Обучение в сотрудничестве
материал по теме
"Обучение в сотрудничестве"
Опыт работы над проблемой(презентация к выступлению на педагогическом марафоне)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация опыта работы. | 560.95 КБ |
tvorcheskaya_masterskaya._obuchenie_v_sotrudnichestve.opyt_raboty.doc | 304.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Учитель русского языка и литературыМБОУ Гашунской СОШ№4Нечаева Л.В.
Задача Создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирования коммуникативных умений и навыков.
Ориентир
создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика Опора метод обучения в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!
Сущность опытаОбучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование.Каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.
Продуктивность опыта Такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия.
Метод обучения в команде*обучение в малых группах,*командно-игровая деятельность, *обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,*индивидуализация обучения в командах.
Метод обучения в сотрудничестве
Изучение нового материала
Выполнение творческого задания
Систематизация и обобщение знаний
Интерес к учению появляется только тогда, когда это вдохновение рождается от успеха В.А. Сухомлинский
Опорные конспекты
Дети перестают быть пассивными на уроках. Они начинают мыслить, активно работать, появляется взаимопонимание между учителем и учеником. верная формула успеха для ребенка.
Как работаем по опорным конспектам ?
Активные формы обучения
Продуктивность
повышается успеваемость ( больше хороших и отличных оценок) ;ученики не боятся отвечать у доски.
Трудоемкость
Трудность составляет разработка и выполнение опорных конспектов.
Доступность
Освоение опыта доступно любому учителю.
РезультатМетод опорных конспектов, интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
Адаптироваться к условиям ГИА и ЕГЭПовышать работоспособность формировать общеучебные умения и навыки: •осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности: •улучшать все виды памяти •развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность •формировать орфографические и пунктуационные навыки •обогащать словарный запас •повышать результативность повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности активизировать деятельность
. Составление опорного конспекта ведет к реальному, действенному сотрудничеству учащихся с учителем. Если же он составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае опорный конспект становится средством научной организации труда школьников.
Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.В данном случае –лингвистические тексты.
Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская
Метод обучения в сотрудничестве как средство формирования коммуникативных умений и навыков
Слайд№1
Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они ( каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал , быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.
Слайд 2.
Моя задача - создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирования коммуникативных умений и навыков.
Из перечисленных проблем возникла необходимость поиска альтернативы традиционным методам, так как традиционная система образования не дает возможности широко осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся.
Слайд№3
В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика,
опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве.
Внедрение в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечило мне
пока ещё не повышение качества образования, но
формирование коммуникативных умений и навыков;
развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;
успешную самореализацию;
сотрудничество учителя и ученика.
Слайд№4
Главным в условиях обучения в сотрудничестве является то, чтобы помочь товарищу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!
Слайд№5
Сущность опыта
Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо , если их усилия ( в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной , исследовательской , творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.
Слайд№6
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия.
Слайд№7
В своей работе я использую метод обучения в команде, отдельными формами которого являются:
обучение в малых группах,
командно-игровая деятельность,
обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,
индивидуализация обучения в командах.
Слайд№8
Метод обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе. Опорные конспекты эффективно использую на этапе знакомства и закрепления учебного материала, но значительную помощь ОК может оказать на этапе повторения и обобщения по теме. Успешно в это время на уроках используются различные тренажеры, что помогает успешно овладевать языковым разбором и синтезом. На этой основе у детей формируются навыки связной речи и грамотного письма.
ОК помогают обобщить изученное, систематизируют знания учащихся,
способствуют быстрому запоминанию материала,
развивают память, логическое мышление.
Слайд№9
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - это снижение грамотности школьников, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Но, даже научив правильно писать слова и ставить нужные знаки препинания, нельзя решить данную проблему.
Другой труднейшей проблемой сегодняшнего дня остается проблема облегчения усвоения нового учебного материала, поддержания интереса к предмету. Этого можно достичь только тогда, когда школьник способен добиться успеха на уроке. Не забудем, что требование и запрос современного общества – подготовить выпускника, способного в трудовой деятельности успешно решать поставленные задачи. Этого нельзя добиться, если человек не почувствует «вкус» успеха еще в школе. Только успехи ребенка стимулируют его интерес к предмету.
В этой связи хочу привести высказывание В.АСухомлинского: «Интерес к учению появляется только тогда, когда это вдохновение рождается от успеха». При создании условий для успешного обучения каждый педагог ищет свои приемы и методы, чтобы разбудить в детях интерес к предмету.
К эффективным методам обучения русскому языку относится метод, который состоит в использовании наглядных пособий, которые широко применяются на уроках. Этот метод позволяет мне опираться не только на память слухоречевую, которая является менее устойчивой, но и на память зрительную, что в свою очередь дает толчок в развитии памяти моторной (слышу - вижу - правильно пишу).
