Сборник "Проектная деятельность на уроках математики"
методическая разработка по теме
Сборник отражает опыт работы по реализации технологии проектного обучения на уроках математики. Содержит методические разработки учебных проектов, некоторых уроков, программу дополнительного образования школьников, рабочие материалы к урокам. Сборник окажет помощь учителю математики в реализации проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_matematiki.doc | 684.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
Л.Г. Кудинова
Муниципальное образовательное учреждение
«Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского Района рязанской области
Л.Г. Кудинова
В помощь учителю
Мамоново 2013
Кудинова Л.Г., учитель математики и информатики Проектное обучение на уроках математики: Из опыта работы/ Муниципальное образовательное учреждение «Мамоновская основная общеобразовательная школа». – Мамоново, 2013.
Сборник отражает опыт работы учителя по реализации технологии проектного обучения на уроках математики. Содержит методические разработки учебных проектов, некоторых уроков, программу дополнительного образования школьников, рабочие материалы учителя. Сборник окажет помощь учителю в проектной деятельности с учащимися.
Технология проектного обучения на уроках математики
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».
Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Проектная деятельность на уроках имеет следующие преимущества:
- становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
- расширяется кругозор учащихся;
- формируется позитив в отношении к продуктивной, творческой ошибке;
- возникают способности самостоятельности в выдвижении новых идей и методов;
- учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование;
- возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Под проектом будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Важная роль учителя в организации проектной деятельности учащихся – умение типологизировать проект – определить в нём приоритетное направление и соответственно разработать цели, содержание и методику реализации.
Для учащихся, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению
3
самостоятельной деятельности: от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности, от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого, от теории к практике; от зависимости от учителей к самостоятельности.
Преимуществом учебного проекта является формирование чувства ответственности, приобретается индивидуальный опыт деятельности учащегося на всех этапах. Работая в группах, учащиеся приобретают навыки сотрудничества. Проект – это особая философия образования, философия цели и деятельности. Современная школа и школа будущего немыслима без проектов.
В настоящее время принципы личностно-ориентированного образования приобретают новые формы. Развивающее образование требует новых методов и технологий обучения. В основу технологии проектного обучения положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. При такой форме обучения содержание, формы, методы должны максимально учитывать индивидуальные особенности учащегося, а также предпочитаемые способы работы с учебным материалом. Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
Технология проектного обучения является одной из наиболее эффективных, гибких и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, элементы технологии проектного обучения, в частности метод проектов может с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися. При применении метода проектов реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления. Технологию можно рассматривать как «способ взаимодействия педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей».
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление моделей, презентаций, проведение исследований (с последующим оформлением), подготовка рефератов, докладов, сообщений, схем, диаграмм, макетов и т.д.
4
Проектная деятельность по математике – это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного личностно значимого для них материального результата и предполагающая самостоятельное решение учащимися математических задач. Технология организации и проведения проектного обучения предусматривает комбинирование способов, методов, приемов, форм и средств обучения.
Актуальность проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. Содержание любой технологии раскрывается через ее принципы. Выделим ряд принципов технологии проектного обучения применительно к обучению математики.
Принципы технологии проектного обучения:
- связь идеи проекта с реальной жизнью;
- интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;
- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
- самоорганизация и ответственность участников проекта;
- нацеленность на создание конкретного продукта;
- монопредметный и межпредметный характер проектов;
- временная и структурная завершенность проекта.
Особенности технологии:
- Методы обучения – развивающие. Обучение ориентированно на развитие каждого ученика.
- Выявление уровня развития каждого ученика на каждом этапе обучения.
- Применение разнообразных методов, средств и форм обучения.
- Применение общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.
- Создание специальных средств – развивающих заданий, которые формируют рациональные умения умственного труда.
- Весь процесс обучения строится на отношениях партнерства и сотрудничества.
5
Цели технологии:
- реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности;
- актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности.
- интеграция межпредметных знаний;
- включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность;
- создание условий для формирования учебной компетенции учащихся в области изучения и его развития как языковой личности;
- развитие у учащихся такого необходимого социального навыка как коммуникабельность;
- обеспечить механизм развития критического мышления учащегося, умения искать путь решения поставленной задачи;
- развивать у учащихся исследовательские умения (выявления проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Функции проектной деятельности:
- стимулирует детскую самостоятельность и обогащает ребенка жизненным опытом;
- учитывает детские потребности, интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей;
- выводит процесс обучения из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.
- обеспечивает личностный рост ребенка, позволяет фиксировать этот рост (в графиках, таблицах, анкетах и др.) и вести ученика по ступеням роста – от проекта к проекту.
Задачи, решаемые в ходе выполнения учебного проекта:
- коммуникативные задачи;
- образовательные задачи;
- развивающие задачи.
6
При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:
- выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;
- структурирование задач, как например, возможностей для обучения;
- сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;
- управление процессом обучения;
- использование технологий там, где это необходимо;
- поиск надежного способа оценки.
Самое интересное и самое трудное начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу.
Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности: исполнительский, конструктивный, творческий.
Об исполнительском проекте можно говорить, когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации учителя о порядке действий. Выполнение таких проектов предусматривается на начальном этапе использования учебных проектов, когда у учащихся ещё не достаточно опыта для самостоятельного поиска.
Конструктивный уровень уже возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив проблему, самостоятельно выполнить все этапы проекта.
На третьем уровне – творческом учащиеся самостоятельно выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план и реализуют его.
7
Для большей наглядности можно рассмотреть классификацию проектов:
Признак | Тип проекта |
Уровень творчества |
|
Вид деятельности |
|
Используемые умения |
|
Уровень выполнения |
|
Количественный состав участников |
|
Возрастной состав учащихся |
|
Продолжительность выполнения |
|
Характер исполнения |
|
Формы продуктов деятельности |
|
Использование средств обучения |
|
8
Учебные проекты могут выполняться индивидуально или в группах. Работая в группах, учащиеся осваивают элементы организационной деятельности: лидера, сотрудника, исполнителя. Так как в группах отдельные разделы выполняются индивидуально, то каждый участник группы осознает ответственность за выполнение своего задания. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к учащимся, давая им задания, соответствующие уровню их возможностей, и обязательно постепенно усложнять содержание работы.
Проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах. Необходимо только учесть содержание, назначение и трудоемкость распределяемой деятельности.
На начальном уровне применимы монопроекты, то есть проекты в рамках одного предмета. Такие проекты в частности предусматривают применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Учащиеся активно принимают участие и в межпредметных проектах: математика, информатика. Данные проекты реализуются как во время уроков, так и во внеурочное время. Они обычно различны по объему, продолжительности, но обязательно предполагают решение достаточно сложной проблемы.
Суть проекта на уроке математики в том, что его участникам разрешается совершать, с их точки зрения, категорически запрещённые математические действия, на обычном уроке влекущие самые тяжкие последствия (двойку чернилами в журнал и т. п.). На их глазах совершается чудо: ложное в привычной для школьника системе понятий и аксиом утверждение служит отправной точкой для возникновения и развития теории, в тени которой эта привычная система понятий полностью помещается и не вызывает противоречий. Таким образом, реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.
Известно, что воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками. А воспитание и обучение будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать и чему мы хотим его научить.
Вследствие этого одним из условий успешного педагогического общения является учет особенностей мотивации учения. Как раз мотивационная сторона обучения часто недооценивается как учителями, так и администрацией школы.
