Развитие познавательного интереса на уроках математики
статья по теме

Шерстобитова Светлана Алексеевна

Статья содержит описание рациональных путей решения, применяемых на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavtelnogo_interesa_na_urokah_maematiki.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  познавательного интереса на уроках математики

  Во все времена и, особенно, на современном этапе важна и высоко ценится система в работе учителя. Хорошая подготовка к уроку позволит активизировать обучение детей по учебникам нового поколения в условиях недостаточного количества методических пособий в помощь учителю. При подготовке к уроку любому учителю важно рациональное использование времени для продумывания и организации видов работы, изложения нового материала, использование различных форм опроса и т.д.

  Эпиграфом моей работы с учащимися являются замечательные мысли великих людей: «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество трюков» (Д. Пойя). Работая учителем, я поставила перед собой задачу: как мне систематизировать знания учащихся, как добиться того, чтобы то, что изучено в течение года – превратить в некую базу знаний, чтобы ребята могли без проблем перейти в следующий класс или сдать экзамен. Поэтому методическая тема, над которой я работаю - это «Обучение рациональным приёмам решений на уроках математики и привитие интереса к основам точных наук».

  Остановлюсь на некоторых видах работ, применяемых на своих уроках. Известно, что учащиеся, владеющие твёрдыми навыками устного счёта, лучше осваивают технику алгебраических преобразований, быстрее справляются с различными заданиями, где нужны  вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота реакции, сосредоточенность. Поэтому обработка достаточных навыков всегда в центре внимания. В начале урока использую карточки - таблицы, которые направлены на отработку вычислительных навыков. Например, таблица для отработки вычислительных навыков с рациональными числами.

4·(-5)

6·(-7)

7·(-2)

8·(-3)

5·(-2)

6·(-3)

9·(-2)

10·(-2)

2-10

3-13

6-16

5-81

7-17

8-18

9-19

8-20

-2·3

-3·5

-7·2

-5·3

-6·8

-2·4

-9·2

-7·10

-8+5

-9+7

-11+1

-6+3

-19+2

-83+2

-17+5

-27+7

-5·0

-9·0

-61·0

-27·0

-64·0

-29·0

-67·0

-45·0

6-(-4)

2-(-7)

9-(-1)

1-(-5)

7-(-3)

6-(-5)

2-(-6)

4-(-9)

0·(-2)

0·(-4)

0·(-9)

0·(-6)

0·(-3)

0·(-8)

0·(-1)

0·(-25)

2-6

17-20

85-90

64-70

96-100

18-28

78-80

36-40

Считаю, что частое использование таких таблиц,  доводит до автоматизма вычислительные навыки.

  Во время урока стараюсь держать настроение учащихся на рабочем уровне, но на таком, которое не утомляет. Когда же внимание падает, пропадает уверенность учащихся в своих знаниях, меняю деятельность, включаю в урок задачи-шутки, ребусы, шарады, задачи занимательного характера. Например:

Математические загадки.

Жуки и пауки

Вопрос: сколько ног у жука?

Сколько ног у паука?

У меня в одной коробке три жука,

А в другой имею я три паука.

В уголке шуршат бумагой два ежа,

А в двух клетках распевают два чижа.

Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,

Сколько вместе все они имеют ног?

(54 ноги)

Поэтические минутки .

Тема. Высота, медиана и биссектриса треугольника.

Три девицы, три сестрицы

В треугольнике живут.

Речь такую там ведут:

— Всех главнее высота!

Говорю вам неспроста.

Видят все, как сторонам

Нужен перпендикуляр.

Тогда они, сменив названья,

Зовутся гордо — основанья!

— Нет, — сказала медиана, —

Спорить я не перестану.

И на это есть причина:

Я треугольника вершину

Соединяю с серединой

Стороны. К тому же я

Делю всю площадь пополам!

В спор вступила биссектриса:

— Спорить не имеет смысла!

Если трое соберемся,

В точке мы пересечемся.

Эта точка непростая.

Серединка золотая;

Если циркулем владеешь,

Окружность ты списать сумеешь!

Значит, всех я вас главнее!

В спор вмешался треугольник:

— Что вы, знает каждый школьник,

Что для меня вы все равны.

Будьте же всегда дружны!

Но вас предупреждаю я:

У каждой миссия своя!

Знает каждый школьник,

Как меня построить.

К чему не проведут меня,

Всем перпендикулярна я.

Отгадай, вопрос простой,

Как зовусь я? (Высотой).

Вначале вы найти должны

Середину стороны.

Ее соединишь с вершиной,

И меня уж получил ты.

Просто все и без обмана.

Как зовусь я? (Медиана).

Всё это ученикам нравится, но я не стремлюсь этим их развлекать, я пытаюсь будить их мысли весь урок, чтоб на уроке не было скучно, и не было не желающих работать не только на уроке, но и дома. Часто дети сами придумывают стихи, составляют кроссворды, шарады, сочиняют сказки.

  Следующая моя задача состоит в том, чтобы дети умели находить оптимальные пути решения математических задач, т.е. выбирали более удобный способ решения. Когда мы работаем с задачами на движение или совместную работу, я всегда предлагаю учащимся использовать таблицу для рационального решения задачи. Все данные мы  вносим в таблицу, а затем составляем уравнение.

  Для лучшего усвоения правил  предлагаю детям карточки-памятки. Например:

«Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо перенести

              разделить

запятую вправо на 1; 2; 3 и т.д. цифры соответственно»

               влево

Во многих случаях карточки – памятки дети составляют сами и используют их в течение года.

  Кроме математики и алгебры я веду уроки геометрии. Не секрет то, что интерес к этому предмету упал, если по алгебре ребята с удовольствием выполняют те или иные задания, то геометрию, как правило, недолюбливают. В своей практике я поняла, что связь с жизнью на уроках алгебры, а особенно геометрии - это необходимая ступень к пониманию и изучению геометрии. Уже в 5-6 классах веду пропедевтику  той геометрии, которую они будут изучать в 7 классе, а в старших классах делаю упор на связь геометрии с другими предметами и на её практическое применение. На некоторых уроках ставлю задачи проблемного характера перед изучением какой-либо темы. Например, на уроках геометрии при изучении темы «Теорема Пифагора» после повторения основных сведений о соотношении между сторонами и углами треугольника, других известных учащимся сведений о прямоугольном треугольнике были предложены задачи:

1)Стены крепости высотой 8 м окружены рвом, заполненным водой, шириной 6 м. Какой длины должна быть лестница, по которой можно взобраться на стену?

2)Телеграфный столб, высотой 12 м должен поддерживаться для устойчивости проволочной длиной 20 м. На каком расстоянии от основания столба надо закрепить колышек, если другой конец проволоки закреплён у вершины столба?

Часто использую решение практических задач. Например: измерьте нужные компоненты и вычислите площадь заштрихованной фигуры.

Особенно ребятам нравятся задачи по готовым чертежам.

Периметр равнобедренного треугольника.

При изучении трудных тем, чтоб не упал интерес к предмету, я перед изложением новой темы даю задачи, содержащие элементы доказательства теоремы или наоборот, задачи закрепляющие изученный материал.. Задачи подбираю так, чтобы мог справиться и сильный и слабый ученик. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим надо разъяснить. Т.е. дифференцированный подход в обучении детей занимает особое место в моей работе. Применение дифференцированного обучения на уроках математики является оправданным средством. Я могу уделить внимание на уроке каждому ученику. Уже много лет я разрабатываю уровневые контрольные работы, каждый учащийся может выбрать уровень усвоения и отчетности и получить за это соответствующую оценку. Такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

Практикую проведение математических диктантов на применение полученных знаний или на знание математических терминов, понятий и грамотного их написания, которые позволяют выявить пробелы в знаниях учащихся. Этот вид работы воспитывает у детей обязательность подготовки к каждому уроку.

 Формы проведения уроков различны, часто уделяю внимание нестандартным урокам: уроки математического шоу, уроки КВНы, интегрированные уроки на основе краеведческого материала, уроки сказки, где в процессе урока постоянная связь математики и литературы или математики и казахского языка, математики и географии и биологии. Ценность таких уроков в том, что мысль учащихся весь урок работает целенаправленно.

  Я привела только некоторые виды своей работы, хочу в заключении сказать, что за то время, что я работаю учителем, я поняла: учитель должен быть терпеливым, должен уметь объяснить ребятам так, чтобы тебя поняли, надо ставить себя на их место или считать их равными себе. Наша профессия такова, что каковы бы не были успехи, на достигнутом останавливаться нельзя и надо продолжать совершенствование методов обучения в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Методические рекомендации к урокам математики...

Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...

Приемы развития познавательного интереса на уроках математики

Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить осно...

Доклад на тему: "Развитие познавательных интересов на уроках математики"

Этот доклад может быть использован на заседаниях методических объединений учителей физико-математического цикла....

Развитие познавательного интереса на уроках математики

В данной работе я исследовала проблему развития познавательного интереса у учащихся. В работе были рассмотрены факторы, влияющие на интерес к обучению, условия формирования интереса к знаниям, а также...

ИКТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

С некоторых пор снижается познавательная активность учащихся самых разных возрастных групп. Как добиться того, чтобы образовательный процесс стал более интересным, творческим, мог приносить радо...

ИКТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

С некоторых пор снижается познавательная активность учащихся самых разных возрастных групп. Как добиться того, чтобы образовательный процесс стал более интересным, творческим, мог приносить радо...