Существуют разные виды наглядности: иллюстрации, схемы, картины, таблицы, разные виды словарей, лото и другие настольные лингвистические игры, диапозитивы, диафильмы, учебные кинофильмы.
Слайд№10
Я хочу остановить внимание на таком виде наглядности как опорные конспекты и покажу их использование на уроках русского языка. Как показывает практика, использование опорных конспектов повышает эффективность урока, потому что в этой форме скрыты большие внутренние резервы.
В качестве положительного в использовании опорных конспектов можно назвать следующие моменты:
заинтересованность обучающихся такой формой изучения теоретического материала (по конспекту учить проще, материал быстрее и прочнее усваивается),
чувство сотрудничества школьника и учителя (если конспект составляется учениками под руководством и с помощью учителя),
чувство уверенности, которое рождается у детей, когда они (особенно слабые ученики) знают, что в любой момент, и в классе, и дома, могут посмотреть в справочную тетрадь и проверить себя.
Дети перестают быть пассивными на уроках. Они начинают мыслить, активно работать, появляется взаимопонимание между учителем и учеником. А это верная формула успеха для ребенка.
Создание на уроке проблемной ситуации помогает перейти к работе над опорным конспектом.
Дети заранее предупреждены о работе тремя цветами: красным (выделяем самое главное по смыслу), синим (теоретические сведения, важные для понимания), зеленым (этим цветом записываем примеры, иллюстративный материал). Хочется отметить, что цвет – очень важная характеристика ОК, это позволяет школьникам легче ориентироваться в записях, мгновенно находить отдельные звенья опорного конспекта. Например:
ОК-1 Способы подчинительной связи в словосочетаниях.
1. | СОГЛАСОВАНИЕ | Р.Ч.П. | |
2. | УПРАВЛЕНИЕ | П. | |
3. | ПРИМЫКАНИЕ | по смыслу |
После составления на уроке учителем и обучающимися ОК возникает необходимость формировать у детей умение быстро ориентироваться в нем, видеть взаимосвязи между частями ОК.
Учитель должен проявить свое творчество, планируя работу детей с опорными записями, чтобы эта работа была для каждого ребенка не только интересной, но и полезной.
Слайд№12
Следует обратить внимание на то, что ОК – это не игра в эффективность, не самоцель, а одна из форм работы на уроке, дающая неплохие результаты. Каждый учитель, используя метод опорных конспектов, сможет найти тот способ общения со школьниками на уроке, который позволит облегчить ему преподавание с лучшими результатами, а ученику подарит радость успеха, радость открытия.
постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.
Как работаем по опорным конспектам мы с ребятами?
Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
Слайд№13,15
Широко использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:
1)групповая работа,
Слайд№14,16
2)работа в парах
Слайд№17
Продуктивность
- повышается успеваемость ( больше хороших и отличных оценок) ;
- ученики не боятся отвечать у доски;
Слайд№18
Трудоемкость
Трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов.
Слайд№19
Доступность
Освоение опыта доступно любому учителю.
Слайд№20
Метод опорных конспектов ,интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
Слайд№21
Адаптироваться к условиям ГИА и ЕГЭ
Повышать работоспособность
формировать общеучебные умения и навыки:
•осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
•улучшать все виды памяти
•развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
•формировать орфографические и пунктуационные навыки
•обогащать словарный запас
•повышать результативность
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
Опорный конспект служит наглядным средством умения пользоваться научным стилем. Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ. Также опорный конспект обеспечивает учащимся возможность самостоятельно отрабатывать теоретический материал.
Слайд№22
Заинтересованность учащихся такой формой изучения нового материала становится очевидной уже с первых уроков. Они быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается. Составление опорного конспекта ведет к реальному, действенному сотрудничеству учащихся с учителем. Если же он составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае опорный конспект становится средством научной организации труда школьников.
Слайд№23
Использование опорных конспектов делает реальным ежедневный контроль знаний учащихся, совершенствование их оценки и самооценки.
Постоянно работая с опорными конспектами, дети полностью
« раскрепощаются» ( ведь всегда на помощь приходит справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил).
Даже слабые ученики уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны разобраться в таком непростом русском языке. Они мыслят, активно работают; в классе устанавливается атмосфера взаимопонимания. Значит, проводимая работа имеет и важное воспитательное значение.
Использование опорных конспектов дает возможность успешно организовать повторение как тематическое, так и итоговое. Опорные конспекты помогают учителю решить проблему успешного обучения русскому языку, если подходить к ним творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и конкретными условиями.
Слайд№24
Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.В данном случае –лингвистические тексты.
Коммуникативная компетенция на уроках русского языка способствует разностороннему развитию личности обучающегося и предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных качеств обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.
Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»
В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...
Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.
Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность в себе....
Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.
Представлен опыт технологии обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....
Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку
материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...
Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения
В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...
Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»
Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...
Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»
I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве. 1.Науч...