Готовимся к ЕГЭ по истории
статья (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Готовимся к ЕГЭ по истории.
Единый Государственный Экзамен — это не только стресс для родителей и их детей, заканчивающих 11 класс. Это и своеобразная стрессовая ситуация для учителя-предметника, чей экзамен сдают выпускники.
- Во-первых, от успешности сдачи экзамена зависит рейтинг его альма-матер среди школ города и региона по выбранной дисциплине.
- Во-вторых, это психологический эффект повышения личностной самооценки. Психологический эффект повышения личностной самооценки и чувства удовлетворения от проделанной работы.
Мне, как учителю истории и обществознания, хотелось бы остановиться на анализе подготовки к ЕГЭ на примере истории. Предмет, безусловно, сложный, но востребованный выпускниками в 2010-2011 учебном году. Среди предметов по выбору в нашем лицее преобладает обществознание и физика, а история входит в пятерку лидеров.
Подготовка к ЕГЭ фактически начинается с 6 класса, когда учащиеся начинают изучение истории Отечества и эпохи средневековья. И уже в 6-9 классах я применяю различные приемы которые могут помочь освоению исторических фактов, понятий и основных умений и навыков, которые учащиеся могут применить сначала на повторительно-обобщающих уроках, а затем и при сдаче ГИА и ЕГЭ. Как пример можно привести «историческое домино» – карточки (Приложение 6): на одной стороне – имя, дата, понятие или термин, на другой стороне – расшифровка.
Интенсивная подготовка к ЕГЭ по истории начинается в 10 классе в сентябре и условно делится на 3 этапа:
осуществляется на факультативе
На первом этапе (10 класс) учащимся рекомендуется , познакомившись с кодификатором и спец ификацией, составление таблиц различного вида для того чтобы постепенно систематизировать исторический материал. Таблицы могут быть:
- сводная таблица, (Приложение 2) где представлены все основные материалы по определенному периоду она разбита по вертикали на 4 части – по четвертям столетия. Так как те или иные общественно-исторические процессы развиваются достаточно медленно, то такое деление одного столетия позволяет определить основные изменения на протяжении одного-двух поколений. По горизонтали – деление по определенным направлениям: ведущие тенденции исторического развития; хронологический ряд; биографический ряд и современники; географический ряд; политический ряд; экономический ряд; социальный ряд; культурный ряд
(Такая таблица позволяет решать две основные задачи:
– предложен набор рядов, позволяющих дать огромный исторический материал в самом сжатом виде;
– содержание каждого из рядов можно рассматривать как по горизонтали (развитие процесса), так и по вертикали (особенность развития каждого периода по всем рядам).
- сравнительная таблица, (Приложение 4) позволяет не только сравнить ключевые темы, но и создать базу для восприятия исторических процессов разных стран и народов, цивилизаций как единого всемирно-исторического процесса. Кроме того, найти общие и различные черты в однотипных процессах. Для изучения истории России такое сравнение позволяет понять место и значение нашей страны в истории человечества. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя позволяет провести анализ исторического материала для сравнения аналогичных процессов – выделение общих черт и отличий в них.
- «Лента времени», (Приложение 5). Составление такого модуля учащимися так же позволяет систематизировать исторический материал по периодам. На оборотной стороне такого модуля информации учащиеся дают определения приведенным понятиям и терминам, характеристикам историческим процессам.
- «Исторический лексикон», (Приложение 7). позволяет закрепить важные имена существительные: – имена собственные (фамилии, прозвища исторических деятелей, способствующих «привязыванию» конкретного деятели к событию, например, Александр Невский, Александр Благословенный, Александр Освободитель), географических названий (Константинополь – Царьград – Стамбул), разнообразных понятий, определений, терминов
Использование таких таблиц позволяет оказать посильную помощь старшеклассникам собрать, систематизировать, проанализировать и использовать огромный исторический материал при подготовке к ЕГЭ по истории.
На втором этапе в 11 классе начинается решение конкретных задач частей А,В и С, но с учетом некоторых особенностей:
- определяются четкие хронологические рамки- IХ-ХVI, ХVII-ХVIII, ХIХ, ХХ века(1900-1916 гг.; 1917-1945 гг.; 1945-1991 гг.; 1992-2011 гг.)
- отрабатываются задания на знание фактов и дат, поиска информации в источнике, установления последовательности событий, систематизации фактов и понятий, анализ исторической ситуации и др.
- проводится контроль и коррекция выполнения заданий
- даются рекомендации по улучшению качества выполнения заданий
- создается ситуация успеха для ученика
- предлагается список дополнительной литературы для самообразования
- осуществляется координация деятельности по подготовке к ЕГЭ с родителями
На третьем этапе ( с конца мая - до середины июня) осуществляется «мозговой штурм», в ходе которого занятия проводятся 2 раза в день, утром и вечером.
Временные рамки выбираются таким образом, чтобы интеллектуальная активность мозга была наиболее оптимальна. Известно, что память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться , а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня примерно к 19 часам. Секрет успеха прост: вечером запоминайте, а утром повторяйте. В моей методике я советую разбить весь материал условно на смысловые части и читать (повторять, учить) определенный материал дома 2-3 раза подряд, что способствует лучшему усвоению материала.
Успех выпускника в сдаче ЕГЭ по истории зависит не только от знаний учителя по предмету, но и знаний психологии. Современный учитель должен обладать интегрирующими знаниями не только в области педагогики, истории и обществознания, но и социальной и возрастной психологии.
Чтобы экзамен стал успешным для одиннадцатиклассника, необходима психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Очень важно, чтобы семья и школа действовали единым фронтом и настраивали детей на ситуацию успеха.
Далее потенциальным абитуриентам предлагаются простые советы, которые позволят сохранить накануне ЕГЭ ясность и четкость ума:
правильное и сбалансированное питание, что позволит организму органично усваивать витамины и питательные вещества
занятие спортом, что позволит обогатить мозг кислородом
здоровый сон, что позволит организму ликвидировать лишние нервные клетки и восстановить силы.
Таким образом, предложенная методика, на мой взгляд, позволит сдать ЕГЭ с минимальными потерями для семьи и школы, а в результате в выигрыше останутся все: ученик, родители и педагог.
Из опыта работы Федченко Ларисы Николаевны учителя истории и обществознания ГОУ лицея № 64 Приморского района г.Санкт-Петербурга .