ЭОР на уроках химии и биологии
учебно-методический материал по теме
Даны типы уроков с использованием ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭОР на уроках | 17.57 КБ |
Урок изучения нового материала при ведущей роли учителя | 99 КБ |
Исследование на уроке | 994.08 КБ |
Практическая работа | 15.72 КБ |
Решение задач | 15.4 КБ |
Урок - семинар | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЭОР на уроках химии и биологии
Краткая аннотация: дана методика использования ЭОР на уроках
Ключевые слова: электронно-образовательные ресурсы нового
поколения ( ЭОР НП), электронные учебные модули (ЭУМ), технология.
Рациональное использование учебного времени приводит к
необходимости перестройки учебного процесса в случае активного
использования ЭОР НП. Выделяется несколько групп моделей уроков, при
проведении которых деятельность учащихся организуется на основе ЭОР
нового поколения.
В условиях проведения урока в компьютерном классе все учащиеся
имеют возможность работать за компьютером – по одному или парами.
Работа учащихся в классе может быть организована:
фронтально (знакомство с содержанием ЭОР, наблюдение за
демонстрацией эксперимента);
индивидуально (выполнение практических и лабораторных работ,
решение задач в индивидуальном темпе и на основе различных
заданий);
малыми группами (выполнение группового задания на основе ЭОР).
В структуре урока могут быть отражены все его этапы. Кроме этого
целесообразно чередование видов деятельности за компьютером и без него.
Как известно, основными этапами урока являются:
Актуализация знаний и умений, которое может быть организована
как с использованием ЭУМ – за компьютером, так и без него. Для
этой цели могут быть использованы задания, включенные в
электронные учебные модули практического типа, а также ключевые
и проблемные вопросы, сформулированные в электронных учебных
модулях информационного типа.
Введение новой информации, которое в зависимости от специфики
вводимого содержания также осуществляется с использованием или
без использования ЭУМ.
Первичное закрепление, которое целесообразно организовывать в
форме индивидуальной деятельности на основе заданий,
включенных в электронные учебные модули практического типа –
тренажеры, простейшие практические задания.
Применение полученных знаний в стандартных или новых
ситуациях также целесообразно организовывать на основе
различных практических электронных учебных модулей, которые
предполагают самостоятельное выполнение учащимися
лабораторных, практических, исследовательских работ.
Диагностика процесса усвоения учебного материала, который также
в зависимости от уровня и диагностируемого предмета может быть
организована и за компьютером на основе электронных учебных
модулей контроля, и без него.
Уроки на основе использования ЭОР НП:
1. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при
ведущей роли учителя.
Рассмотрим на примере урока «Генетический ряд металлов и неметаллов» в 8
классе.
Загружено на eor.openclass.ru
2. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП и
самостоятельной деятельности учащихся .
3. Урок — обучающий семинар с использованием ЭОР НП.
4. Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР
НП.
( Презентация «Химическая связь» )
5. Уроки-практикумы с использованием ЭОР НП: репродуктивные и
неиндивидуальные, индивидуализированные, творческие.
6. Урок — решение задач.
7. Урок-дискуссия на основе использования ЭОР НП.
8. Урок — групповая дискуссия.
9. Урок — обсуждение (выдвижение) идей.
10. Урок — проблемный семинар.
Виды используемых ЭУМ:
1.ЭУМ И-типа ( информационные), которые используются при изучении
нового материала.
2.ЭУМ П- типа (практические), которые: содержат задания, предполагающие
осуществление поиска решения ;включают в себя лабораторную или
практическую работу, предполагающую неоднозначность выводов.
3.ЭУМ К-типа (контрольные), которые содержат задания для проверки
знаний обучающихся.
Уроки с использованием ЭОР могут быть организованы на основе
предварительной самостоятельной работы учащихся дома. Результатом этой
работы являются: освоение учащимися содержания рекомендованных
учителем ЭУМ, а также дополнительного материала, либо рекомендованного
учителем, либо найденного самостоятельно.