9
Особенностью поведения и мотивации учебной деятельности, учащихся среднего и старшего звена является возникновение стойкого интереса к определенному предмету. Но в тоже время отношение детей к учителю и обуславливает их отношение к предмету, который тот преподает.
Средства мотивации, возбуждения познавательного интереса, достаточно широки. Одним из них является обращение к приложениям математики. Какие задачи привели к математическим открытиям, какие новые средства были при этом созданы, как с их помощью удалось продвинуться вперед науке и технике – все это поможет заинтересовать ученика, расширить его кругозор.
Формирование важнейших математических понятий является одной из основных задач математического образования. Представления о числе, векторе, фигуре, функции, величине и т.п. не могут быть определены и введены один раз и навсегда. Овладение такого рода понятиями происходит в течение всего периода обучения и, как правило, не заканчивается в школе. Поэтому разнообразное описание примеров, ситуаций, когда фактически работает то или иное общее понятие, помогает учащимся в последовательном формировании этих понятий.
Самостоятельная деятельность учащегося при решении прикладных задач имеет развивающий характер. Приобретая необходимые умения и навыки, учащиеся реализуют свои творческие, поисковые способности, развивают воображение и логическое мышление.
С целью активизации всех вышеперечисленных процессов мною разрабатывается комплекс творческих учебных проектов для учащихся 5-9 классов по математике и информатике.
Выполнение из класса в класс комплекса творческих проектов повышает уровень мотивации к изучению математики, помогает учащимся в формировании основных общематематических понятий, позволяет учащимся реализовать творческие способности, развивать математические умения и навыки, осваивать информационно–коммуникационные технологии.
Анализируя этапы подготовки и реализации проектов, проведение уроков, их итоги, можно сделать следующие выводы:
- Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики и информатики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.
- В процессе подготовки и проведения подобных уроков у
учителя появляется возможность формирования у учащихся:
- новых учебных умений по самостоятельному добыванию
и осмыслению знаний широкого круга;
- новых личностных качеств.
10
- Метод проектов может использоваться в учебном процессе
для решения различных небольших проблемных задач, и тогда
можно организовывать мини-проекты (краткосрочные) достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).
Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала):
- «Положительные и отрицательные числа».
- «Прямоугольная система координат на плоскости: соревнование художников»
- «Геометрические тела вокруг нас»
- ««Пропорции и их применение при решении старинных задач».
- «Решение прикладных задач с помощью производной»
Чтобы дать возможность детям прикоснуться к геометрии осуществлен проект по теме «Геометрические тела вокруг нас» для учеников 5-6 классов, целью которого было обеспечить условия для развития творческого мышления, развития познавательной деятельности, формирование умений по применению знаний и способов действий в измененных и новых учебных ситуациях, развитие активности учащихся и пространственного мышления.
Планируемый результат: ученики разрабатывают план городка, создают его проект и представляют его классу, изготавливают макет города из моделей и разверток геометрических тел и защищают его.
При работе над этим проектом дети узнали много нового о геометрических телах; стали чаще обращать внимание на окружающие предметы и их вид; обнаруживая, что различные геометрические тела используются в архитектуре, науке, технике, а также встречаются в природе.
По математике в 6 классе реализован краткосрочный проект «Пропорции и их применение при решении старинных задач». При реализации этого проекта учащиеся, во-первых, научились решать пропорции, сознательно используя основное свойство пропорций, во-вторых, научились выделять в условиях задач две величины, устанавливать вид зависимости между ними, в-третьих, научились по условию задачи составлять пропорцию. Решение старинных задач настолько увлекло учащихся, что они пришли к самостоятельному открытию – решению более сложных задач на пропорциональные величины.
11
Работа со старинными задачами воспитывает у учащихся любовь и патриотизм к своей Родине. Экскурсы в историческое прошлое оживляют работу учащихся, дают разрядку умственному напряжению, повышают устойчивый интерес к математике, к изучаемому материалу, способствуют интеллектуальному развитию учащихся.
Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются среднесрочные проекты, занимающие несколько уроков и достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.
Примеры среднесрочных проектов:
- «Односторонние пределы»
- «Непрерывность функции»
- «Построение графиков функций элементарными методами»
4. Организация и проведение макропроектов (долгосрочных) требует обоснованного и разумного подхода с учетом всех ранее выявленных замечаний. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являться праздником знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.
Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований):
- «Измерение геометрических величин»
В своей работе учащиеся рассмотрели методы измерения величин: измерение углов, расстояний, площадей поверхностей, объемов фигур в пространстве. Учащиеся познакомились с инструментами измерения величин, с интересными способами и методами.
Большая работа проведена учащимися при изучении исторической литературы, справочников. Учащимися выполнены доклады на темы: «Как возникли представления людей о шарообразности Земли? Что означает шарообразность?», «Как впервые измерили Землю? В чем состоял способ Эратосфена?», «Что такое метр и как он был определен?» и т.д.
Учащимися проведены исследования «Объем фигур в пространстве. Объем цилиндра», «Принцип Кавальери», «Объем конуса».
- «Грамотный покупатель»
В проекте учащиеся применяют знания не только математики, но информатики, экономики, а также обращаются к статистическим расчётам, которые очень актуальны в практическом применении математических знаний и в настоящее время вызывают интерес у школьников. Учащимися подготовлены презентации, буклеты, листовки.
12
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу изучаемого предмета. От учителя требуется не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Учитель – руководитель проекта, инициатор интересных начинаний и открытий.
Таким образом, представляя на презентациях ученические проекты во время итогового повторения, я добилась сразу нескольких целей:
- учащимися с интересом был повторен изученный материал;
- во время работы над проектами они смогли узнать много нового и познакомить с новыми и интересными сведениями и фактами своих товарищей;
- школьники учились работать с дополнительной литературой и занимались поиском новой информации в Интернете;
- учились грамотно и эстетично готовить продукты проекта: презентации, доклады, рефераты, творческие работы и т.п.;
- воспитывали в себе умение слушать товарищей и оценивать другие проекты (некоторые из этих проектов оказались более глубокими и содержательными по сравнению с собственными проектами), что немаловажно;
- развили интерес к проектной деятельности;
- учились работать в коллективе;
- научились самостоятельно планировать свою деятельность.
Эти проекты сыграли неоценимую роль во время итогового повторения изученного на уроках математики и информатики. Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам, оказалась очень важным моментом для участников. Детей воодушевляли рождённые ими идеи и созданные на их основе реальные проекты.
Во время подготовки проектов, работая в группах по интересам, ребята смогли со всей изобретательностью, смекалкой проявить свои творческие дарования, учились и перенимали друг у друга то, чего не умели сами, делились своим опытом с товарищами.
Учащиеся-старшеклассники, работая над проектами, убедились сами, в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний не обойтись.
Во время подготовки проектов к защите старшеклассники научились использовать не только дополнительную литературу и возможности Интернета, но и такие современные компьютерные программы, как
- программа Microsoft Power Point
- программа Microsoft Word
- коллекции картинок Microsoft Word
- программа Microsoft Excel
13
- программа Microsoft Paint
- www.jandex.ru.
С началом нового 2013-2014 учебного года мои ученики уже начали работу над подготовкой новых проектов. На данный момент уже практически готовы проекты по темам: «Грамотный покупатель», «Практическая направленность задач по геометрии», «Разработка табличной формы для начисления заработной платы» и др.
