Метод проектов на уроках информатики
методическая разработка по теме
Из опыта работы по теме "Проектная деятельность на уроках информатики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов на уроках информатики.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов.
Школьный курс информационных технологий должен иметь набор обучающих технологий и методик, позволяющих успешно решать поставленные перед ним задачи. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
На основе опыта преподавания предметов информатики иматематики, а именно для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов в своей педагогической практике я применяю "Метод проектов".
"Метод проектов" - технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением готового программного материала.
При применении "Метода проектов" для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить следующие основные этапы:
- разработка темы проекта;
- моделирование;
- реализация;
- анализ выполненного проекта;
- защита проекта.
Создание проектов на уроках информатики:
- создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;
- формирует чувство ответственности за выполняемый объем работ;
- создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;
- формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;
- способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;
- позволяет создать реально полученный продукт (проект).
Проект - эффективная форма учебной деятельности
Организация структуры занятий "Метода проектов" практикумы и самостоятельные работы, расширяют творческий потенциал учащихся. Совершенно очевидно, что обучение с использованием "Метода проектов" – это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний, развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве.
Практика указывает как на преимущества, так и на недостатки метода проблем в школьной практике. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие научной пытливости, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность. Убедилась на практике в том, что метод проектов разрушает школьную рутину. Уже использовав этот метод, я настроена применять его и вновь.
Темы проектов разнообразны и зависят от изучаемого материала по программе. Например, при работе над проектом «Осторожно: вирусы» учащиеся более подробно узнают все о компьютерных вирусах, об их возможностях и способах защиты персонального компьютера, овладевают умениями представления результатов исследования с использованием современных информационных технологий (презентация, публикация).
Выполняемые проекты стимулируют познавательную деятельность учащихся, актуализируют их контакты, развивают самообразовательную активность у учащихся, коммуникативные навыки. В этой связи в своей педагогической практике я использую вышеуказанный метод, как для изучения нового материала, так и для закрепления уже изученных тем.
Другой пример. При изучении темы «История вычислительной техники» учащиеся знакомятся с историей развития вычислительной техники, получают представление об основных этапах развития ВТ, о поколениях ЭВМ, о развитии отечественной индустрии в области вычислительной техники; при этом приобретают навыки самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернет, повышают свой интеллектуальный уровень, умение работать с большим количеством материала. При защите проекта, ребята должны мотивировать свой выбор. В результате работы учащиеся наряду с закрепление изученной темы, получают навыки оформления проектных работ согласно требованиям к проектной работе.
Типология проектов
По характеру доминирующей в проекте деятельности, при преподавании информационных технологий выделяются следующие типы проектов, наиболее удачно сочетающиеся с изучаемыми предметами:
- Исследовательский проект.
- Творческий проект.
- Прикладной проект.
- Информационный проект.
Исследовательские проекты
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы, т.е. задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- Выявление и постановка проблемы исследования.
- Формулирование гипотезы.
- Планирование и разработка исследовательских действий.
- Сбор данных, их анализ и синтез.
- Сопоставление данных и умозаключений, их проверка.
- Подготовка и написание сообщения.
- Переосмысление результатов о ходе ответов на вопросы.
- Построение выводов, заключений.
Обычно исследовательские проекты бывают монопредметными, в ряде случаев межпредметными.
Пример, работая над проектом «Чем опасен Интернет», учащиеся исследовали, с какими опасностями чаще всего сталкиваются их сверстники, попытались разработать способы безопасной работы в сети Интернет.
Творческие проекты
В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Результаты таких проектов намечаются в самом начале, но окончательно вырисовываются только в конце. Степень творчества здесь очень высока.
С особым интересом учащиеся выполняли творческие проекты «Сокрутовка», «Человек в истории района» к 85-летию Ахтубинского района. Изучая краеведческий материал, встречаясь с интересными людьми, данная проектная деятельность развивала познавательный интерес к изучению родного края, создавала условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.
Информационные проекты
Этот тип проектов, направлен на работу с информацией о каком либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории.
Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может выглядеть приблизительно так:
Цель проекта, его актуальность.
Источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование).
Методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
Результаты (статья, реферат, электронный учебник).
Презентация проекта (публикация, в том числе в Интернет, обсуждение в телеконференции и т.д.).
Задумываясь над вечным учительским вопросом – как добиться того, чтобы ученик понял и принял, то, что дорого и понятно учителю, многие преподаватели овладевают новыми методическими технологиями методами преподавания, и внедряют их в процесс обучения. Одной из таких технологий и является «метод проектов». Используя его в своей практике, мне удалось решить вопросы и проблемы, связанные с: развитием познавательных навыков учащихся, умением учащихся самостоятельно конструировать свои знания, умением учащихся ориентироваться в информационном пространстве, развитием творческого мышления учащихся.
Работая над методической темой «Развитие познавательного интереса учащихся, путем применения новых информационных технологий», я пришла к выводу, что при изучении многих тем курса информатики, а именно для закрепления и дополнения полученных знаний, метод проектов просто незаменим, помогая учащимся раскрыть свои способности, учителю накапливать опыт, а результаты превосходят все ожидания, настолько интересными получаются работы учащихся.
Сегодня применение метода проектов становиться тем более актуально, что результаты такой формы обучения соответствуют критериям эффективности профессионального образования, которыми являются:
- Самостоятельность в профессиональной деятельности – у учащихся она проявляется в умении принимать целесообразные решения, осуществлять самоконтроль.
- Практико-ориентированное мышление проявляется в способности анализа, выработке тактики и стратегии действий.
- Культура труда – наблюдается, когда учащиеся выбирают оптимальные приемы и способы работы над проектом, соблюдают технологическую дисциплину.
- Творческое отношение к труду – отмечается в проявлении инициативы и интереса к своим разработкам.
- Ответственность за выполнение профессионального задания, проявляется в качественном выполнении проектного задания. Таким образом, трансформация метода проектов в учебный процесс школы, позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личных функций учащихся, а не заниматься формированием личности с заданными свойствами.
Учащиеся, выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но развиваются как личность, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...
Использование метода проектов на уроках информатики
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше...
Метод проектов на уроках информатики
Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.
Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося
Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интере...