ЭОР нового поколения позволяют обеспечить развитие творческого
мышления, навыков самообразования и интерактивного взаимодействия, что
может быть реализовано в процессе реализации современных педагогических
технологий.
Приведенные выше примеры лишь иллюстрируют возможности ЭОР
нового поколения в условиях построения инновационного образовательного
процесса. Спектр педагогических технологий, в которые могут быть
включены ЭОР нового поколения , достаточно широк. Среди них можно
назвать: технологии рефлексивного, игрового, проблемного обучения,
группового взаимодействия, кейс–технологию и т.п.
Предварительный просмотр:
1. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя (табл. 1).
Таблица 1
№ п/п | Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Введение нового материала | ЭУМ И-типа | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации |
2 | Формулирование вопросов учащимися | Вопросы учеников | Задают вопросы учителю | Отвечает на вопросы учащихся |
3 | Ответы учащихся на вопросы учителя | Вопросы учителя | Отвечают на вопросы учителя | Задает вопросы учащимся |
4 | Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися | Задания учителя или ЭУМ П-типа | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию | Определяет ЭУМ П-типа, при наличии вариативных ЭУМ П-типа определяет их индивидуально для каждого учащегося |
5 | Выполнение заданий учащимися | Задания учителя или ЭУМ П-типа | Выполняют задание и размещают результаты его выполнения на форуме | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий |
6 | Формулирование контрольного вопроса или задания | Контрольное задание (ЭУМ К-типа) | Знакомятся с заданием | Определяет ЭУМ К-типа, при наличии вариативных ЭУМ К-типа определяет их индивидуально для каждого учащегося |
7 | Выполнение учащимися контрольного задания | Контрольное задание (ЭУМ К-типа) | Выполняют задание, размещают результаты его выполнения на форуме | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность |
8 | Формулирование выводов урока | Выводы по уроку | Фиксируют выводы | Формулирует выводы |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Генетические ряды металлов и неметаллов
ФИО (полностью) | Макаров Юрий Борисович | |
Место работы | МОУ-Малеевская СОШ Клинского района | |
Должность | Учитель химии | |
Предмет | химия | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме | Тема 7, урок 10 | |
Базовый учебник | О.С.Габриелян «Химия 8» : М.:Дрофа, 2010. |
8.Цель урока: обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся о классификации и химических свойствах
веществ, важнейших классах неорганических соединений. Сформировать представление о генетической связи этих
классов.
9. Задачи:
- обучающие: познакомить с понятиями генетический ряд, генетическое родство; научить составлять простейшие ряды
металлов и неметаллов; формировать навыки решения проблемных задач;
-развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы ; развивать самостоятельность и навык
самоанализа ;навыки коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в паре, умение доказывать свою
точку зрения;
-воспитательные: формировать информационную компетентность, способствовать самостоятельно добывать знания,
воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать в коллективе.
- Тип урока- урок-введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя.
- Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, фронтальные
- Необходимое техническое оборудование :компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение к плану-конспекту урока
____Генетические ряды металлов и неметаллов____________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 2 3 4 | Модуль «Понятие о генетической связи и генетическом ряде» Модуль «Генетический ряд металлов» Модуль «Генетический ряд неметаллов» Тренажер «Генетические ряды металлов, неметаллов и переходных элементов» | Информационный, лекция Информационный, лекция Информационный, лекция Практический, упражнения | 3 кадра, текст, схемы, интерактивные схемы, интерактивная модель 1 кадр интерактивная схема 1 кадр интерактивная схема 3 задания, редактор уравнений, составление уравнений реакции, соответствующих предлагаемым схемам путём ввода уравнений в активную зону с клавиатуры | http://fcior.edu.ru/card/2046/ponyatie-o-geneticheskoy-svyazi-i-geneticheskom-ryade.html http://fcior.edu.ru/card/9831/geneticheskiy-ryad-metallov.html http://fcior.edu.ru/card/14263/geneticheskiy-ryad-nemetallov.html |
Предварительный просмотр:
Проектирование исследовательской работы учащихся на уроке на основе ЭОР
Цель практической работы: развитие навыков проектирования исследовательской работы учащихся на уроке на основе ЭОР.
