Самообразование учителя
статья по теме

Симан Ирина Викторовна

Роль самообразования для учителя в современном мире. Предложен план работы по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование? Есть ли альтернатива?

Если человеку дать одну рыбу,  он будет сыт один день,

Если человека научить ловить рыбу,  то он будет сыт всю жизнь.

Если ты думаешь на один год вперед – сажай зерно,

Если ты думаешь на 10 лет вперед – сажай дерево,

Если думаешь на 100 лет – обучай народ.

(древняя восточная мудрость)

«Воспитание, полученное человеком, закончено,  достигло своей цели, когда человек настолько созрел,   что обладает силой и волей самого себя образовывать   в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума,  воздействующего на мир.»                                          А. Дистервег

Тема: «Компетентностный подход  в обучении химии»

Актуальность темы:

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Если процесс образования … :

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

… то речь идет о самообразовании.

Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

• Профессиональное (предмет преподавания)

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• историческое

• политическое

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья….

Эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

В мире, России  изменяются  цели образования. Заметна тенденция к переходу от содержательно-предметной парадигмы к ориентации на развитие готовности и способности личности к эффективной жизнедеятельности. Становится все более востребованным само жизнетворчество личности, как для педагога, так и для школьника, которое наиболее адекватно характеризуется четырьмя фундаментальными целями образования: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться.

Эти цели   в данный момент для меня  актуальны:

1. Повышать уровень педагогической компетенции

2. Дать учащимся химическое образование в рамках образовательного стандарта (ключевая химическая компетенция)

3. Обеспечить условия развития личности на уроках химии и во внеурочное время

 

На основании вышесказанного,  и исходя из заголовка моего размышления, считаю, что альтернативы самообразованию нет. Другое дело, что мы можем найти разные подходы к собственному  самообразованию, через разные источники.  В связи с изменившимися целями современного подхода к образованию, я определила свою тему  как

               «Компетентностный подход  в обучении химии»

Задачи:

• Планировать учебно-воспитательный процесс по химии с учетом конкретных условий МКОУ СОШ №16

• Освоение и применение современных педагогических технологий

• Совершенствование знаний по технологии проектирования, по основам методологии педагогического эксперимента

• Внедрение в практику работы компьютерных Интернет-технологий

• Принимать активное участие в работе районного методического объединения, выступать с докладами

• Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся

• Формировать интерес учащихся к занятиям химии

• Организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, дидактических и методических требований

• Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной деятельности

• Формировать компетенции, необходимые для учащихся для самостоятельного использования химических веществ в жизни

• Совершенствовать систему оценки знаний, умений и навыков учащихся, не допускать формализма в оценке усвоения учащимися программного материала

Этапы работы

1. Профессиональное

1. Изучение методической литературы по предмету

2. своевременное повышение квалификации как учителя-предметника

3. активное участие в работе районного МО учителей химии

4. посещение уроков коллег, обмен опытом

5. самоанализ собственной профессиональной деятельности

6. повышение уровня эрудиции, правовой, экономической и общей культуры

 Периодическая печать

Интернет-ресурс

Методический журнал «Химия в школе»

Телевидение

 Психолого-педагогическое

 1. совершенствовать свои знания в области  современной психологии и педагогики

2. изучать современные психологические методики

 Новости Интернета

 Методическое

1. знакомство с новыми педагогическими технологиями

2. изучение педагогического опыта  коллег

3. мастер - классы для учителей химии

4. Работа над темой «Критерии оценивания химической компетенции»

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподавания предмета

2. Доклады

3. Разработка рабочих программ

4. Разработка и проведение инновационных уроков

5.Аттестация

Способ демонстрации результата работа:

Презентации, открытый урок

Форма отчета:

1. Обобщение опыта работы на уровне школы

2. Выступление с рефератом или докладом на педагогическом совете (по необходимости)

3. Представление отчета с анализом, выводами и рекомендациями

4. Обновление сайта.

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет, в том числе различные форумы

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

• Систематический просмотр определенных телепередач

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподавания предмета

2. Доклады

3. Разработка рабочих программ

4. Разработка и проведение инновационных уроков

5. М-Тесты для 9-11 классов

Способ демонстрации результата работа:

Презентации, открытый урок

Форма отчета:

1. Обобщение опыта работы на уровне школы

2. Выступление с рефератом или докладом на педагогическом совете (по необходимости)

3. Представление отчета с анализом, выводами и рекомендациями