творческие возможности и способности ученика
статья по теме
Методический материал представлен в виде статьи с презентацией.
…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativ_tvorchestvo.zip | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Лекция
«Творческие возможности и способности ученика»
Подготовила
учитель I квалификационной категории,
заместитель директора по методической работе
Сидоренко Галина Ибрагимовна.
г.Мегион,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
2011 г.
Творческие возможности и способности ученика.
Кто испытал наслаждение творчества,
для того все другие наслаждения не существуют.
А.П.Чехов
К. Г. Юнг пишет:
Создание нового является делом не интеллекта,
а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению.
Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Что же такое творчество?
Творчество
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Содержание понятия
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Стадии творческого мышления
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
Озарение — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.
Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.
Творчество и личность
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Характер связи творчества и личности
«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов и убеждений. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиям».
В соответствии с этим, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:
Личность есть не субстанция, а творческий акт.
Мотивация творчества
В. Н. Дружинин пишет:
В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.
Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:
В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека..
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:
…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…
Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:
Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.
Креативность
Креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность;
- образную креативность;
отдельные креативные способности:
- беглость,
- гибкость,
- оригинальность,
- способность видеть суть проблемы,
- способность сопротивляться стереотипам.
Критерии креативности:
1.Беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
2.Гибкость. обуславливается двумя обстоятельствами:
во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении,
во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
3.Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
4. Метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
Творческая деятельность ученика нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие созидательному творчеству:
- Диагностика и самодиагностика ученика, позволяющая ему узнать свой образовательный потенциал, строить собственный путь в образовании, чувствовать веру учителей и родителей в реализацию своих возможностей.
- Формирование у учащегося личностной системы самооценок с целью уменьшения зависимости его творческой самореализации от внешних условий.
- Овладение учителем технологией сопровождающего отношения к индивидуальному образовательному процессу каждого ученика.
- Освоение и применение учащимися методик выражения внутренних качеств состояний и процессов с помощью внешних продуктов деятельности, в том числе знакового и символического типа.
Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя:
а) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах;
б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества;
в) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность.
Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — «стоящее за»), то есть когнитивную и методологическую деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.
Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность и талант. В данном вопросе среди отечественных и зарубежных ученых нет однозначного понимания. Одни исследователи говорят, одаренных детей около 3%, другие считают одаренным каждого нормального ребенка. Если применять эвристические методики и технологии продуктивного обучения, вряд ли можно обнаружить детей, которые не смогли бы создать собственную образовательную продукцию в тех или иных областях деятельности.
Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «гений». Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей — гением.
Поскольку возможностью творческой самореализации наделены практически все дети, то термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого ученика, применяемую к нему в каждой из образовательных областей.
Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в образовательной области. Чем в большей степени ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика
Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели. Дидактическая теория, предполагающая построение образования на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, называется дидактической эвристикой (А. В. Хуторской).
Дидактическая эвристика имеет цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов — учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образовательных продуктов.
Задача эвристической образовательной деятельности — конструирование учеником своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого образования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им внутреннего продукта — изменение знаний, опыта, способностей, способов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.
Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие — материальная и личностная — создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.
Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи ее внешнего материализованного проявления с внутренним, — личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.
Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех основных целях:
- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
- освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.
Отличие эвристического обучения от проблемного. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения — усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения за дачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.
НО главное отличие в том, что объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.
В эвристическом обучении по всякому важному вопросу ученики изначально излагают свое мнение, суждение или предположение. Для этого им предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т. п.), но неготовые знания о нем. Например, изучая состав предложения, ученики конструируют свое правило его устройства; решая задачу, извлекают способы ее решения; изучая понятие или явление, предлагают свое определение или объяснение.
С детскими версиями и суждениями учитель работает как с особым личностным содержанием образования, помогает ученикам оформить и выразить свою мысль. Особое внимание уделяется неординарным, нестандартным суждениям и работам. Ученики с помощью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, относятся к ней критически, но доброжелательно.
Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т. п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами. Каждый ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны — личностное развитие и продукция самих учеников, с другой — усвоение и личностная оценка ими общепринятых достижений человечества, и том числе и образовательных стандартов.
Завершает цикл эвристического обучения рефлексия — осознание учениками способов собственной деятельности, фиксация достигнутых образовательных результатов. Рефлексия обнаруживает «сухой остаток» деятельности, обозначает осознанные детьми образовательные результаты, выявляет возникшие проблемы.
Результат деятельности ученика выступает не только личностным, но и в определенном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.
Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинают решаться в личной деятельности ученика.