14
Этапы разработки проекта и его проведения
1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.
4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
5. Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
6. Выявление новых проблем.
Структура учебного проекта
15
Использование времени на реализацию проекта:
- запуск работы (формирование групп, распределение заданий и обязанностей между группами) – 1 занятие;
- освоение проекта, первые эксперименты, первые гипотезы – 1-3 занятий;
- проверка гипотез, их уточнение, новые эксперименты – 1-2 занятия;
- доказательство окончательной гипотезы – 1-2 занятия;
- оформление результатов (не во время занятий);
- защита проекта (1-2 занятия).
Групповая работа
Работу над проектом ведет группа учеников. Каждая рабочая группа формируется самими учениками. Из членов группы выбирается руководитель группы или ответственный. Оптимальный количественный состав группы – 2-4 человека.
Равно-активная работа всех членов группы в течение всего времени работы над проектом очень редка, обычно участники группы сами определяют объем выполняемой ими работы. Тем не менее, каждый участник должен понимать полученные группой результаты и уметь их объяснить учителю (слушателям).
Предварительная подготовка учащихся к групповой работе
Подготовка к групповой работе идет постоянно в процессе обучения. Учащиеся учатся работать как в малых группах (два человека), так и группах – командах (3 и более человек).
Основная цель – познакомить и научить учащихся работать в группах, осмысленно сформировывать рабочие группы для основной работы.
16
Распределение проектов
На первом занятии группа исполнителей должна выбрать и «присвоить» проект, начать вдумываться в проект, распределить роли внутри группы.
Работа с проектом имеет следующие этапы работы:
Возможность активизации познавательной деятельности заложена в самом методе проектов. Метод проектов – это дидактическое средство, которое создает предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности и тягу к новому. Проект осуществляется по определенной схеме:
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | Определение темы и целей проекта, него исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
2. Планирование | - определение источников необходимой информации; - определение способов сбора и анализа информации; - определение способа представления результатов (формы проекта); - установление критериев оценки результатов проекта; - распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
3. Исследование | 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: наблюдения, решения, эксперименты и т.п.) 2. Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельность учащихся |
4. Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов. | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5. Представление (защита) проекта и оценка результатов | Подготовка отчета в ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает вопросы. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество выполнения проекта, использование источников. |
18
Завершение работы над проектом
Подготовка отчета и выступления - в принципе приятная работа. Однако эта работа непривычная для школьников и все же менее приятная, чем решение задач. Помощь в написании отчета со стороны учителя должна быть минимальной. Форма отчета выбирается в начале работы, поэтому при его подготовке обычно учащиеся дают простор фантазии.
Критерии оценки проекта.
- оценка собственно проекта;
- оценка качества текста;
- оценка качества презентации;
- оценка вклада в работу над проектом каждого участника;
- оценка умения взаимодействовать в группе.
Для оценивания работы над проектом удобна индивидуальная рейтинговая оценка:
Оценка этапов | Критерии оценки | Баллы |
Оценка работы | Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы | |
Объем разработок и количество предлагаемых решений | ||
Практическая ценность | ||
Уровень самостоятельности участников | ||
Качество оформления продукта проекта | ||
Оценка проекта | ||
Оценка защиты | Качество представления защиты проекта | |
Проявление глубины и широты представлений по решаемой проблеме | ||
Широта и глубина исследования проблемы в рамках предмета | ||
Ответы на вопросы учителя | ||
Ответы на вопросы учащихся |
Для оценивания работы старшеклассников можно применить следующий подход:
Оценка этапов | Критерии оценки | Баллы |
Оценка работы | Актуальность и предлагаемых решений, практическая направленность работы | |
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите | ||
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений | ||
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов | ||
Качество записи, оформление, соответствие требованиям | ||
Оценка проекта | ||
Оценка защиты | Качество представления защиты проекта, аргументированность и убежденность | |
Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, наличие межпредметных связей | ||
Представление проекта, культура речи, манера, чувство времени, удержание внимания аудитории | ||
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, дружелюбие | ||
Деловые и волевые качества докладчика, умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность |
Общая оценка критериев – 100 баллов. По результатам суммирования выставляются оценки по пятибалльной системе: 85-100 баллов – «отлично», 70-85 баллов – «хорошо», 50-70 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
20
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся.
В процессе реализации проектов ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации.
Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. На таких уроках происходит единение учителя и учеников. А это и есть подлинное сотрудничество.
21
Проект по математике
"Пропорции и их применение при решении старинных задач"
Основной вопрос:
Научиться применять основное свойство пропорции при решении старинных задач.
Вопрос учебной темы:
Знакомство с методикой решения задач «на пропорции».
Учебные предметы: математика, история
Участники: учащиеся 6 класса.
Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет – ресурсы.
Дидактические цели проекта:
- формирование интереса к обучению;
- развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
- обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
- приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации;
- развитие познавательного интереса к предмету математики.
Методические задачи:
Закрепить знания, полученные при изучении темы "Пропорция, Основное свойство пропорции":
- определение пропорции,
- основное свойство пропорции,
- выделение в условиях задач двух величин и установление вида зависимости между ними,
- по условию задачи составлять пропорцию.
22
Ход проекта:
- В самом начале проекта учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает задание: карточки с задачами. Учитель проводит инструктаж по решению задач, приводит конкретные примеры решения задач стандартного типа.
- В каждой группе учащиеся выбирают, какие понятия они должны повторить и применить в процессе выполнения задания. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся и не встречающиеся в учебнике, но имеющие отношение к проблеме.
- Учащиеся работают с дополнительной литературой.
Проблемные вопросы:
- Выделить необходимые понятия для использования их при решении задач;
- Составить исторические справки: о математиках, изучающих пропорции, о старинных величинах;
- Решить задачи «на пропорции»;
- Оформить решение задач.
Результаты представления исследований:
Оформление решение задач (слайды, газета, буклет).
Этапы и сроки проведения проекта:
- Формулирование тем исследований учеников – 1 урок, 20 минут.
- Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 10 минут.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 10 минут.
- Обсуждение с учащимися возможных источников информации – 2 урок, 15 минут.
- Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 2-3 урока
- Защита полученных результатов и выводов – 2 урока.
23
О проекте
Часто изучение терминологии по предмету превращается для ребенка в скучную зубрёжку, после которой эмоциональный настрой резко снижается, а «выученные» термины быстро забываются. Для того чтобы разрядить эту негативную обстановку, детям предлагается поучаствовать в решении задач нестандартного вида и нестандартного содержания. При этом дети учатся работать со справочной литературой, отыскивая и подбирая необходимые понятия. А также происходит закрепление навыков, приобретенных в ходе изучения темы. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления и творческой деятельности учащихся.
Предполагается, что решенные в ходе выполнения проекта задачи будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.
24
Проект по математике
«Геометрические тела вокруг нас»
(5-6 классы)
Цели и задачи проекта:
- расширение кругозора;
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
- развитие общих геометрических представлений учащихся;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- умение работать в группах;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- оформление результаты работы в виде наглядных пособий (учебных моделей).
Этапы проведения проекта:
Время проведения проекта - 4 часа (по 40 мин).
1 урок – создание рабочих групп, определение целей и задач проекта, планируемых результатов, распределение работы между учащимися в группах; поиск необходимой информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, поиск задач практического содержания из учебников и задачников.
2, 3 уроки (+ работа дома) – оформление результатов работы в виде наглядных пособий; подготовка к защите проекта, консультации учителя.
