Доклад "Как сохранить здоровье учащихся (поиск решения проблемы)"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Как сохранить здоровье учащихся
(поиск решения проблемы)
Шамратова М.В.
Учитель начальных классов
ООШ с. Кариево-филиал МБОУ «ШИС(П)ОО с. Арлан»
МР Краснокамский район РБ
Аннотация
Учителю принадлежит важная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся, а школьный фактор является одним из наиболее значимых факторов, от которых зависит психоэмоциональное и физическое благополучие ребенка. Современный учитель должен быть компетентным в вопросах здоровьесбережения, в совершенстве владеть технологиями, основанными на приоритетах психолого-педагогических методов охраны здоровья учащихся.
В статье содержатся практические рекомендации по созданию комфортной образовательной среды – важного средства здоровьесбережения.
Ключевые слова: психоэмоциональное и физическое благополучие, учет особенностей и возможностей детей, оздоровления школьной среды.
Сегодняшние дети и подростки будут представлять население России в 21 веке. Вызывает тревогу наличие негативных тенденций в состоянии их здоровья, ведь от этого зависит качество всей последующей жизни подрастающего поколения.
Современная жизнь и изменения, связанные с модернизацией процесса обучения, предъявляют высокие требования к нервной системе школьников. Низкий уровень здоровья детей, поступающих в 1-й класс, неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам, является причиной нарастания психической напряженности и снижения уровня здоровья [1].
По данным Института возрастной физиологии, около7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Примерно 20% детей к началу учебы имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу 1-го класса их число увеличивается до 60-70%[2].
Это можно объяснить различным стартовым уровнем детей, поступивших в школу: кто-то подготовлен лучше, кто-то хуже, а кого-то вообще не готовили. Существуют несколько причин этого явления: во-первых, ребенок может иметь различные отклонения в физическом и/или нервно-психическом развитии; во-вторых, воспитание, связанное с неэффективной тактикой педагогического подхода; в-третьих, отсутствие преемственности образовательных программ между дошкольным учреждением и начальной школой.
Кроме психического здоровья детей, важнейшим индикатором здоровья детей и подростков является их физическое развитие. За предыдущее десятилетие количество детей с нормальным физическим развитием в России снизилось на 13-16%. Причем наиболее неблагоприятные показатели характерны для школьников, проживающих в социально неблагополучных семьях и сельских регионах.
Во многих публикациях продолжают лидировать такие школьные факторы риска, как стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие методик и технологий обучения возможностям детского организма, и в первую очередь это сказывается на младших школьниках. В совокупности эти факторы и усиливают нервно-психические расстройства.
Используя передовые педагогические технологии, не должны забывать, что организация и условия обучения должны соответствовать физиолого-гигиеническим нормативам, техническая база образовательных учреждений должна отвечать современным требованиям, методы работы с детьми должны учитывать их индивидуальные особенности и возможности.
Безусловно, для многих учителей вне зависимости от региона, места нахождения школы, будь то город или село, важным условием нелегкого труда является учет особенностей и возможностей детей, умение разбить их на группы по тем или иным признакам, учитывая их интересы, грамотно выстроить учебный процесс. Это – компетентность учителя, его квалификация, умение независимо от уровня развития ребенка образовать его, так как образование - результат обучения и воспитания.
Задачу оздоровления школьной среды, как условие повышения качества общего образования, должен решить учитель. Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры. Включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся. Проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз. Использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся. Добиться корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.
5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа. Обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся должна вестись во внеурочное время.
Должны стать традиционными в каждой школе уроки здоровья, Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу, легкой атлетике, пионерболу и др. А одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Литература
- Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких.- М.: МПСИ, 2004.- с.53.
- Ирхин, В.Н. Теория и практика школы здоровья / В.Н. Ирхин. – Изд-во БГПУ, 2006 – 282с.
- Бородкина Г.В. Начальная школа плюс До и После // №8 – 2009г, 6с.
Примечания
- http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4180.html
- http://korkino-school3.narod.ru/p55aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохраняя здоровье учащихся в школе
Сохраняя здоровье учащихся в школе Вся система образования ориентирована на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка – одной из уязвимых групп населения, не только потому...
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ
Материал предназначен для выступлений с публичным докладом на семинарах и совещаниях различных уровней с презентациейhttp://narod.ru/disk/57793703001.dc55439bdd8b7d0ba8ab8bf24f4ac1ac/%D0%B2%D1%8B%D1%8...
ХХII городская НПК "Природа:проблемы, поиск, решение"
Цели проведения конференции1. Выявление способных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности в области биологии и экологии, пропаганда организации данной деятельности в учебных...
Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.
Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Фотоматериалы."
Фотоматериалы заседания Круглого стола "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"...
Решение проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся с помощью дополнительного образования
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Современные условия жизни общества с непрерывно растущим...
Как сохранить здоровье учащихся в школе?
здоровьесбережение...