Социальный проект "Я - гражданин XXI века"
методическая разработка по теме
Проект представляет собой пять взаимосвязанных блоков деятельности, раскрывающих внутренние возможности воспитанников, способствующие их личностному росту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_proekt_ya_-_grazhdanin.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Белебеевский детский дом Республики Башкортостан
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Я – гражданин XXI века»
Автор – составитель:
заместитель директора по УВР
Е.В. Муфтиева
Белебей, 2011 г.
Тип проекта
По предмету деятельности: социальный
По времени деятельности : среднесрочный
По количеству участников: групповой
Целевая группа: педагоги и воспитанники детского дома
Актуальность проекта
Особое социально-историческое значение приобретает воспитание как важнейший фактор и компонент образования, процесс развития «Нового Человека в Человеке»: индивидуальности, субъекта, личности гражданина, патриота своей страны, носителя общечеловеческих ценностей.
Система образования детей XXI века должна дать растущему человеку основу культурно-духовного становления, социального и личного опыта, начальной профессиональной ориентации с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Все эти задачи невозможно выполнить только в сфере основного (школьного образования).
Дополнительное образования – один из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения воспитанников.
В отсутствии семьи, детский дом для ребенка становится базовым институтом социализации. Средства процесса социализации выбираются на основе изучения прогнозируемых сценариев «общества будущего», в котором ценностными ориентирами для формируемых качеств и компетенций личности становятся гуманизм, патриотичность, экологическая грамотность, информационно-поисковая активность, мобильность, ответственность, проектность, самоорганизация, саморазвитие. Поэтому важно готовить воспитанников детского дома не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой молодой человек войдет в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Если представить себе выпускника интернатного учреждения, получившего среднее образование, владеющего иностранным языком, умеющего работать на компьютере, способного проектировать свою будущую жизнь – с уверенностью можно сказать, что он будет принят в такую культурную среду, которая станет надежной базой для его жизненных успехов.
Цель проекта:
Самореализация личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения и ситуации выбора, умеющей ставить цель и достигать ее, обладающей социально необходимыми качествами.
Задачи проекта:
- Содействие личностному росту воспитанников.
- Обучение эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях.
- Развитие лидерских качеств и организаторских способностей.
- Обучение сотрудничеству в команде.
- Развитие учебных и познавательных навыков.
Ожидаемый результат:
- Сформированность у воспитанников общегражданских ценностей.
- Способность конструктивно выполнять разные социальные роли.
- Умение органично вписаться в общественные институты.
- Готовность и стремление к постоянному поиску знаний.
- Повышение культурного уровня.
- Ведение ЗОЖ.
Сроки реализации:
октябрь 2011 – май 2012 гг.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Проведение социального опроса воспитанников.
- Анализ имеющихся ресурсов для осуществления проекта.
- Составление плана мероприятий по реализации проекта.
Основной этап:
- Формирование портфолио воспитанников.
- Проведение социальных акций.
- Участие воспитанников в спортивных и творческих мероприятиях, соревнованиях различного уровня.
- Участие воспитанников в общественной жизни детского дома, школы, города.
Заключительный этап:
- Анализ проделанной работы.
- Подведение итогов проекта.
- Определение перспектив дальнейшего развития проекта.
Управление и ресурсное обеспечение:
- Мотивация участников проекта.
- Кадровое обеспечение: педагоги детского дома.
- Методическое обеспечение: тематические воспитательные программы, методическая литература, видеотека, банк передового опыта педагогов
- Материально – техническое обеспечение: помещение, мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности, костюмы, транспорт, спортивное оборудование
- Финансовое обеспечение
Содержание проекта
Содержание проекта включает в себя пять взаимосвязанных блоков, удерживающих целостность целенаправленного воспитания детей-сирот. Каждый из блоков отражает отдельный этап работы, который имеет свои цели и средства их достижения.
I блок «Я – здоровый человек»
В мире есть лишь две абсолютные ценности:
чистая совесть и здоровье.
Цель: формирование у воспитанников осознанного стремления к ЗОЖ.
Задачи:
- Проведение воспитательных мероприятий, способствующих становлению и укреплению о воспитанников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья;
- Пропаганда ЗОЖ.
Тематические беседы и тренинги | Мероприятия | КТД | Традиции, обычаи | Участие в муниципальных республиканских мероприятиях |
- «Здоровье – ключ к успеху; - «Умей сказать - «нет!»; - «Три ступени ведущие вниз»; -«Параолимпийские игры» | -Танцевальный марафон, посвященный Дню борьбы со СПИДом : - товарищеские встречи по футболу; - лыжные гонки | - Акция «Столовая для пернатых друзей»; - акция «Рябиновая аллея»; экологические субботники; - акция «Наш двор» | -Ежедневная утренняя гимнастика; - Неделя здоровья; - декадник «Красный, желтый, зеленый» | - Участие в муниципальном конкурсе рисунков «Мы – за ЗОЖ!»; - участие в республиканских соревнованиях по футболу среди воспитанников детских домов РБ; - участие в муниципальной легкоатлетической эстафете. |
II блок «Я – культурный человек»
Для успеха в жизни
культура общения с людьми
гораздо важнее, чем обладание талантом
Цель: повышение уровня воспитанности детей.
Задачи:
- Воспитание эстетической, политической культуры.
- Формирование культуры поведения в обществе, коммуникативных навыков.
- Формирование нравственно-волевых качеств личности.