Творчество — всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки — личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат:
а) развитие личностных качеств ученика;
б) его творческие достижения по изучаемым предметам;
в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.
Проведенные исследования показали, что практически любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету и в любом возрасте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом.
Разработка творческого урока
Творческий урок — это «магический кристалл», грани которого отражают все составляющие примененной системы обучения. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.
Создание творческого урока — это «творчество в квадрате», поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие:
Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы?
Как обеспечить этот процесс?
Во время проектирования урока учитываются:
- образовательная программа,
- уровень подготовки детей,
- наличие методического инструментария,
- специфика имеющихся условий,
- тип урока,
- формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей.
Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников.
После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением намеченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель — также творец, а не простой исполнитель своего плана!
Открытые задания. Успех творческого урока определяется «стартовым» заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта.
Опыт показывает, что именно от содержания сформулированного задания зависит уровень творческой самореализации учащихся. Если задание звучит сухо или непонятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или от реальной проблематики исходной науки, то шансов на качественный результат мало.
И наоборот, если задание предлагается детям в соответствии с их потребностями и предыдущей мотивированной деятельностью, а содержится действительно «живая» проблема или задача, если ее решение не очевидно даже для учителя, такое задание способно повести за собой весь ход урока, постепенно выстраивая его по внутренней логике обозначенной проблемы.
Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.
Период времени, отводимый на выполнение заданий — от 1 минуты до нескольких занятий. Применение таких заданий, с одной стороны, направлено на творческое освоение базового содержания учебных курсов, с другой — обеспечивает развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных качеств учащихся.
Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.
Требования к разрабатываемым открытым заданиям:
- задания должны относиться к конкретному базовому вопросу, теме или объекту изучения, обозначенному в учебной программе, например: «Правила сложения с переходом через десяток»;
- задания не должны иметь заранее известного для учителя решения, например: «Объясните графическую форму изображения цифр 1 и 0»;
- формулировка задания должна быть интересна или необычна как для учеников, так и для автора — учителя, например: «Почему А — первая буква алфавита?»
Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для этого нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, а не только его конкретное содержание. Составляя открытое задание, учитель может знать 2—3 варианта его возможных решений, но окончательное количество и качество решений не должно ограничиваться.
Ниже приведены общие направления конструирования открытых заданий, каждое из которых может быть реализовано по-разному в зависимости от учебного курса, целей учителя и условий обучения. Задания сгруппированы по доминирующим видам деятельности учащихся: когнитивной, креативной, оргдеятельностной.
Задания когнитивного типа:
Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, на пример: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций). а) придумать обозначение числа, звука, буквы; б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; в) сформулировать грамматическое правило, математическую закономерность, способ изготовления поделки и т. д.
6. Текст задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности для учащихся. Способов формулирования эвристического задания может быть сколь угодно много, например: найди причину происхождения, разреши противоречие, «почему так, а не иначе», «исключение вместо правила», «если бы», «пусть невозможное станет возможным», какова закономерность, составь модель, исследуй реальность и т. п. |
Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он — полноправный источник и организатор своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.
Заключение
М. И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку знание — основа продуктивного мышления) и частично — в ходе решения задач».
Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность — подготовительный этап к проявлению познавательной деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский».
Литература
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
- Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994.
- Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
- Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
- Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, – СПб.: Питер, 2005.
- Юнг К. Г. Психологические типы.
- Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 142-154.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей и творческих возможностей на уроках
В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как творчески активного деятеля. В современных д...
Особенности развития творческих способностей учеников на уроках русского языка
Очень поможет в работе начинающим педагогам. Выступление на методсовете,...
Развитие речевых навыков и творческих способностей учеников через метод проектов на уроках английского языка
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность"...
Активизация творческих способностей учеников на уроках технологии по ФГОС
Теоретическая часть:Общекультурные компетенции.Дидактические единицы.Информационный проект.Методическая часть:Ключевые компетенции учителя технологии и предпринимательства, его профессиональные способ...
Развитие творческих способностей ученика в образовательном процессе
Работа представляет реферативное исследование классических первоисточников на заданную тему и рассказ о собственных методах развития творческих способностей учащихся основной школы на урок...
Статья «Развитие творческих возможностей ученика - путь к литературному образованию». Из опыта работы учителя.
Решение главной задачи современного урока литературы - формирования интереса к чтению - лежит и в психологической области. Учителю должна быть интересна личность ученика в большей степени, чем личност...
"Формирование творческой образовательной среды для развития способностей ученика, организация работы с одаренными детьми", выступление, 13.11.2017
Одаренный ребенок - кто он? Работа с мотивированными детьми....