4 урок – защита творческих работ учащихся, подведение итогов проекта, рефлексия.
Основная задача:
Познакомиться с историей возникновения и развития геометрии, с многообразием геометрических объектов в окружающем мире.
Проблемные вопросы:
- Какие геометрические тела вам известны?
25
- Какие геометрические формы имеют окружающие нас предметы?
- Как сделать развертку многогранника?
- Как склеить модель многогранника?
Самостоятельная работа учащихся:
- Знакомство с литературой по истории возникновения и развития геометрии.
- Создание проекта городка.
- Работа по изготовлению моделей геометрических тел для городка.
- Защита проекта.
Проект предполагает творческую защиту работ учащимися, поэтому в качестве раздаточного материала каждой рабочей группе выдается карта с критериями оценивания проекта, с вопросами рефлексии.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:
Компьютер, цифровой фотоаппарат, принтер, сканер, экран, проектор.
Итоги проекта: по итогам проекта
- будут созданы модели городков, сконструированных из геометрических тел;
- подготовлены мини-доклады по истории развития геометрии;
- проведена выставка моделей городков;
- создан фотоальбом.
Оценивание деятельности учащихся:
- Первая оценка выставляется членами группы каждому учащемуся за его работу в группе.
- Вторая оценка выставляется учащимися всего класса за работу группы в целом.
- Третья оценка выставляется учителем по результатам изучения соответствующей литературы.
- Четвёртая оценка выставляется учителем математики за выполнение итогового творческого задания.
26
Литература
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия. - М.: АО “Столетие”, 1994.
- Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. - М.: Педагогика – Пресс, 1995.
- Семенов Е.Е. Изучаем геометрию: Кн. Для учащихся 6-8 кл. сред шк. – М.: Просвещение, 1987.
- Час занимательной математики./ Под ред. Л.Я.Фальке.- М., 2003.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учеб.пособие для 5-6 кл. – Смоленск: Русич, 1995.
- З.Н. Альхова, А.В. Макеева Внеклассная работа по математике. Саратов.: Издательство «Лицей», 2003.
- В.В. Богданов, С.Н. Попова История обыкновенных вещей. – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
27
Проект по информатике
"Ребусы"
Основная цель:
Создание силами учащихся 5-6 классов ребусов в рамках факультативного курса «Информатика и ИКТ».
Основная проблема: Работа в текстовом редакторе Microsoft Word. Технология обработки текстовой и графической информации.
Учебные предметы: информатика и информационные технологии.
Участники: учащиеся 5-6 классов.
Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет – ресурсы.
Дидактические цели проекта:
- формирование интереса к обучению;
- развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
- обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
- приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации.
- привлечение школьников к освоению возможностей компьютерной графики, создание обучающих и контролирующих программ по отдельным темам информатики на основе компьютерных ребусов.
Методические задачи:
- закрепить знания, полученные при изучении тем курса «Информатика» 5-6 класса: по набору, редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе, по созданию и включению в текст таблиц, рисунков;
- по созданию и включению изображений;
- по структурированию текста;
- по распечатыванию текста.
28
Ход проекта:
- В самом начале проекта учащиеся делятся на группы по четыре человека, каждая из которых получает карточку с правилами разгадывания ребусов и набор ребусов, который нужно отгадать. Учитель проводит инструктаж по правилам составления и разгадывания терминов, приводит конкретные примеры (из заданий, указанных в карточках).
- В каждой группе учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся и не встречающиеся в учебнике.
- Выбранные понятия должны быть зашифрованы и оформлены в текстовом или графическом редакторе. Обязательное условие – учащиеся должны четко знать определения зашифрованных слов (закрепление терминологии).
Проблемные вопросы:
- Определить слова для использования в ребусах;
- Подобрать графические и текстовые описания выбранных слов;
- Составить композицию для ребуса.
Результаты представления исследований:
Создание компьютерной поддержки уроков информатики на основе библиотеки ребусов по различным темам информатики.
Этапы и сроки проведения проекта:
- Формулирование тем исследований учеников – 1 занятие, 20 минут.
- Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 2 занятие, 10 минут.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 занятие, 10 минут.
- Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 2 занятие, 15 минут.
- Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 2-3 занятия.
- Защита полученных результатов и выводов – 1 занятие, 40 минут.
29
О проекте
Часто изучение терминологии по предмету превращается для ребенка в скучную зубрёжку, после которой эмоциональный настрой резко снижается, а «выученные» термины быстро забываются. Для того чтобы разрядить эту негативную обстановку, детям предлагается поучаствовать в составлении ребусов, в которых должны отображаться термины, как изучаемого предмета, так и предметов их окружающих. При этом дети учатся работать со справочной литературой, отыскивая и подбирая необходимые понятия. Развиваются творческие, исследовательские навыки и умения. Происходит закрепление навыков работы в текстовом и графическом редакторах. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления.
Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта ребусы будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме, при проведении внеклассных мероприятий. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.
30
Проект по информатике
«Грамотный покупатель»
Компания «Здоровое питание» поручила вашей группе провести исследование цен на продукты питания в магазинах и определить самые выгодные цены на продукты для приготовления здоровой, «домашней» еды для двоих человек. Прежде всего, вам необходимо составить меню из вкусных блюд, включающее закуски, основное блюдо, гарнир, напиток и десерт. Ваша группа должна посетить несколько местных магазинов и изучить цены на ингредиенты выбранных вами блюд.
Необходимо зафиксировать эти данные, провести сопоставление и анализ цен на исследуемые продукты, обобщить полученные результаты в сводном анализе и представить итоговый отчет по выбранным продуктам комиссии компании «Здоровое питание». Чтобы достичь успешного результата, ваша группа должна предоставить рекомендации по недорогим и вкусным, полезным для здоровья продуктам питания.
Цель проекта: грамотный выбор продуктов питания
Основная задача проекта:
- Выбор местных магазинов, относящихся к основным исследуемым категориям.
- Подготовка к исследованию ассортимента магазинов: составление меню на двух человек из недорогих полезных блюд, выбор пяти продуктов питания из основных категорий продуктов.
- Сбор информации о ценах на выбранные продукты в различных магазинах.
- Сравнение цен на продукты на сайте Интернет-магазина и определение лучших цен.
31
Результаты проекта:
- Ввод собранной информации по ценам в базу данных вашей группы с целью провести сравнение и анализ данных и обобщить полученные результаты в сводном анализе.
- Ввод информации по ценам в общую базу данных для анализа всей собранной информации.
- Создание презентации, включающей итоговый отчет по информации, собранной всем классом, и отражающей все выполненные учебные упражнения и информацию по этой задаче.
32
Урок в 6 классе
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков (2 часа)
Цели урока:
- Способствовать выработке умений и навыков сложения отрицательных чисел, сложения чисел с разными знаками, вычитания положительных и отрицательных чисел.
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации алгоритма вычисления значений выражений с десятичными и обыкновенными дробями.
- Проверить степень усвоения учащимися учебного материала.
- Создать условия для развития функционального мышления (соответствие между числом и буквой).
- Показать учащимся межпредметные и межнаучные связи различных дисциплин.
Цель, ориентированная на развитие личности учащегося:
- Содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культур учащихся (умению анализировать, конкретизировать, творчески мыслить, обобщать полученные знания, добывать их в справочниках, дополнительной литературе, размышлять и рассуждать).
- Развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог).
- Формировать целостное мировоззрение о единой картине мира, развивать интерес к природе, окружающему нас миру животных и растений.
Что должны знать? 1.Понятие модуля; противоположных чисел. 2.Правила: -сложения отрицательных чисел; -сложения чисел с разными знаками; -вычитания положительных и отрицательных чисел; -действий с обыкновенными дробями;
3.Основное свойство дроби. | Что должны уметь? 1.Сокращать обыкновенные дроби. 2. Грамотно формулировать правила на сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел. 3.Решать примеры на использование данных правил. 4.Видеть рациональные пути решения. 5.Внимательно, аккуратно оформлять решение заданий. |
33
Ход урока.
- Организационный момент. Постановка проблемы.
- Мотивационный этап.
- Совместное формулирование целей урока.
- Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
- Устная разминка.
- Основной этап урока.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Класс разбит на две команды: "Знатоки" и "Удача".
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим страну эрудитов. В этой стране мы сделаем несколько остановок.
На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость, эрудицию и смекалку, а в конце путешествия мы определим команду – победительницу. Сегодня вас оценивает очень строгое, но справедливое жюри.
- Итак, в путь!
- Попасть в страну эрудитов нелегко, поэтому перед трудным путешествием нам необходимо сделать разминку. Внимание на доску!
Устный счёт:
.1. Используя координатную прямую, вычислить:
-2 + 10; -3 – 8; 10 + (- 17);
-14 + (-3); 18 + (-7); -17 + 30.
2. Мучные жуки выдерживают температуру –190, а жуки-древоточцы – ниже этой на 1,40. Какую температуру они выдерживают?
3. Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство:
-6 +* = -8; * + (-3,8) = -4;
-6,5 + *= -10,5; * + (-9,1) = -10,1;
*+ (-3,9) = -13,9; -0,2 + *= -0,4.
4. Сколько целых чисел между: 24 и 67; - 101 и 25; 0 и 48?
5. Ветки смородины выносили температуру –1950, а после закаливания могли выдержать температуру на 580 ниже. Какая это температура?
Двигаемся далее:
34
1конкурс. Взлётная поляна «Мозгодром».
Разгадайте слово, которое зашифровано числовыми выражениями.
Р
А
Э
В
К
И
6,7 -9,2 -76 -2 -2 -2
Ответ буква
-21 – (-19) -46 - 30 -5,6 – (-3,1) -25,7 + 32,4 -5,5 – 3,7 -3 + |
При каких обстоятельствах мы восклицаем «Эврика!» После выполнения задания – сообщение:
При каких обстоятельствах мы восклицаем: "ЭВРИКА!"
Более двух тысяч лет назад в Сиракузах (Греция) жил царь Гиерон.
Однажды царь велел одному ювелиру сделать золотую корону.
Ювелир исполнил приказ короля. Однако Гиерон, подозревая, что ювелир примешал туда серебро, поручил проверить это великому математику Архимеду.
Долго, но безуспешно трудился учёный над решением этой задачи.
Однажды во время купания Архимед обратил внимание на то, что тело, погружённое в воду, стало легче.
35
Гениальная догадка мелькнула в голове учёного.
Архимед пришёл в такой восторг, что голый, с криком "Эврика!" (Я нашёл), побежал домой, чтобы проверить свою догадку.
Так был открыт очень важный закон в физике.
С помощью этого закона Архимед решил трудную задачу и доказал, что, действительно, в короне часть золота была заменена серебром.
2 конкурс. Вершина «Литературная». Почему мы так говорим?
Выражение зашифровано примерами.
Решите примеры, замените ответы буквами, прочтите.
-20 + 9,7 = 24 – 27 = -2 + 3 =
63 – 100 = -10,3 + 15,6 = -58 +95 =
-12 + 11, 5 = 0 – 3 = -10 + 10,5 =
-0,2 – 1 = 108 – 102,7 = 28 – 22,7 =
-5,2 + 7,2 =
2 | -3 | 5,3 | -1,2 | -0,5 | 37 | -10,3 | |||
я | к | а | р | с | т | и | х | л | а |
3 конкурс. Остров «Необитаемый». В гостях у самой высокой птицы нашей страны. Название этой птицы зашифровано примерами, решите их, замените ответы буквами, прочтите.
36
Какая птица в нашей стране самая высокая?
У Л А Ж Ь Р В
Размах крыльев маньчжурского журавля 250 см, а его высота 150 см.
4 конкурс. Замок «Кроссвордный».
Добравшись до замка, вам предлагается отдохнуть и отгадать кроссворд.
В левом столбце кроссворда вам даётся ключевое слово "математика".
КРОССВОРД
- Число.
- То, что надо знать наизусть.
3. Геометрическая фигура.
4. Арифметическое действие.
5. Единица измерения.
6. Равенство, содержащее неизвестное.
7. Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
8. Математический инструмент.
9. Геометрическая фигура.
10. Деления на измерительных приборах.
37
МИЛЛИОН, ПРАВИЛО, ТРЕУГОЛЬНИК, ДЕЛЕНИЕ,
МЕТР, УРАВНЕНИЕ, ТОЧКА, ЦИРКУЛЬ, КВАДРАТ
ШКАЛА
5 конкурс.Горы «Попрыгушки». (Физкультпауза)
6 конкурс. Привал на берегу моря. Нас приглашает в Антарктиду необыкновенный зверь, более крупный, чем морж. Узнайте название этого животного.
0,5 + | - 0,6 | - 0,6 | 3,15 + 2 |
0,7 - | 0,8 - | 2,4 - 1 |
38
Ответы для проверки найдите в таблице, каждый раз зачеркивая ответ и соответствующую ему букву. Если выполните всё верно, то в таблице прочтёте ответ на вопрос.
7 конкурс. Станция «Отвечайка». (Блиц – турнир для капитанов).
8 конкурс. «Математические обгонялки» - перед вами слово АРИФМЕТИКА, составьте из него как можно больше слов за 2 мин;
9 конкурс. Станция «Соображайка!» - анаграммы. Составьте слово их данных букв: Я Н Ь П М У К О Г Р Л И О – прямоугольник;
Н О К Р Ь У Е Т Л Г И – треугольник.
10 конкурс. Залив «Сказочный». задача в стихах.
По дороге вдоль кустов шло 11 хвостов.
Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков: сколько было петухов?
(7 петухов).
Подведение итогов.
Домашнее задание: оформить творческое задание (шарады, ребусы, кроссворды); + всем подготовиться к контрольной работе.
Этап проведения рефлексии.
Вопросы для самоконтроля:
- Какие числа называют противоположными? Приведите примеры.
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
- Основное свойство дроби.
- 3. Определение модуля числа.
- 4. В чём смысл вычитания чисел? а – в = а + (- в)
- Правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
- Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных дробей.
- Правила сравнения положительных, отрицательных чисел.
- Пропорция, её основные свойства.
39
Урок в 6 классе
«Пропорция. Основное свойство пропорции»
Цели урока: повторить понятие пропорции, основное свойство пропорции; закрепить понятия; научить применять основное свойство пропорции при решении задач
Оборудование: карточки с заданиями, слайд с ответами математического диктанта, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА.
- Слово учителя.
- Что объединяет движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, картографию и биологию?
Оказывается, что нередко возникают ситуации, когда пропорции помогают решать, казалось бы, разные задачи.
