Приемы и методы работы с учебником.
методическая разработка по теме
Учебник, как средство организации самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_kursah.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс в рамках курсов повышения квалификации
учителей истории и обществознания. (04.08.2010год)
Приемы и методы работы с учебником.
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость
Учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. Это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?
Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.
С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя.
Как изменить существующее положение?
Необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним.
Для этого нужно ставить перед учащимися познавательные задачи.
Необходимо также постоянно формировать навыки работы с учебником.
Некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником
1. Репродуктивно- поисковая
- комментирование чтения;
- ответы на вопросы;
- подробный или краткий пересказ;
- опорные конспекты;
- составление планов;
- составление конспектов;
- заполнение таблиц;
- составление хронологических таблиц;
- составление схем, диаграмм;
- работа с терминами;
- работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).
2. Сравнительно-аналитическая
- задания на сравнения изучаемых явлений;
- работа по обобщению и систематизации знаний.
3.Творческая
- постановка вопросов к тексту (жгучих интересных);
- устное или письменное реферирование ответов товарищей;
- составление устных творческих пересказов;
- формулировка определенных понятий;
- тексты с пропущенными словами;
- тексты с ошибками;
- рассказ по заданным словам;
- тесты;
- кроссворды;
- доклады, рефераты;
- сочинения;
- загадки;
- рисунки.
Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.
Меня радует то обстоятельство, что учащиеся практически всегда с интересом работают с учебником и лучше усваивают материал, знания, которые они добыли сами.
В своей деятельности я использую уроки практикумы и лабораторные занятия, на которых организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточнику.
Вот такой тип занятия я хочу вам сегодня и предложить.
1. Урок-практикум «Государственные преобразования Петра Великого»
Познакомьтесь с целями, которые поставлены перед вами на данном уроки. В процессе учебной деятельности внимательно выполняйте пошагово все задачи, поставленные перед вами.
2. Кроме того, очень эффективно проходят уроки, когда используется такой прием работы с учебником, как составить интересные, жгучие вопросы к тексту.
Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению ЗУнов.
К тексту составить не менее 3-х интересных вопросов.
ЭТНОС И ПРИРОДА
Каждый из нас несет в себе черты своего народа, которые называются этническими. «Этнос» по-древнегречески — народ. По мнению ряда исследователей, к главным признакам этноса относится: общность территории проживания, языка, исторической судьбы. Огромное значение имеет также осознание людьми своей принадлежности к данному народу (этническое самосознание).
Географическая (природная) среда – важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет, прежде всего, на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая предметами быта. Так, климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур.
Характерные особенности географической среды оказывают также определенное влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.
Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в сознании людей в виде представлений о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или географических названий (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности.
Ученые спорят о степени влияния природной среды на развитие этносов. Одни считают это влияние очень значимым и во многом определяющим. Другие доказывают, что влияние этого фактора, включая и материальную сторону жизни, экономику, сейчас сравнительно невелико.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы и методы работы с родителями.
Презентация для руководителей МО классных руководителей и для классных руководителей....
Как организовать урок информатики, чтобы учесть профиль и вызвать интерес к предмету (приемы и методы работы учителя на уроках информатики)
С переходом на профильное обучение перед учителем информатики встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики. Д...
Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ
Данные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ позволяют включить их в общеобразовательную школу....
Приемы и методы работы с одаренными учащимися
Представленные материалы из опыта работы учителя математики отражают особенности конструирования учебного занятия при работе с учащимися, имеющими разный уровень подготовки. Рассмотрены возможности це...
Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).
В работе приведены примеры приёмов работы с учениками , проявляющими интерес к математике . Но данный материал может быть использован и для того , чтобы количество таких учеников стало значитель...
Эффективные приемы и методы работы по формированию и развитию основных компетенций обучающихся
Выступление на педсовете...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...