Творческая деятельность учащихся на уроке
статья на тему
Творческая деятельность учащихся как средство повышения качества знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_deyatelnost.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая работа учащихся на уроке
как средство повышения
качества знаний
Подготовил: учитель биологии и
экологии МОУ Лицея №15
Седлецкая Ольга Владимировна
Творческие способности – это высшее проявление способностей индивида. В познавательной деятельности в конечном итоге они выражаются в способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
Психологи рассматривают творческий процесс как единство интуитивного и логического. Интуитивное мышление относится к сфере чувственного познания, где ориентирование человека опирается исключительно на первичные, базальные модели-изображения.
Логическое мышление относится к сфере абстрактного познания, где продукты познавательной деятельности могут быть абстрагированы от хода взаимодействия субъекта с объектом и описаны как знаковые модели вещей оригиналов.
Интуиция – важная составляющая любого творческого процесса. Но сам интуитивный момент не есть творчество, его эффект должен быть осознан, формализован средствами мышления. Интуитивное решение возможно лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте. Такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях, предшествующих решению задачи, проблемы.
Чтобы помочь ученику в интуитивном решении, необходимо актуализировать предшествующий опыт. Это можно сделать в виде подсказки, причем, если подсказка предшествует задаче, то ученик не может воспользоваться побочным продуктом. Если же подсказка будет следовать за задачей, то в большинстве случаев побочный продукт приводит к решению или постановке проблемы.
Для того чтобы организовать самостоятельное открытие какого-либо знания, необходимо дать учащимся поработать с объектом приблизительно так же, как раньше. При этом они могут использовать в качестве подсказки неосознаваемый продукт предшествующего действия.
Таким образом, хотя научить творчеству нельзя, можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.
Различные учебные предметы в связи с особенностями учебного предмета и возрастными особенностями учащихся обладают неодинаковыми возможностями для организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей. Одна из особенностей биологии как учебного предмета заключается в том, что она представляет широкие возможности для развития творческих способностей в силу особенностей построения курса: изучение биологии примерно соответствует стадиям исследования биосистем в науке.
Стадии исследования биосистем в науке: экспериментальная, стадия моделирования, стадия построения теорий. Чтобы предмет способствовал в большей степени развитию творческих способностей, он должен быть построен циклически: исходные опыты – абстрактные модели – теоретические следствия – экспериментальная проверка следствий. Построение биологии в целом соответствует этому циклу, лишь в качестве экспериментальной проверки теоретических следствий выступают данные современной науки.
Так, в младшем и среднем звене школы преподавание биологии предполагает в большем числе организацию наблюдений, проведение опытов и на основе этого подведение на обширном фактическом материале к эмпирическому обобщению, построению моделей биологических систем, моделей их функционирования и взаимодействия (питание, дыхание, обмен веществ, взаимосвязь органов и т. д.). В старших классах большая часть времени отводится теоретическому изучению биологических закономерностей (Эволюции, наследственности и изменчивости, круговороту веществ и превращению энергии в биосфере) на основе уже имеющихся знаний, как в виде моделей биологических систем, так и в виде фактического материала.
Такое преподавание позволяет раскрыть сущность научного знания, сущность науки. Сущность науки представляет собой общие закономерности, установленные на основе конкретных явлений, существующих, наблюдаемых, измеряемых в окружающем мире.
Данные – это отобранные факты. При этом получение желательных данных ставит перед исследователем две проблемы. Одна – это получение данных, если он знает, что именно нужно. Другая – узнать, какие данные нужны.
Первая проблема лучше всего решается запланированным экспериментом с четким контролем. Научный эксперимент – основное средство получения необходимых данных.
Для решения второй проблемы необходимо построить новую гипотезу. Эти две проблемы, конечно, связаны. Следовательно, связаны и способы их решения. Их объединяют эксперимент, который приносит необходимые данные, гипотеза, что ведет к этому эксперименту, и та новая гипотеза, которая сталкивает с новыми проблемами.
Структура и содержание школьного курса биологии и в этом случае предоставляет широкие возможности. В частности, раздел «Человек и его здоровье» позволяет уделить больше внимания развитию именно этой стороны творческих способностей.
При освоении содержания данного раздела, например при изучении механизмов функционирования, и регулирования систем органов и организма в целом, широко привлекается биологический эксперимент, как в виде лабораторных работ и самонаблюдений, так и в виде примеров из истории науки, и данные современной науки.
В качестве примера рассмотрим, как у учащихся формируется умение устанавливать причинно-следственные связи при выполнении лабораторной работы «Микроскопическое строение крови».
Лабораторная работа может проводиться в трех вариантах:
- иллюстративном,
- частично-поисковом,
- исследовательском.
В каждом варианте должна присутствовать в неявной форме (в качестве вопросов вводной и обобщающей бесед, содержания таблицы при оформлении результатов и т. д.) логическая схема, отражающая систему причинно-следственных связей.
Иллюстративная лабораторная работа.
Инструктивная карточка.
1. Изучите статью «Эритроциты».
2. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и найдите доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина).
Заполните таблицу.
Признаки для сравнения | Эритроциты лягушки | Эритроциты человека |
Малое увеличение | ||
Рисунок эритроцитов в поле зрения микроскопа | ||
Относительные размеры и количество | ||
Большое увеличение | ||
Рисунок одного эритроцита | ||
Форма | ||
Наличие ядра | ||
Окраска |
Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного содержания гемоглобина в эритроцитах?
3. Запишите вывод:
Кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как: 1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие…, 2) увеличивается относительное содержание гемоглобина вследствие…
Частично-поисковая лабораторная работа.
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и заполните таблицу.
Признаки для сравнения | Эритроциты лягушки | Эритроциты человека |
Малое увеличение | ||
Рисунок эритроцитов в поле зрения микроскопа | ||
Относительные размеры и количество | ||
Большое увеличение | ||
Рисунок одного эритроцита | ||
Форма | ||
Наличие ядра | ||
Окраска |
2. Сравните эритроциты лягушки и человека. Обратите внимание на таблицу, в ней не случайно признаки отделены чертой.
3. Проинтерпретируйте две группы фактов и ответьте на вопрос: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше кислорода и почему?
Исследовательская лабораторная работа.
Инструктивная карточка.
Вы исследуете микроскопическое строение крови лягушки и человека. Вам необходимо отыскать и проинтерпретировать факты, доказывающие, что чья-то кровь переносит в единицу времени единицей объема больше кислорода. За основу можете взять рабочую гипотезу: «Перенос кислорода будет зависеть от … , значит, необходимо найти доказательства наличия этих причин».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка."
Методы творческого обучения на уроках русского языка....
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках английского языка (5 класс)
Использование ИКТ для эффективного обучения в режиме сотрудничества учитель-ученик...
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения
Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя - мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...