Методические особенности применения мультимедийных изданий в учебном процессе
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnye_uchebnye_izdaniya.doc | 41.5 КБ |
elektronnyy_uchebnik_moe.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические особенности применения мультимедийных изданий
в учебном процессе
Слайд1
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные мультимедийные издания и ресурсы.
Слайд2
Образовательным мультимедийным изданием является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.
По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:
- обучающие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
- тренажеры (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
- контролирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
- информационно-поисковые и информационно-справочные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),
- демонстрационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
- учебно-игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме). – расшифровка на слайде 3
Рассмотрим их применение на уроках подробнее.
Слайд4
(выступление Михеевой О.П.)
Электронный учебник предназначен для изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Учебник содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям восприятия учащихся.
Слайд5
ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:
1. Обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
2. Помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
3. существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым
объяснениям;
4. наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий)
5. позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу;
6. Дает возможность обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Интернета (принцип актуализации информации)
Слайд 6
Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:
1. обучение без проверки;
2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Диск-учебник: Рассмотрим на примере урока по теме в 6 классе «Борьба Руси с западными завоевателями в 13 в.». Учитель может использовать материал мультимедийного учебника для изучения вопроса «Ледовое побоище» можно использовать видеофрагмент из фильма «Александр Невский» Эйзенштейна или анимационную карту при изучении хода битвы на Чудском озере. Это сделает урок более насыщенным наглядностью, позволит сделать учебный материал более динамичным и эмоциональным. Работу можно организовать фронтально, если используется 1 компьютер. Если есть возможность использовать компьютерный класс, то работа организуется индивидуально или в парах (заменить диск Михеевой на диск Котовой)
Помимо электронного учебника в нашей работе используются электронные тренажеры. Слайд 7
Тренажеры - электронное учебное издание, которое дает обучающемуся возможность самостоятельно отработать навыки, заданные теоретическим материалом, обнаружить слабые места в усвоении курса, представляет собой серию вопросов, задач, практических заданий, предполагающих типовые ответы. Кроме этого часто используются и учебно-игровые электронные издания удовлетворяют потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме.
О применении их на уроках и во внеурочной деятельности расскажет учитель начальных классов Султанова Людмила Александровна.
Слайд 8
Информационно-поисковые,информационно-справочные образовательные электронные издания, представлены электронными энциклопедиями, справочниками, словарями, призваны удовлетворять потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации. Об использовании данных мультимедийных изданий на уроках и во внеурочной деятельности расскажет учитель математики Котова Ирина Леонидовна (диск).
Продолжит рассказ по использованию электронных энциклопедий в своей работе учитель началной школы Решетникова В.П. Если вас заинтересовала информация по электронным энциклопедиям мы предлагаем Интернет-сайты с адресами наиболее известных.
Слайды 9-12
Демонстрационные образовательные электронные издания,
удовлетворяют потребность системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения. Решению этой задачи способствует использование виртуальных лабораторий. О них расскажет учитель биологии и химии Васильева М.А.
Слайд 13
Таким образом, использование мультимедийных изданий на уроках и во внеурочной деятельности может быть организованнофронтально, если в классе только один компьютер. Это дает возможность совмещать на уроке работу с программой и другие формы деятельности:
Обсуждение просмотренного материала с классом
Совместное решение предлагаемых заданий
Дискуссия
Индивидуальная работа в тетради, альбоме и др.
Слайд 14
Если в классе достаточно компьютеров, то работу над учебным материалом можно организовать индивидуально или в парах.
Слайд 15
Рассмотренные виды мультимедийных изданий позволяют учителю использовать разнообразные формы работы.
Разрабатывая данную тему, мы собирали теоретические и практические материалы из разных источников, в т.ч. на курсах, например, в Московской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Являясь экспериментальной площадкой, мы накопили и свой большой опыт в данной области. Если кого-то из вас заинтересовала информация и опыт нашей работы – обращайтесь.
Предварительный просмотр:
Электронный учебник
Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.
Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника?
- Электронный учебник – это продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера.
- Электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины.
- Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Являясь одной из форм компьютерных обучающих систем, электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника.
При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон "Об авторских и смежных правах", а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей. Во-вторых, изменения, если предусмотрена такая возможность, должны быть разрешены только опытному преподавателю, чтобы не нарушалась общая структура и содержание электронного учебника.
Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний. Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. В отношении печатных учебных пособий исследования показывают, что наклонные шрифты (курсив) могут использоваться для акцента или в исключительных случаях для дополнительного текста
Такие учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала. Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Применение аудио фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизирует не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга. По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации. (Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя: если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия -зрительного и слухового- запоминание повышалось до 50%, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.)
Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц. Поэтому электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке. Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и возможно иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники.
ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:
- Обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
- Помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
- существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым
объяснениям;
- наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий)
- позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу;
- Дает возможность обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Интернета (принцип актуализации информации)
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность".
Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
- Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
- Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видеовиде ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
- Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
- На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
- Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
- Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.
- Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.
Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:
- обучение без проверки;
- обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
- тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
ПРИМЕРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ:
1. Электронный учебник по дисциплине: "Отечественная история"
Авторы: Баева Е.П., Дьяченко Е.В., Кузьмина О.В., Ушаков Ю.Н., Чепагина Н.И., Шапошник В.В., Шаскольская Е.А.
http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=16
2. Электронный учебник по биологии
электронного учебного курса "Открытая биология"
3. Электронный учебник по органической химии/ Под редакцией Г.И. Дерябиной
cnit.ssau.ru/organics/
4. Электронный учебник по информатике. Автор: Батищев П.С.
psbatishev.narod.ru/u000.htm
5. Электронный учебник физики. Слободянюк А.И. Физика
www.physbook.ru/
6. Электронный интернет-учебник по химии для школьников и студентов.
www.hemi.nsu.ru/
7. Электронный учебник "Открытая Астрономия"
nature.web.ru/db/msg.html?mid=1169345
8. Биология. Электронный учебник. Ботаника · Зоология · Человек · Общая биология ...
314159.ru/ebio.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»
Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической деятельности»....
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь...
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь...
Вступительная статья для методического пособия с мультимедийными презентациями моделей учебных занятий для 5 класса по курсу «Литература Вятского края».
Мультимедийное пособие адресовано учителям русского языка и литературы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, руководителям курсов внеурочной деятельности, работающим по прогр...
Статья на тему «Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы»
В данной статье описывается сущность понятия «медиасредства» в психолого-педагогической литературе, определяются особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе нача...
Некоторые особенности применения критериального оценивания в учебном процессе в целом и в работе при изучении географии
Мы знаем, что в разных системах оценивания можно выделить свои преимущества и свои недостатки. Недостатки – это, конечно, то, от чего хотелось бы уйти вовсе или минимизировать их....
Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе
Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе...