Приемы и методы работы с учебником.
методическая разработка по теме

Шаповалова Лариса Вячеславовна

Учебник, как средство организации самостоятельной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_na_kursah.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

     Мастер-класс в рамках курсов повышения квалификации

                 учителей истории и обществознания. (04.08.2010год)

                    Приемы и методы работы с учебником.

 “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

                                                                                              Китайская мудрость

Учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. Это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя.

Как изменить существующее положение?

Необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним.

Для этого нужно ставить перед учащимися познавательные задачи.

Необходимо также постоянно формировать навыки работы с учебником.

Некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником

1. Репродуктивно- поисковая

  1. комментирование чтения;
  2. ответы на вопросы;
  3. подробный или краткий пересказ;
  4. опорные конспекты;
  5. составление планов;
  6. составление конспектов;
  7. заполнение таблиц;
  8. составление хронологических таблиц;
  9. составление схем, диаграмм;
  10. работа с терминами;
  11. работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).

2. Сравнительно-аналитическая

  1. задания на сравнения изучаемых явлений;
  2. работа по обобщению и систематизации знаний.

3.Творческая

  1. постановка вопросов к тексту (жгучих интересных);
  2. устное или письменное реферирование ответов товарищей;
  3. составление устных творческих пересказов;
  4. формулировка определенных понятий;
  5. тексты с пропущенными словами;
  6. тексты с ошибками;
  7. рассказ по заданным словам;
  8. тесты;
  9. кроссворды;
  10. доклады, рефераты;
  11. сочинения;
  12. загадки;
  13. рисунки.

Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

Меня радует то обстоятельство, что учащиеся практически всегда с интересом работают с учебником и лучше усваивают материал, знания, которые они добыли сами.

В своей деятельности  я использую уроки практикумы и  лабораторные занятия, на которых организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточнику.

Вот такой тип занятия я хочу вам сегодня и предложить.

1. Урок-практикум «Государственные преобразования Петра Великого»

Познакомьтесь с целями, которые поставлены перед вами на данном уроки. В процессе учебной деятельности внимательно выполняйте пошагово все задачи, поставленные перед вами.

2. Кроме того, очень эффективно проходят уроки, когда используется такой прием работы с учебником, как составить интересные,  жгучие  вопросы к тексту.

Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению ЗУнов.

К тексту составить не менее 3-х интересных вопросов.

                            ЭТНОС И ПРИРОДА

    Каждый из нас несет в себе черты своего народа, которые называются этническими. «Этнос» по-древнегречески — народ. По мнению ряда исследователей, к главным признакам этноса относится: общность территории проживания, языка, исторической судьбы. Огромное значение имеет также осознание людьми своей принадлежности к данному народу (этническое самосознание).

    Географическая (природная) среда – важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет, прежде всего, на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая предметами быта. Так, климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур.

    Характерные особенности географической среды оказывают также определенное влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.

    Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в сознании людей в виде представлений о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или географических названий (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности.

    Ученые спорят о степени влияния природной среды на развитие этносов. Одни считают это влияние очень значимым и во многом определяющим. Другие доказывают, что влияние этого фактора, включая и материальную сторону жизни, экономику, сейчас сравнительно невелико.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы работы с родителями.

Презентация для руководителей МО классных руководителей и для классных руководителей....

Как организовать урок информатики, чтобы учесть профиль и вызвать интерес к предмету (приемы и методы работы учителя на уроках информатики)

С переходом на профильное обучение перед  учителем информатики встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики. Д...

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ

Данные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ позволяют включить их в общеобразовательную школу....

Приемы и методы работы с одаренными учащимися

Представленные материалы из опыта работы учителя математики отражают особенности конструирования учебного занятия при работе с учащимися, имеющими разный уровень подготовки. Рассмотрены возможности це...

Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).

В работе приведены примеры приёмов работы с учениками , проявляющими интерес к математике .  Но данный материал может быть использован и для того , чтобы количество таких учеников стало значитель...

«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...