Сегодня на уроке мы будем применять основное свойство пропорций при решении задач. Рассмотрим задачи не только из учебника математики, но и из учебника по технологии.
- Для того чтобы пользоваться кулинарными рецептами, производить по ним перерасчет продуктов, требуется знать, что такое отношение, пропорциональность. Рассмотрим конкретный рецепт.
Овощная икра. Репчатый лук, соленые огурцы и морковь берутся в весовом отношении 3 : 4 : 4. вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подают к столу в холодном виде.
В зависимости от того, на какое количество людей или на какой срок хранения вы будете готовить овощную икру, нужно взять разное количество продуктов.
Пример. Для одной семьи достаточно взять 1 кг огурцов и моркови. Сколько нужно добавить лука?
40
Огурцы и морковь входят в блюдо в объеме 4 весовых частей. Значит, одна единица массы составит 1000 : 4 = 250 (г). А лук по рецепту составляет три весовые части, т.е. 250 · 3 = 750 (г).
Итак, для приготовления овощной икры можно взять 750 г. репчатого лука, 1 кг соленых огурцов и 1 кг. моркови
(массы находятся в отношениях 3 : 4 : 4).
Подсчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления икры, если за основу хотите взять 1,5 кг лука.
(Ученики производят расчеты).
Ответ: для приготовления икры на семью потребуется 1,5 кг лука, 2 кг соленых огурцов, 2 кг моркови.
Учитель:
- У каждого на парте лежат сигнальные карточки – красная и зеленая.
Мы будем играть в игру «Молчанка». Если вы с согласны с ответом ученика, которому я задаю вопрос, то молча поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.
Задача. Мама заплатила 40 руб. за 2 кг. Сахара, а бабушка 60 руб. за 3 кг сахара. Выясните, по одинаковой ли цене был куплен сахар.
Решение. Стоимость 1 кг сахара, купленного мамой: 40 : 2 = 20 (руб); бабушка купила сахар по цене 60 : 3 = 20 (руб). Имеем
40 : 2 = 60 : 3 или 40 = 60
2 3
Такие равенства мы называем пропорциями. Нам уже известно, что
a : b = c : d
- Как называются числа a, b, c и d?
Историческая справка (сообщение ученика).
Пропорцией называют равенство отношений двух или нескольких пар чисел или величин. Слово «пропорция» означает «соразмерный,
41
имеющий правильное соотношение частей». Например, размеры модели машины или сооружения отличаются от размеров оригинала одним и тем же множителем, задающим масштаб модели.
Справедлива и другая пропорция, которая показывает, что отношения точек оригинала такие же, как и отношения расстояний соответствующих точек модели.
Пропорции начали изучать в Древней Греции. Сначала рассматривали только пропорции, составленные из натуральных чисел. В IV в. до н. э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы.
Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.
Роль теории пропорций заметно уменьшилась после того, как было осознано, что отношение величин является числом (может быть иррациональным), а поэтому пропорция – это равенство чисел. Это позволило вместо пропорции использовать уравнения, а вместо преобразований пропорций – алгебраические преобразования.
Учитель.
- Из пропорции можно вывести равенство произведений ее членов. Чтобы не перепутать, какие члены пропорции надо перемножить, посмотрите, как они расположены в пропорции.
Сформулируйте основное свойство пропорции.
А сейчас проверим, правильно ли составлены следующие пропорции:
1) 3 : 6 = 2 : 4
2) 4 : 6 = 2 : 3
3) 3 : 6 = 4 : 2
4) 6 : 3 = 2 : 4
5) 6 : 2 = 4 : 6
6) 6 : 4 = 3 : 2
7) 6 : 3 = 4 : 2
8) 8 : 4 = 2 : 3
42
Учитель читает равенства по одному, а учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают, является это равенство пропорцией или нет.
Задание 2. Решите задачу.
Из 18 т железной руды выплавляют 10 т железа. Сколько железа можно выплавить из 36 т руды?
(Ученики решают задачу)
На доске ученик записывает решение задачи. Идет обсуждение решения.
Задание 3. Математический диктант.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Закончите предложение | |
Равенство двух отношений называют… | Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению… |
2. Запишите пропорцию: | |
7 : 21 = 1 : 3, подчеркните ее средние члены | 3 : 4 = 9 : 12, подчеркните ее крайние члены |
3. Закончите предложение: | |
Если пропорция верна, то произведение ее средних членов равно произведению… | Равенство двух отношений называют… |
4. Решите уравнение: | |
8 : у = 20 : 5 | х : 3 = 8 : 6 |
5. Решите уравнение: | |
7 : 14 = 16 : а | 17 : 51 = b : 6 |
43
Форма проверки математического диктанта – взаимопроверка (по парте).
Учитель.
- Для проведения урока технологии учителю и девочкам класса необходимо провести некоторые расчеты для приготовления гречневой каши.
Решим задачу.
Задание 4. Решите задачу.
Из 1 кг гречневой крупы получается 2,1 кг гречневой рассыпчатой каши. Мы хотим получить 1600 г каши. Сколько нужно взять крупы?
(Ученики решают задачу методом пропорции. Ответ: 760 г.)
Задание на дом:
- Сосчитайте, сколько понадобится гречневой крупы, чтобы сварить такую кашу для вашей семьи. Предполагается, что человек в среднем съедает 200 г каши.
- Для приготовления салата взяли помидоры, огурцы и лук. Известно, что помидоров взяли 600 г., а овощи в весовом отношении 3 : 2: 1 соответственно. Сколько огурцов и лука взяли для приготовления салата?
Подведение итогов. Выставление оценок.
44
Программа дополнительного образования детей
«Корреспондент»
- Пояснительная записка.
- Обоснование.
С введением предпрофильной подготовки во второй ступени обучения и профильного обучения в третьей ступени обучения основной задачей является формирование самоопределения учащихся, выявление склонностей и способностей, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.
Сегодня каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. Поэтому приоритет выбора учащимися уровня собственных достижений и освоение новых курсов в школе возрастает.
Главная цель школы на данном этапе – формирование у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования психологической готовности школьников к выбору профессии в ходе учебно-воспитательного процесса.
Программа составлена таким образом, что школьник приобретает первоначальные знания и умения профессии корреспондента.
При организации работы кружка сначала целесообразно опираться на знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы, а также уроках информатики.
Особенностью проведения занятий является объединение теоретической и практической частей. Порядок при этом может быть различным. Если на одном занятии обучающиеся могут заслушать доклад – сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем провести работу по созданию собственных вариантов эскизов рассмотренных жанров, то на другом занятии работа начинается с практической работы, а затем изучается теоретический материал.
Выделяются также обобщающие практические работы с последующим обсуждением и анализом.
Программа предусматривает не только знакомство с профессией корреспондента, но и приобретение умений собирать материал, систематизировать его, выполнять оформление
45
сочинений в жанре газетных публикаций в компьютерном варианте, составлять рабочий материал, использовать в работе записные книжки, блокноты.
- Цель:
формирование индивидуальных способностей в успешном выборе профессии и освоение основных навыков профессии, гармоничное вхождение в трудовую деятельность, развитие познавательных, творческих, поисковых способностей, формирование конкурентоспособного профессионала.
1.3. Задачи кружка:
- Воспитание у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им для этого необходимые навыки.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся в совместной познавательной, трудовой, досуговой деятельности.
- Формирование навыков работы с текстовым редактором.
- Развитие компьютерной грамотности.
- Формирование и развитие навыков творческой, исследовательской работы.