Тематические беседы и тренинги | Мероприятия | КТД | Традиции, обычаи | Участие в муниципальных республиканских мероприятиях |
- «Культура и быт башкирского народа»; -« Народные праздники»; - «Доброе слово и кошке приятно»; - «Культура умственного труда в школе и дома» | - Выставка творческих работ «Вернисаж»; - Конкурс чтецов «Времена года» | - Акция «Подарок другу»; - Акция «Копилка Деда Мороза» | - Неделя «Музей и дети»; - посещение концерта народного хора «Русские звоны» | - Участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных творческих конкурсах |
III блок «Я - патриот»
Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан
Н.Некрасов
Цель: формирование активной гражданской позиции воспитанника.
Задачи:
- Способствовать осознанному участию воспитанников в социально значимых мероприятиях, акциях.
- Развивать коммуникативные умения и навыки воспитанников.
- Развитие чувства гордости за свою страну.
Тематические беседы и тренинги | Мероприятия | КТД | Традиции, обычаи | Участие в муниципальных республиканских мероприятиях |
- «С чего начинается Родина?»; - «Урок мужества»; - «Ими гордимся»; - «Мой главный документ» | - Поисковая работа «Как зовут тебя, улица?» | - Акция «Помощь ветерану»; - Концерт к празднику Победы; - Посадка «Аллеи ветеранов» | - Торжественное вручение паспортов; | - Участие в легкоатлетическом кроссе, посвященному Дню Победы |
IV блок «Я – толерантная личность»
Испытание на мужество
человек проходит в одиночестве,
толерантность проявляется среди людей
Цель: формирование у воспитанников навыков управления своими эмоциями.
Задачи:
- Развитие у воспитанников способности к эмпатии и сенситивности.
- Воспитание терпимости и понимания к людям.
- Воспитание милосердия.
Тематические беседы и тренинги | Мероприятия | КТД | Традиции, обычаи | Участие в муниципальных республиканских мероприятиях |
- Тренинг «Портрет толерантной личности»; - Тренинг «Критикуя, предлагай»; - «Ты да я, да мы с тобой» | -Проведение народных праздников; - экскурсия в ЦНК «Урал-Батыр» | Благотворительный концерт в доме престарелых; - «Театральные гастроли - малышам»; | Познавательные занятия «Мы такие разные, но все-таки мы вместе» | - Участие в республиканском проекте «Подари детям столицу республики»; - Участие в межрегиональном конкурсе рисунков «Наполни сердце добротой» |
V блок «Я –успешный человек»
У меня все получится!
Цель: формирование у воспитанников стремления к личностному росту, самопознанию, саморазвитию.
Задачи:
- Формирование положительной мотивации к образованию и самообразованию.
- Развитие творческих способностей.
- Воспитание целеустремленности.
Тематические беседы и тренинги | Мероприятия | КТД | Традиции, обычаи | Участие в муниципальных республиканских мероприятиях |
- «Моя уникальность»; - Ресурсный психотренинг; - «Мои цели»; - «Мой разумный выбор»; - Тренинг «Ковер мира»; - «Мой речевой стиль»; Самопрезентация «Здравствуйте, это я!» | Интеллектуаль- ный марафон; - олимпиада по обществознанию - Викторина «Знай свой край» | Выпуск газеты «Будь в курсе!» | - чествование успешных учеников, активистов детского самоуправления, победителей конкурсов, олимпиад на Дне Детства | Участие в республиканском культурно-спортивном фестивале воспитанников детских домов |
Социальные партнеры
по реализации проекта
- Детская юношеско-спортивная школа
- Детская школа исскуств
- Краеведческий музей
- Музей народного творчества
- Центр национальных культур «Урал-Батыр»
- Детский сад «Дюймовочка»
- Городской совет ветеранов
- Городской отдел молодежи
- Центр помощи семье, детям и молодежи
- ГУ КЦСОН стационарное отделение для граждан пожилого возраста с. Усень-Ивановское.
Пути дальнейшего
развития проекта
- Успешное участие детей в творческих, интеллектуальных, спортивных конкурсах
- Пополнение портфолио воспитанников
- Встречи с успешными выпускниками детского дома, знаменитыми земляками.
- Обновление стенда «Ими гордимся»
- Успешное поступление воспитанников в ссузы и вузы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"
Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека к здоровью ребёнка. Реализация проекта - это комплекс ме...
Социальный проект в рамках акции "Я- гражданин России"
Социальный проект ««Благоустройство береговой зоны пруда Гарган микрорайона школы №12 г Новочеркасска» в рамках акции: «Я – гражданин России». ...
Из опыта разработки социального проекта «Мы волонтеры» в рамках XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России».
В этом учебном году активные лицеисты БОУ г. Омска «Лицей № 143» приняли участие в областном конкурсе социальных проектов среди обучающихся Омской области в рамках XIII Всероссийской акции «Я – ...
Алгоритм работы над социальным проектом в рамках ежегодной акции "Я - гражданин России"
Алгоритм действий учащихся по подготовкеи выполнениею фоциального проекта, участвующего в ежегодной акции "Я -гражданин России" выполнен на основании 10-летнего опыта работы и участия школьнрой ...
Социальный проект "Тимуровцы XXI века"
Укрепление связи поколений. Оказание посильной помощи пожилым людям, живущим рядом с нами....
Презентация "Социальный проект "Тимуровцы XXI века"
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта (укрепление связи поколений; оказание посильной помощи пожилым людям, живущим рядом)....
Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»
Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...