"Одаренные дети"
методическая разработка на тему
Готовый материал для проведения педсовета в общеобразовательной школе. Представлены основные понятия одаренности, виды, подходы к классификации одаренности, формы и методы работы с одаренными детьми, качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_-_pedagogicheskiy_sovet_.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
"Человечество движется вперед благодаря избранным"
Альфред Бине (французский психолог)
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.
В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Для начала необходимо разобраться в понятиях: ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ, СПОСОБНОСТИ, ТАЛАНТ, ОДАРЁННОСТЬ ? (попробуйте вставить эти понятия!)
- Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
- Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
- Одарённость - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
- Талант - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Слайд Более полное определение одаренности:
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Особенности познавательной сферы одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
- Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
- Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
- Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
- Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
- Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
- Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
- Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
- Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
- Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
- Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
- Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
- Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Проблемы одаренных детей.
Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.
- Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
- Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
- Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
- Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Существует множество подходов и соответственно классификаций детской одаренности:
Критерии, положенные в основу классификации видов одарённости (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)
- «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
- «степень сформированности одарённости»
- «форма проявления»
- «уровень достижений»
- «широта проявлений в различных видах деятельности»
- «особенности возрастного развития»
На 9 слайде представлены виды одаренности в различных видах деятельности:
Так, например, говоря о широте проявления в различных видах деятельности, выделяют:
- Общая (или интеллектуальная) одарённость
- специальная одарённость
по критерию “особенности возрастного развития”:
- ранняя одарённость (вундеркинды – дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);
- поздняя одарённость
Музыкальная одаренность: у В.А. Моцарта в 3 года, у Ф.Й. Гайдна – в 4 года, у Я.Л.Ф. Мендельсона – в 5 лет, у С.С. Прокофьева – в 8 лет, у Ф. Шуберта - в 11 лет, у К.М. Вебера – в 12 лет, у Л. Керубини - в 13 лет.
Художественная одаренность: у И.Е. Репина и В.А. Серова- в 6 лет, у С. Рафаэля и Ж.Б. Греза - в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто - в 10 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.
Математическая одаренность: у Б. Паскаля, Г.В. Лейбница, И. Ньютона, Ж.Л. Лагранжа, К.Ф. Гаусса, Э. Галуа - в 20 лет.
Психофизиологическая основа одарённости
Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся).
Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической.
Левое полушарие: | Правое полушарие: |
Правополушарные художники: В.В. Ван-Гог, М.А. Врубель, Ф.В.Э. Делакруа, К.А. Коровин, М.Ф. Ларионов, И.И. Левитан, О.К. Моне, Э. Мунк, Х. Рембрандт, П.О. Ренуар, М.С. Сарьян, В.И. Суриков, Д.М.У. Тернер.
Левополушарные художники: Ф.А. Бруни, Г. Гольбейн, Ж.Л. Давид, А.А. Дейнеки, А. Дюрер, Р. Кент, Ж. Клуэ, К.С. Малевич, Г.Г. Нисский, В.Г. Перов, К.С. Петров-Водкин, Н. Пуссен.
Правополушарные композиторы: Г.Л. Берлиоз, В.Р. Вагнер, А.К. Дебюсси, Г. Малер, А.Н. Скрябин, П.И. Чайковский, Р.А. Шуман.
Левополушарные композиторы: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Я.Л.Ф. Мендельсон, С.С. Прокофьев, Ж.Ф. Рамо, И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит.
Правополушарные артисты театра и кино: В.С. Высоцкий, Е.А. Евстигнеев, А.А. Миронов, А.Д. Папанов, А.И. Райкин, О.В. Басилашвили, Г.И. Бурков, О.П. Табаков, Ю.В. Яковлев, Л.А. Якубович.
Таким образом, одарённость оказывается многомерным по своему характеру явлением.
Обучение интеллектуально одарённых учащихся
Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).
Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).
Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
- выявление одаренных детей;
- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Принципы обучения интеллектуально одаренных учащихся
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип учета возрастных особенностей.
Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся
Ускорение обучения | Углубление обучения | Проблематизация обучения | Обогащение обучения |
- ранее поступление в школу, - ускорение в обычном классе, - занятия по некоторым предметам в старших классах, - «перепрыгивание» через класс, - профильные классы, - радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе), - частные школы, - раннее поступление в высшие учебные заведения. | школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и т.д | предполагает стимулирование личностного развития одаренных учащихся через использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, рефлексивного плана сознания | - вертикальное обогащение (соответствует ускорению обучения); - горизонтальное обогащение (учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы, летние школы и т.д.); - научно-исследовательская и проектная деятельность; - использование активных форм организации обучения (тренинг, мозговой штурм и т.д.). |
Работать с одаренными детьми может педагог, имеющий определенный уровень компетентности.
Результаты
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» (слайд)
Результаты:
- 49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
- От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
- 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися:
- желание работать нестандартно,
- увлеченность своим делом,
- поисковая активность,
- любознательность,
- интеллектуальность,
- нравственность,
- эрудированность,
- потребность в научной и творческой деятельности,
- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,
- знание всех областей человеческой жизни.
И еще: важно помнить, что «Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…»
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
Бочарова Любовь Анатольевна,
МОУ СОШ №5 г.Ржева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)
Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...