- Развивать творческие способности учащихся – осуществлять выпуск стенгазет, журналов, спецвыпусков школьной газеты, оформлять альбомы, стенды и др.
- Публикация работ учащихся в районной газете.
1.4 Формы и методы работы.
В процессе реализации программы, используются следующие методы и формы:
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей по сбору необходимой информации, с дальнейшим созданием эскизов газетных жанров);
- метод наблюдений, активизирующий активный познавательный процесс (информирование учащихся о свойствах и отношениях реально существующих явлениях, процессов, что предполагает объективность в выводах и обобщениях);
- моделирование (экспериментальный метод по созданию информационных моделей);
- метод эксперимента (вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специальных условиях с целью их изучения);
46
- метод контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программного материала, диагностика результатов обучения).
Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество часов – 144. Первый год обучения - 72 часов (2 часа в неделю), второй год обучения – 72 часов (2 часа в неделю).
Учебные группы смешанные разновозрастные (ребята группируются по талантам, творческим способностям).
1.5. Знания и умения.
По завершению курса обучения учащиеся должны знать:
- способы поиска, хранения, и обработки информации;
- правила работы с компьютером, правила работы в текстовом редакторе Word;
- основные жанры публицистического стиля;
- виды газетных и журнальных публикаций, алгоритм их написания и оформления на газетных полосах;
- основные принципы работы с газетными и журнальными иллюстрациями.
По завершению курса обучения учащиеся должны уметь:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- уметь работать с текстовым редактором, проводить редактирование текста;
- уметь оформлять основные жанры публицистического стиля;
- уметь создавать эскизы страниц газет и журналов.
47
- Учебно- тематический план
- Учебно-тематический план /1 год обучения/
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Распределение обязанностей. Цели и задачи работы кружка. | 2 | 1 | 1 |
2. | Стили речи, общая характеристика. | 6 | 2 | 4 |
3. | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. | 4 | 2 | 2 |
4. | Организация работы корреспондентов – хроникеров. | 4 | 1 | 3 |
5. | Расширенная информация. | 5 | 2 | 3 |
6. | Заметка. | 8 | 2 | 6 |
7. | Интервью. | 8 | 2 | 6 |
8. | Анкетирование. | 6 | 2 | 4 |
9. | Курс бесед «Роль газеты в моей жизни и жизни моей семьи». | 2 | 2 | - |
10. | Путевые заметки. | 10 | 2 | 8 |
11. | Отчет. | 6 | 2 | 4 |
12. | Репортаж. | 6 | 2 | 4 |
13. | Зарисовка. | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 72 | 23 | 49 |
- Учебно-тематический план /2-ой год обучения/
№ п/п | Тема учебного материала | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Корреспонденция. | 2 | 1 | 1 |
2. | Литературное редактирование. | 6 | 2 | 4 |
3. | Теория и практика редактирования текста. | 8 | 2 | 6 |
4. | Обучение практике верстки номеров газет. | 10 | 2 | 8 |
5. | Статья. | 6 | 2 | 4 |
6. | Обзор печати. | 4 | 2 | 2 |
7. | Рецензия. | 6 | 2 | 4 |
8. | Очерк. | 8 | 2 | 6 |
9. | Фельетон. | 4 | 1 | 3 |
10. | Газетные иллюстрации. | 8 | 1 | 7 |
11. | Обучение практике верстки номеров школьных газет. | 10 | 2 | 8 |
Итого: | 72 | 19 | 53 |
48
3. Содержание учебного материала.
- Первый год обучения.
Вводное занятие. Распределение обязанностей. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с целями и задачами кружка. Выбор старосты. Распределение обязанностей между членами кружка. |
Стили речи, общая характеристика. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. |
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Газетные публикации, их виды. Журнальные публикации, их виды. Понятие хроники. |
Организация работы корреспондентов – хроникеров. Профессия корреспондента. Основные должностные обязанности профессии корреспондент. Организация работы корреспондентов –хроникеров. |
Расширенная информация. Понятие расширенной информации. Написание расширенной информации. |
Заметка. Заметка. Анализ образцов заметок, взятых из различных газет и журналов. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка – вопрос. Заметка-просьба. Оформление заметок на газетных страницах. |
Интервью. Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью – зарисовка. Оформление интервью на газетных страницах. |
49
Анкетирование. Анкета. Виды анкет. Анкетирование. Оформление анкеты. |
Курс бесед «Роль газеты в моей жизни и жизни моей семьи». |
Путевые заметки. Понятие путевых заметок. Анализ образцов путевых заметок, взятых из различных газет. Написание путевых заметок. Отчет. Отчет общий (прямой). Отчет тематический. Отчет с комментариями. Написание отчета. |
Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. Подготовка материала к репортажу. Сбор и обработка информационного материала. Оформление репортажа на газетных страницах. Зарисовка. Зарисовка. Написание зарисовки. Оформление зарисовки на газетных страницах. |
- Второй год обучения.
Корреспонденция. Корреспонденция. Повторение курса первого года обучения. Написание корреспонденции. |
Литературное редактирование. Литературное редактирование работ различных видов. Исправление ошибок. Различных типов. |
Теория и практика редактирования текста. Ввод текста. Редактирование текста. Расположение статей в газетных полосах. Обучение практике верстки номеров газет. Макеты газетных страниц. Оформление газетных полос. |
Статья. |
Статья. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы. Проблемная статья. Критическая статья. Оформление статьи на газетных страницах. |
50
Обзор печати. Обзор печати. Тематические обзор. Общий обзор. Информационный обзор. Подготовка обзора. |
Рецензия. Рецензия. Рецензия на литературную тему. Рецензия на искусственную тему. Рецензия на телепередачу. |
Очерк. Очерк. Очерк портретного характера. Проблемный очерк. Событийный очерк. Путевой очерк. Написание очерка. |
Фельетон. Фельетон. Тематический фельетон. Проблемный фельетон. Написание фельетона. |
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции). Вставка иллюстраций в газетные полосы. |
Обучение практике верстки номеров школьных газет. Оформление газетных страниц. Вставка газетных иллюстраций. |
4. Используемая литература.
- Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 1974.
- Обучение деловому письму. К.П. Щепина – М.: Просвещение, 1980.
- Речь, язык. Г.Г. Гранина, Л.А. Концевая – М.: Просвещение, 1995.
- Язык мой – друг мой. Л.Г. Григорян – М.: Просвещение, 1976.
- Основы компьютерного делопроизводства. Н.В. Макарова – Питер: Издательский дом, 2005.
- Практическая информатика. С. Симонович – М.: Просвещение, 2005.
- Специальная информатика. С. Симонович – М: Просвещение, 2000.
- Газетные и журнальные публикации.
51
5. Методическое обеспечение образовательной программы.
