Обучение в сотрудничестве
методическая разработка на тему
Методическая тема, над которой я работаю и пытаюсь внедрять на своих уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_v__sotrudnichestve.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема:
« Обучение в
сотрудничестве».
Учитель: Елисеева Т. Е.
Технология обучения в сотрудничестве.
Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи своих товарищей;
- совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
- социализация деятельности учащихся в группах;
- общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.
Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, следует структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.
Для этого прежде всего надо обеспечить условия, которые бы помогли реально создать эту взаимозависимость учащихся друг от друга не по их доброму желанию, а объективно. Далее необходимо предусмотреть разнообразные и достаточно действенные способы стимулирования совместной деятельности, достижения значимых для всей группы результатов.
Существует несколько типов взаимозависимости участников совместного обучения:
- Зависимость от единой цели, задачи, которая осознается учащимися и, которую они могут достичь только совместными усилиями.
- Зависимость от источников информации, когда каждый владеет только частью общей информации, необходимой для решения задачи. Каждый должен внести свой вклад в решение задачи. Данная зависимость может быть реализована на уровне разделения труда, ролевых функций.
- Зависимость от единого для всех учебного материала.
- Зависимость от единого для всех комплекта оборудования, необходимого для выполнения общего задания, разделенного между учениками группы.
- Зависимость от единого для всей группы поощрения – либо все члены команды поощряются одинаково, либо не поощряются никак.
Цели:
- единый результат от всей группы;
- подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой (проверено);
- таблица результатов деятельности всех членов группы по каждой теме (в виде оценок в описательной или балльной форме с указанием, какая доп. практика требуется для данного ученика);
- каждый член группы заполняет собственный рабочий лист на любую работу, но учитель берет для анализа один от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.
Организация:
- распределение ролей (состав подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга);
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Оценка:
- балльная;
- похвала учителя;
- поощрение группы путем:
а) выделения доп. времени для решения;
б) присвоения определенной атрибутики;
в) записи индивидуальных и групповых достижений в спец. журнал.
Оценку, которую получает группа, можно улучшить, если каждый член группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному и т.п. Также учитель может выбрать по одному ученику из каждой группы для выполнения проверочной работы, теста; оценка идет в зачет всей группе.
Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя.
Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:
- помочь ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;
- помочь понять им, из чего это умение, навык состоит, как его сформировать;
- организовать необходимую и достаточную практику;
- убедиться, что каждый ученик получает информацию о том, насколько правильно он выполняет задания по овладению навыком, умением;
- стимулировать учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики;
- создать ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
- стимулировать подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
При групповой форме работы на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При чем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Подготовка к выполнению группового задания.
- Подготовка познавательной задачи (проблемной ситуации).
- Инструктаж по последовательности работы.
- Раздача дидактического материала по группам.
Групповая работа.
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
- Распределение заданий внутри группы.
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
- Подведение итогов группового задания.
Заключительная часть.
- Сообщение о результатах работы в группах.
- Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод о групповой работе и достижений поставленной задачи.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
Разновидности групповых технологий.
- Групповой опрос.
- Общественный смотр знаний.
- Учебная встреча.
- Диспут.
Применение на уроках математики.
«Пары сменного состава».
Цели:
- формирование умений решать задачи;
- обучение умению говорить, используя изучаемый материал;
- обучение умению общаться (объяснять, задавать вопросы, возражать, используя знания);
Технология:
- Формируются дифференцированные группы ( 4-8 человек).
- Выбирается руководитель группы.
- Выполнение заданий всеми учащимися, возможна помощь учителя или учеников друг другу.
- Работа в парах:
а) решение задачи №1 соседа с объяснением, если потребуется можно задавать вопросы;
б) проверка; повторное объяснение, если потребуется;
в) меняются ролями;
г) уже без объяснения решается задача №2;
д) обмен тетрадями; проверка; объяснение (если потребуется);
отметка учащегося и его подпись.
- Формируются пары из разных групп.
«Цепочка».
Цели:
- отработка умения решать задачи;
- обучение сотрудничеству;
- формирование сплоченности.
Технология:
1) Каждый решает свою задачу, учитель проверяет.
2) Работа в парах:
а) первая колонка ряда сидит, а вторая пересаживается;
б) решаются задачи друг друга;
в) взаимопроверка и взаимные консультации.
«Атака мыслей».
Цели:
- обучение умению говорить, используя изученный материал;
- обучение общению (объяснять, задавать вопросы, возражать, аргументировать и т. п.);
- воспитание сотрудничества.
Технология:
- Сообщение темы. Правила. Критерии оценки.
- Выбираются эксперты, секретари.
- Формируются две группы: одна предлагает идеи (решения задачи), другая их критикует.
- Анализ идей.
- Подведение результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»
В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...
Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.
Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность в себе....
Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.
Представлен опыт технологии обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....
Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку
материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...
Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения
В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...
Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»
Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...
Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»
I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве. 1.Науч...