1 этап. Выберите тему.
2 этап. Выберите ресурсы по теме.
3 этап. Сформулируйте цель аудиторной исследовательской работы по теме.
4 этап. Определите действия, которые обязательно должен выполнить учащийся, работая с выбранными модулями.
5 этап. Составьте рекомендации по выполнению учащимися каждого действия.
6 этап. Представьте полученную исследовательскую работу в виде текста, адресованного учащимся, с последовательным описанием их действий.
7 этап. Представление полученной исследовательской работы.
Конструктор анимаций “Механизм образования ковалентной химической связи
Механизм образования молекулы хлороводорода
или
Конструирование моделей молекул галогеноводородов
Лабораторная работа "Конструирование моделей молекул галогеноводородов"
или
http://fcior.edu.ru/card/4117/laboratornaya-rabota-konstruirovanie-modeley-molekul-galogenovodorodov.html
Предварительный просмотр:
Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР НП
Урок — лабораторная работа, целью которой является введение нового материала, предполагает деятельность учащегося по изучению реальных объектов, проведение виртуального эксперимента, самостоятельной формулировке выводов и проверке их справедливости.
Как известно, эффективность лабораторного занятия во многом зависит от детальных инструкций, грамотно выстроенной системы вопросов и заданий, регулирующих выполнение действий учащимися, осмысления получаемых результатов. Все это реализовано в соответствующих ЭОР НП.
Значимость такого рода занятий определяется также возможностью способствовать становлению умений осмысленной работы, углубленного анализа подвергающихся изучению материалов, развитию навыков исследования.
Схема урока близка логике, применяемой при изучении нового материала. Однако специфика состоит в том, что при изучении нового материала в традиционной форме преимущественно осуществляется ориентация на знаниевую компоненту и в значительной мере на репродуктивную деятельность учащегося при выполнении заданий, предлагаемых учителем. В то время как при проведении лабораторной работы важно, устанавливая соотношение изучаемого материала с содержанием урока, конкретизировать, иллюстрировать, углублять понимание темы и, главное, содействовать становлению у учащегося умений анализа, обобщения, внутреннего рассуждения, постановки проблемы.
Предлагаю вариант работы «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств» с использованием модуля ФЦОР
http://fcior.edu.ru/card/9972/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-oksida-ugleroda-iv.html
Используя данный модуль, ученики имеют возможность работать по инструкции выполнения практической работы, собирать схему прибора, фиксировать рисунок в виде фотографии, вставляя затем её в лабораторный журнал в раздел «наблюдения» (схема прибора).
Работая с лабораторным журналом, ученик вписывает дату работы, фамилию, класс, уравнения реакций, свои действия, свои наблюдения.
После завершения работы каждый ученик сохраняет результаты своей работы, что позволяет учителю проверить результат .
Можно использовать другие ресурсы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e9f098a-ef45-7042-0034-655dd3a53f6f/index.htm
Проверь себя:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e9f098a-ef45-7042-0034-655dd3a53f6f/index.htm
Предварительный просмотр:
Урок — решение задач
Целью такого урока является формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний.
Этот урок может быть проведен как в форме индивидуальной работы, так и по группам.
Основой таких уроков являются ЭУМ П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. ЭУМ П-типа определяет учитель.
Применяются также ЭУМ И-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. При этом учитель может рекомендовать определенные ЭУМ И-типа, а может предложить учащимся самостоятельно найти ЭУМ, включающие в себя необходимые сведения.