№ п/п | Тема из плана | Форма занятия | Методы проведения занятия | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Публицистический стиль речи | Коллектив- ная | Рассказ, беседа, демонстрация | Газетные и журнальные публикации | ||
2. | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. | Групповая | Мини-беседа, мини-диалог, самостоятельная работа | Образцы газетных и журнальных публикаций | Анализ работы учащихся, подведение итогов. Оценка педагога. | |
3. | Профессия корреспондента. Основные должностные обязанности профессии. | Коллектив- ная | Лекция | |||
4. | Расширенная информация | Групповая | Беседа, практическая работа в группах | Газетные публикации, вырезки | Работа на ПК | Анализ работы групп. Оценка педагога. |
5. | Заметка. | Коллектив-ная | Лекция, демонстрация | Заметки (газетные и журнальные вырезки) | ||
6. | Написание заметки | Групповая | Беседа, практическая работа, конкурс | Эскизы заметок, тематика заметок. | Работа на ПК | Подведение итогов конкурса. Оценка жюри. |
7. | Интервью. | Коллектив-ная | Беседа, демонстрация | Газетные вырезки, план написания интервью | ||
8. | Интервью на газетных страницах | Групповая, индивидуальная | Практическая работа | Эскизы интервью | Работа на ПК | Анализ работ. Оценка педагога |
52
6. Досуговые мероприятия.
Первый год обучения.
- Беседа «Моя любимая газета»
- Конкурс творческих работ /заметка, интервью, анкета, отчет, репортаж/.
- Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи».
- Экскурсия в редакцию районной газеты «Пронская газета». Встреча с сотрудниками.
Второй год обучения.
- Встреча с корреспондентом районной газеты «Пронская газета».
- Смотр творческих работ /статья, рецензия, очерк, фельетон/.
- Подготовка спецвыпусков школьной газеты.
- Публикация лучших работ обучающихся в районной газете.
- Часы общения на тему «Если бы я бал редактором…»
53
К проекту по математике
"Пропорции и их применение при решении старинных задач"
Старинные задачи «на пропорции»
- В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 ч. Нужно узнать, сколько косцов за 3 ч выпьют такой же бочонок кваса?
- 8 аршин сукна стоят 30 рублей. Сколько стоят 15 аршин этого сукна? (из «Арифметики» А.П. Киселева).
- Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев, а приказано им на службе быть 10 месяцев; и захотели людей от себя убавить, чтобы корма хватило на 10 месяцев. Спрашивается сколько человек надо убавить.
- Одна артель плотников, состоящая из 28 человек, может построить дом в 54 дня, а другая из 30 человек – в 45 дней. Какая артель работает лучше?
- 2 землекопа за 2 часа выкапывают 2 м канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы?
- Некто имел 100 рублей в купечестве 1 год и приобрел ими только 7 рублей. А когда отдал в купечество 1000 рублей на 5 лет, сколько ими приобретёт? (из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого).
- Если писец может за 8 дней написать 15 листов, сколько понадобится писцов, чтобы написать 405 листов за 9 дней? (из «Всеобщей арифметики» И. Ньютона).
- Переписчик в течение четырёх дней может переписать 40 листов, работая по 9 часов в день. Во сколько дней перепишет переписчик 60 листов, работая по 12 часов в день?
- В первой бригаде землекопов 4 человека – они за 4 ч выкопали 4 м канавы. Во второй бригаде землекопов 5 человек – они за 5 ч выкопали 5 м канавы. Какая бригада работает лучше?
- Для освещения 18 комнат в 48 дней издержано 120 фунтов керосина, причем в каждой комнате горело по 4 лампы. На сколько дней достанет 125 фунтов керосина, если освещать 20 комнат и в каждой комнате будет гореть по 3 лампы? (из «Арифметики А.П. Киселева).
Задачи на прямую и обратную пропорциональность
(для двух величин)
- За 6 ч поезд прошел 480 км. Сколько километров поезд пройдет за первые 2 ч, если его скорость была постоянна?
- для варки варенья из вишни на 6 кг ягод беоут 4 кг сахарного песку. Сколько килограммов сахарного песку надо взять на 12 кг ягод?
- 5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней 10
54
маляров покрасят тот же забор?
- 5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней 1 маляр покрасит тот же забор?
- Расстояние между двумя городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов поезд пройдет то же расстояние со скоростью 60 км/ч?
- 8 м сукна стоят столько же, сколько стоят 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 14 м сукна?
- Со скоростью 80 км/ч товарный поезд прошел 720 км. Какое расстояние пройдет за то же время пассажирский поезд, скорость которого 60 км/ч?
- За одно и то же время токарь делает 6деталей, а его ученик – 4 детали. Сколько деталей сделает ученик за то же время, за которое токарь сделает 27 деталей?
Задачи на прямую и обратную пропорциональность (для трех и более величин)
- 3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней.
- 100 синиц за 100 дней съедают 100 кг зерна. Сколько килограммов зерна съедят 10 синиц за 10 дней?
- В первой бригаде землекопов 4 человека – они выкопали за 4 ч 4 м канавы. Во второй бригаде землекопов 5 человек – они за 5 ч выкопали 5 м канавы. Какая бригада работала лучше?
К проекту по информатике "Ребусы"
Работа над проектом начинается с вводного слова учителя, в котором должно раскрыться определение слова «ребус» и правила отгадывания ребусов.
Слово "ребус" латинского происхождения (от латинской пословицы "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова. Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся "новостями дня" (от латинского "de rebus, quae geruntur" бувально - "о делах, которые творятся"). В дальнейшем слово "ребус" получило то значение, в котором оно употребляется.
Для того, чтобы детям было легче сориентироваться при работе по составлению ребусов, им раздаются карточки следующего вида:
55
КАРТОЧКА
Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер.
Но составление ребуса – это умственный труд. Работу вам облегчат следующие правила:
- Название всех изображённых на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже
- Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Например: глаз и око, нога и лапа; или же предмет может иметь одно общее или одно конкретное название, например: рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех
изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на
слова и составить по смыслу зашифрованный текст
- Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, название его надо читать справа налево.
Например воз -> зов. - Если слева или справа от нарисованного предмета одна или две запятых, это значит, что в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы.
- Такие слова, как перед, над, на, под, за, при, у, о, в, как правило, в ребусах рисунком не изображаются, но выявляются из соответствующего положения букв и рисунков.
- Такие части слова как с, к, из, от, по, и можно рисунком не изображать, а использовать их в качестве предлогов или союзов, указывающих отношение одного элемента ребуса к другому.
- Если над рисунком стоят цифры, тогда и буквы из названия нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр, например, четвёртая, третья, вторая и, наконец, первая.
- Если конфигурация какой-либо буквы составлена из других букв, надо читать изображённую букву, используя предлог из.
- Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.
- Если часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе можно изобразить её числами.
- Иногда в ребусе можно использовать дробь. В этом случае черта, отделяющая числитель от знаменателя, ставится наклонно или же рисуется половина буквы.
- Если нарисован предмет, а около него или над ним написана зачёркнутая буква, это значит, что эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.
- Если над перечеркнутой буквой или рядом с ней написана другая буква, то в названии предмета читается буква, стоящая над зачёркнутой или рядом с нею.
- В ребусах рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком уравнения между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева, заменяется второй буквой.
56
Оглавление
Технология проектного обучения на уроках математики..........3-21
Проект по математике «Пропорции и их применение
при решении старинных задач……………………........……….…22-24
Проект по математике «Геометрические тела вокруг нас»
(5-6 классы)…………………………………………………………..25-27
Проект по информатике «Ребусы» ……………………………...28-30
Проект по информатике «Грамотный покупатель»……………………………………………………….…31-32
Урок в 6 классе «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»…………………………………………....33-39
Урок в 6 классе «Пропорция. Основное свойство
пропорции» ………………………………………………………...40-44
Программа дополнительного образования детей
«Корреспондент»…………………………………………………..45-53
Рабочие материалы для учителя………………………….…….54-66
Л.Г. Кудинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...
"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)
Реализация методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....
Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...