Развитие школьника
статья по теме
О развитии компетенций. Ориентация на деятельность ученика, применение проблемно-ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_shkolnika_1-3.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие школьника (п. 1 – 3)
1. Новые стандарты
В последние десять-пятнадцать лет мне не раз приходилось слышать от учителей средней и высшей школы, что система образования в России ухудшается, что некоторые реформы, в попытках подражания Западу, ведут к потере сложившихся у нас достижений и сильных сторон. Однако в наших школах появились и приятные нововведения – например, так называемые стандарты второго поколения.
Раньше внимание учителей обращалось, в первую очередь, на развитие предметных знаний, умений и навыков. Конечно, при этом развивалась и личность ученика, и его надпредметные способности (то есть, более универсальные, полезные в разных областях). Но только теперь такое развитие личности и способностей стало главным в построении государственной образовательной политики. Новые учебные программы должны исходить не из отвлечённых представлений, «что положено знать культурному человеку», а из конкретных потребностей человека, общества и государства [1].
Например, мы можем назвать такие потребности в образовании человека:
В динамичном современном мире важно быть динамичным, гибким, не прекращать учиться.
Чтобы реализовать свои таланты, надо быть включённым в жизнь общества.
Для счастья, своего и окружающих, надо развивать психологическую зрелость и целостность.
Жизнь коротка. Полезно учиться строить свою деятельность как можно эффективнее.
2. Что такое компетенции
По новым стандартам, в центре внимания – развитие не «знаний-умений-навыков», а «компетентностей и компетенций».
Поначалу учителям и родителям бывает трудно разобраться в этих новых, так похожих терминах (тем более, что есть разные их понимания). Лично меня затрудняло то, что раньше слово «компетенция» было просто синонимом слова «полномочия». Например: «Да, это в моей компетенции» означало «Да, я уполномочен решать эти вопросы».
Речь как бы о праве человека – или организации – принимать какие-то решения. На самом деле, слово компетенция можно действительно понимать как «полномочие», но в более широком смысле – как то, что ты «полностью можешь».
То есть, компетенция – это попросту способность. «Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области» [2].
Чем это отличается от компетентности? Компетентность – это владение знаниями, навыками, опытом. А компетенция – это скорее внутреннее устройство в человеке, позволяющее что-то делать. Например, у профессионального певца к компетентности относится знание нот и умение их читать. А к компетенции относится развитый голос и слух. Итак, умение спеть песню – это соединение компетентности и компетенции.
Чтобы не путаться в этих терминах, я считаю, можно сказать проще: новые стандарты и учебные программы нацелены на практическую способность человека к деятельности. (К деятельности в широком спектре задач, которые мы решаем в своих жизнях).
3. Стратегия развития компетенций
Поэтому моя, как учителя, центральная задача в разработке учебного процесса –
Определить, какие способности нужны ученику. Понять эти способности как единый комплекс, взаимосвязанную систему.
Определить методы проверки и развития этих способностей. Выработать основанную на этом стратегию обучения.
Учёба и развитие человека не должны заканчиваться с окончанием школы. Поэтому цель учителя – не столько «учить» школьника, сколько помочь ему выстроить его собственную внутреннюю систему обучения и развития, основу для успехов дальнейшей жизни. Следовательно, учитель направляет свои действия на самостоятельность и раскрытие потенциала ученика:
инициативы,
познавательной потребности,
свободной, не эгоистичной мотивации,
использование любых ситуаций для понимания и развития.
Строя занятия по этим принципам, естественно использовать проблемно-ориентированный подход. Например:
Учитель или ученик предъявляет проблемную ситуацию. В обсуждении формулируются цели, к которым желательно продвинуться; ставятся вопросы для уточнения и исследования.
Ученики анализируют проблему, изучают предметные области, к которым она относится. Из исходных данных извлекают информацию; делают выводы о причинах, взаимосвязях явлений, закономерностях. Изучают возможности изменить те или иные аспекты ситуации, подбирают методы воздействия.
Окончательно формулируют достижимые цели; находят ориентиры, эффективные для данной проблемной ситуации. Могут формулировать подзадачи, необходимые для решения основной задачи. Могут проводить обобщения, устанавливающие связи данной задачи с другими задачами и проблемами. Инвентаризуют средства и ресурсы, применимые для решения этих задач и подзадач. На основе изученных взаимосвязей и методов, синтезируют стратегию достижения цели.
Такая деятельность, в отличие от восприятия «готовых» знаний, задействует и тренирует те психические механизмы, которые работают при самостоятельном исследовании. Складываются ассоциативные связи: между знаниями и методами их получения, между исходными данными и выводами. Это способствует запоминанию и применению в будущем таких знаний и умений. Развивается способность постановки целей и опыт успешного их достижения. Прорабатываются методы эффективного изучения и решения проблем.
Чтобы развитие таких способностей не приводило учеников к возникновению некоторой механистичности – и, в известной мере, ограниченности, – естественно сочетать этот подход с такими действиями как поиск интуитивных решений, тренировки в импровизации, воображении и творческой деятельности.
Литература:
1. Александр Кондаков. Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность. //Уч. газ. №41 (10226) от 07.10.2008; http://www.ug.ru/archive/26160
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
физическое развитие школьников
Выступление на родительском собрании....
Речевое развитие школьников
Смысловая целостность речевого сообщения (в терминах современной лингвистики - «когерентность») проявляется в единстве его темы, которая получает в тексте свое последовательное развитие.Под культурой ...
духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната
1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...
«Экология ученического бытия как непременное условие гармоничного развития школьника»
Система работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья школьников....
Духовно-нравственное развитие школьников.
Данная статья является итогом работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию и является конкурсной проектной работой по проблемам воспитания....
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...