный.

Кампот яблочный.

При выполнении синтаксических пятиминуток я часто использую пословицы и поговорки, например, «Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду».

Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

Довольно часто для работы с текстами словарных диктантов я использую зеленую бумагу. Когда ребята пишут на этой бумаге, то результаты лучше, чем на обычной. А на красной, наоборот, резко уменьшается процент выполнения задания.

Таблицы, схемы выполняю или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий,  фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.

Различные формы музыкального воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания. Музыку  можно использовать как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. «Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние». Использую и звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

          Мои наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Повышается качество знаний учащихся по русскому языку (в 2008 году оно составляло 30 %, то в 2009 – 32 %, а в первой четверти 2010-2011 учебного года – 33%).

Библиографический список

  1. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: «Народное образование», 1998
  2. Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М.: «Чистые    пруды», 2008
  3.  Смирнов Н.К. «ЗОТ» М.: «Дрофа», 2008        
  4. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Москва.  «Просвещение», 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...