Интегрированный урок как фактор формирования профессиональных компетенции будущего бухгалтера.
статья на тему

 

Задачей современной педагогики является соединение  в восприятии обучаемого основных знаний по изучаемым дисциплинам в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и его месте в них. Интеграция в большой степени способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. В настоящее время в образовательном процессе, с целью получения разносторонних знаний, использования информации различных дисциплин для нового осмысления событий и явлений,  широко используется такая форма занятия, как интегрированный урок. На интегрированных уроках имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Все это стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок как фактор формирования профессиональных компетенции будущего бухгалтера.

                                                                                                               Деряева И.П.

Задачей современной педагогики является соединение  в восприятии обучаемого основных знаний по изучаемым дисциплинам в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и его месте в них. Интеграция в большой степени способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. В настоящее время в образовательном процессе, с целью получения разносторонних знаний, использования информации различных дисциплин для нового осмысления событий и явлений,  широко используется такая форма занятия, как интегрированный урок. На интегрированных уроках имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Все это стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

В системе среднего профессионального образования интегрированные уроки играют немаловажную роль в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста. В Хабаровском торгово-экономическом техникуме широко практикуется переработанный инновационный опыт активных форм обучения, в том числе и проведение интегрированных уроков. Для того, что бы будущий специалист умел компетентно решать профессиональные задачи, необходимы такие методы обучения, которые активизировали бы студентов, стимулировали их к самостоятельной работе над изучаемой темой.

Приведем пример процесса подготовки и проведения интегрированного урока по теме «Учет и комплексная оценка показателей по труду». Данное занятие разработано в системе дисциплин: «Анализ хозяйственной деятельности», «Бухгалтерский учет» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» при подготовке будущих специалистов по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

          Этапы подготовки интегрированного урока.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику.

Первый этап - подготовительный. На этапе планирования преподаватели-партнёры должны согласовать и скоординировать план и методику проведения урока; необходимо определить основания интеграции, т.е. ответить на вопрос: на основе каких знаний будет осуществляться интеграция?

          В связи с тем, что интегрированный урок проводится по результатам деятельности конкретного предприятия, то группе студентов даётся определённое задание. Например: изучение организационно-экономической характеристики ОАО "Хабкомцентр". На первом этапе урока моделируются в общих чертах, без конкретизации материала: показатели по труду.

Необходимо разработать композицию урока, определить её основные черты.

Для этого преподаватели-партнеры предлагают различные варианты, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов выбирается оптимальное решение, соответствующее поставленной цели. Следует отметить, что психологическая совместимость преподавателя является важным фактором успеха.

Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества. Каждый преподаватель самостоятельно подбирает материалы, определяет показатели. Необходимо произвести отбор наиболее значимой информации, т.к. временные рамки урока ограничены. На данном уроке используются показатели товарооборота по месяцам, товарооборот за год, численность работников, численность торгово-оперативного персонала. Фонд оплаты труда в сумме и в процентах к товарообороту, средняя заработная плата, производительность труда.

  Очень важно продумать каждый элемент урока, последовательность действий каждого преподавателя. Неопределенная импровизация может поставить партнеров тупик. Многое зависит от профессионализма преподавателя, его актерского мастерства.

  Целесообразно установить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться в установленные временные рамки.

  Второй этап – исполнительный. Студенты должны имитировать работу предприятия, его отделов: бухгалтерии и финансового отдела. «Бухгалтерия» на основании первичных данных производит расчеты объема продаж за месяц, отражают все операции на счетах бухгалтерского учета, а «сотрудники планового отдела» производят расчеты производительности труда для определения эффективности использования трудовых ресурсов. На этом этапе студенты анализируют показатель, определяют влияние товарооборота и численности работников. Используя знания, полученные на уроках ИТДП,  студенты в программе 1С Бухгалтерия производят расчет заработной платы и записи в журнал-ордер по счету 70. Полученные данные используют для анализа ФОТ.

 В итоге, на основе полученных расчетов, решается главная задача интегрированного урока. Определяется относительная экономия (перерасход), определяется влияние средней заработной платы и численности работников, сравниваются темпы роста производительности труда и средней заработной платы. «Сотрудники финансового отдела» делают вывод. «Руководители планового и финансового  отделов» сообщают, какие мероприятия разработаны для улучшения деятельности предприятия.

Третий этап – контрольный. На данном этапе проводится анализ урока. Преподаватели подводят итоги деловой игры, оценивают активность, творчество, качество работы, сообщают оценки. Особое внимание следует уделить системе оценки знаний студентов. На данном уроке используется рейтинговая таблица оценок, что позволяет активизировать деятельность студентов.

          Далее необходимо обобщить результаты, подвести итоги, сформулировать выводы: данный урок показал, что в реальной практической деятельности функции бухгалтера и экономиста взаимосвязаны и взаимозависимы. Бухгалтер на современном предприятии должен не только уметь определять показатели, но и грамотно анализировать их значение. Студентами реально представлены цели, задачи и порядок работы различных отделов предприятия, их взаимосвязь в системе производства. Так же определена степень влияния работы сотрудников бухгалтерии на деятельность финансового и планового отделов, а так же на работу коллектива в целом. Анализ, который провели «экономисты» показал результаты работы предприятия за один календарный год.

 Данное занятие показало студентам тесную взаимосвязь изучаемых  дисциплин: АХД, бухгалтерского учета и, вместе с тем возможность применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

 Студентами усвоен теоретический материал, развито умение применять знания в решении реальных ситуаций. Главная цель интегрированного урока – формирование целостного взгляда на профессиональную проблему, понимание сущностных взаимосвязей явлений и процессов  достигнута. Именно на таких уроках в большей мере происходит формирование личности самостоятельной, ответственной.

               

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».

Статья посвящена вопросам развития эстетической культуры учащихся на уроках дисциплины "Музыкальная литература". Автор ставит задачу формирования музыкального восприятия через развитие навыков анализа...

Практические работы на уроках как условие формирования профессиональных компетенций

Практические работы на уроках как условие формирования профессиональных компетенций...

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у ...

Роль математики в формировании профессиональных компетенции будущих выпускников по специальности «Сварщик (Ручной и частично механизированной сварки(наплавки)»

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в СПО является включение студента в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной де...