Решение задач по генетике
http://fcior.edu.ru/card/3882/reshenie-zadach-po-genetike.html
Тренажер "Составление ионных уравнений химических реакций"
Модуль включает 4 задания, где необходимо ввести полные ионные и сокращённые ионные уравнения реакций, которые соответствуют предлагаемым молекулярным уравнениям, с клавиатуры в активное поле ввода.
http://fcior.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
Основы физической химии
Модуль предназначен для формирования умения применять основные понятия физической химии для решения практических задач. Состоит из двух задач на вычисление количества вещества и на вычисление числа атомов. Осуществляется проверка выполнения заданий. В процессе работы происходит усвоение и закрепление знаний по теме занятия, формируются необходимые навыки.
http://fcior.edu.ru/card/14770/240404-1-3-6-1-2p1-v1-oms.html
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31
|
Предварительный просмотр:
Урок — контролирующий семинар с использованием ЭОР НП
При организации такого урока материал для изучения подготавливается учащимися на основе материалов ЭОР НП. Однако для того чтобы эффективность урока была достаточно высока, подготовка его должна осуществляться под четким руководством учителя.
Общая схема проведения такого урока :
Контролирующий семинар
Самоподготовка 8 мин
«Выход в класс» 14 мин
45 мин Проверяем полученные
знания 15 мин
Самопроверка 5 мин
Самооценка 2 мин
В этом случае работа учителя заключается в том, чтобы:
- определить тему урока — контролирующего семинара;
- сформулировать для учащихся цель: на этапе подготовки, в процессе проведения урока;
- определить учебный материал (ЭУМ И- и П-типа), на основе которого будет проходить урок. Рекомендовать дополнительные источники информации;
- координировать работу учащихся как в процессе подготовки к уроку, так и в процессе его проведения.
Семинар по теме «Альдегиды и карбоновые кислоты»
- Объясните реакционную способность функциональной группы в молекуле карбоновых кислот. Сравните с альдегидами.
- На примере изменения физических свойств альдегидов (при сравнении со спиртами), объясните переход количественных изменений в качественные.
- Какой альдегид проявляет большую активность в реакции присоединения: пропиловый, изомасляный, 2, 2-диметилпропаналь? Почему?
- Сравните реакционную способность карбонила в ацетальдегиде, хлорэтанале, уксусной кислоте. Ответ мотивируйте.
- Напишите уравнения реакции между альдегидом, содержащим три атома углерода в молекуле и аммиачным раствором оксида серебра, как называется эта реакция?
- В пробирках под номерами находятся растворы глицерина и уксусного альдегида. Как их распознать? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Какие альдегиды должны окислиться, чтобы получить кислоты:
а) пропионовую, б) бутановую
8. Как, исходя из уксусного альдегида в две стадии получить ацетат натрия.
9. Как, исходя из этилена, получить этиловый спирт. Напишите уравнения реакций.
10. Исходя из метана получите:
а) метаналь, б) этанол.
№ п/п | Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Самоподготовка | Лист - вопросник | Индивидуально, парами, группами знакомятся с вопросами семинара, готовятся к ответам | Наблюдает за работой класса, при необходимости, отвечает на вопросы учащихся |
2 | «Выход в класс» | Контрольное задание (ЭУМ К-типа http://fcior.edu.ru/search.page?phrase ) Вопросы семинара № 1-4 | Отвечают индивидуально на вопросы, выполняют задания , корректируют ответы | Задает вопросы учащимся, контролирует выполнение заданий |
3 | Проверяем полученные знания | Вопросы учителя: 1 в: № 5, 10 а 2 в : № 6, 10б | Отвечают письменно под копирку на вопросы учителя | Контролирует выполнение заданий |
4 | Самопроверка | Решения высвечиваются на экране через документ - камеру | Проверяют работу в своих тетрадях, исправляют ошибки | После урока проверяет работу учеников по копировальным экземплярам |
5 | Самооценка | Критерии оценивания на экране | Выставляют себе оценку на основе критерия | Заносит оценку в лист контроля, затем сравнивает с оценкой учителя |
6 | Итог урока | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностное обучение на уроках химии и биологии
Выступление на педагогическом совете...
Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"
Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...
Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.
Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....
Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...
Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся
В процессе обучения учащимся необходимо овладевать знаниями и приобретать умения самостоятельного учебного труда . В программах по химии и биологии пред...
Межпредметные связи на уроках химии и биологии
По определению Д.П. Ерыгина: “Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством ...
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии...